Основные направления бюджетной политики на год. Минфин раскрыл детали изменений налоговой системы
Минфин России подготовил проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019–2021 годы. Чиновники представили его общественности в докладе и фактически раскрыли свои планы на изменение налогов для бизнеса и граждан в ближайшие 3 года. Приятно, что отчетов должно стать меньше, но контроля, что очевидно, но неприятно, - больше.
Что случилось?
Минфин России представил общественности доклад «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в котором раскрыл свои планы по наполнению бюджета, а также расходованию средств федерального бюджета на разные статьи. Поскольку расходы будут увеличиваться каждый год, то и доходы необходимо также увеличивать, отмечают чиновники. За счет каких мер они намерены этого добиться?
Налоги как способ увеличить доходы бюджета
Поскольку в период до 2021 года запланирован рост расходов на важные направления, например, на здравоохранение чиновники намерены истратить:
- до 459,5 млрд рублей в 2019 году;
- до 563,2 млрд рублей в 2020 году;
- до 572,5 млрд рублей в 2021году,
то и доходы бюджета должны вырасти. Поэтому, по мнению Минфина, повышение НДС с 18% до 20% необходимо и уже практически свершившийся факт. В качестве компенсации для налогоплательщиков за эту непопулярную меру чиновники предлагают ускорить возмещение НДС. В частности, для экспортеров товаров и услуг предусмотрено снижение с 7 до 2 млрд рублей порога совокупной суммы налогов, уплаченных за 3 предшествующих года. Достижение такого размера уплаченнных налогов дает экспортеру право возмещать НДС заявительным порядком, без представления в налоговые органы банковской гарантии или договора поручительства.
Также с целью пополнения бюджета и выведения из тени значительного числа граждан, зарабатывающих самостоятельно, чиновники решили ввести новый специальный налоговый режим — систему налогообложения профессионального дохода физлиц, не имеющих наемных работников. Речь идет о доходах самозанятых граждан, а для исчисления и перечисления налога будет использоваться специальная программа, разработанная на основе новых информационно-технологических решений. С ее помощью налогоплательщики в автоматическом режиме, с применением специального мобильного приложения, смогут обмениваться информацией с органами ФНС. Налоговая отчетность для такой категории налогоплательщиков не предусмотрена. Эксперимент по внедрению системы должен начаться с 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ.
Кстати, НДФЛ Минфин изменять не планирует, но намерен серьезно изменить подход к его администрированию, а заодно заняться и условиями предоставления налоговых вычетов по НДФЛ.
Новый порядок администрирования НДФЛ и налоговых вычетов
Чиновники предусмотрели в своем проекте уточнение порядка обложения НДФЛ в части применения имущественного налогового вычета при продаже имущества, полученного на безвозмездной основе, а также в порядке дарения или наследования. Кроме того, изменится подход к предоставлению имущественных вычетов налогоплательщикам по процентам, если кредит был получен в целях рефинансирования ипотеки, или же кредит получен налогоплательщиком в соответствии с программой помощи отдельным категориям заемщиков по ИЖК, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.
Если налогоплательщик по каким-то причинам не задекларирует свой доход от продажи недвижимого имущества, то налоговики смогут самостоятельно начислить ему налог с учетом кадастровой стоимости такой недвижимости. Отдельно специалисты Минфина подчеркнули необходимость уточнения порядка признания расходов при определении налоговой базы по НДФЛ при продаже недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
Индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения ожидает отмена обязательного декларирования доходов, поэтому для них чиновники уточнят порядок исчисления и уплаты НДФЛ.
Льготные режимы налогообложения: отчетов меньше, видов деятельности больше
Главное, что пообещали чиновники представителям малоги бизнеса, в частности ИП, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими онлайн-ККТ, — это отмена обязанности представления налоговой декларации. То есть предпринимателю больше не нужно будет отчитываться перед ФНС. Одновременно Минфин анонсировал расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН. В этот список чиновники собираются в ближайшее время добавить:
- виды деятельности, связанные с растениеводством и животноводством;
- услуги, связанные с этими видами деятельности.
Субъекты РФ получат полномочия устанавливать ограничения для применения ПСН на своей территории. Такие ограничения, по мнению Минфина, могут быть связаны с:
- общей площадью сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков;
- общим числом автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- общим числом объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.
По имущественным налогам Минфин планирует завершить переход к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости. А также чиновники сообщили о том, что уже с 1 января 2019 года движимое имущество организаций перестанет быть объектом обложения налогом на имущество. Для физлиц такая преференция, к сожалению, не предусмотрена. Но им чиновники предложили уточнить порядок исчисления налога на имущество с установлением коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости. В результате таких поправок налог может быть увеличен мексимум на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Страховые взносы: заморозка тарифов
Минфин пообещал зафиксировать до 2021 года тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины на бессрочный период. Также все тарифы страховых взносов на все виды обязательного социального страхования будут зафиксированы на уровне 30%. В планах чиновников есть и расширение пониженных тарифов страховых взносов, а также освобождение от обложения ими некоторых видов компенсационных выплат, например, по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Налоговый и Бюджетный кодексы вообще пора переписать
Об этом заявил глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на слушаниях, посвященных обсуждению будущего бюджетной политики. И вот почему: за 20 лет существования в Налоговый кодекс было внесено несколько десятков тысяч поправок, и на сегодняшний день он устарел и тормозит развитие экономики. Про Бюджетный кодекс Макаров высказался таким образом:
Сегодня ни регионы, ни потребители не понимают, что там написано.
Сегодня, 9 июля, комитет Госдумы по бюджету и налогам проводит парламентские слушания «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». На нем депутаты обсуждают проект документа, который накануне был представлен Минфином. По плану министерства, рост НДС принесет бюджету за три года 2 трлн руб., финансирование очередного майского указа президента России Владимира Путина обойдется госказне в 3,7 трлн руб.
Согласно опубликованным «Основным направлениям…» (.pdf), в ближайшие три года заметно вырастут доходы и расходы федерального бюджета. Минфин ожидает, что бюджет будет исключительно профицитным благодаря росту доходов на фоне высоких цен на нефть и увеличению налогов. Профицит в 2019 году ожидается в 1,96 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2020 году - 1,15 трлн руб., или 1% ВВП. В 2021 году профицит составит уже 659 млрд руб., или 0,6% ВВП, практически сравнявшись с текущим. В нынешнем году бюджетные «излишки» Минфин запланировал в 0,5% ВВП.
Существенный рост доходов бюджета со следующего года ожидается в первую очередь вследствие с 18% до 20%, это даст госказне около 630 млрд руб. в 2019 году, 678 млрд руб.- в 2020 году, 730 млрд руб.- в 2021-м.
11 июля 2018 года Министерство финансов опубликовало новый Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. В рамках этого документа власть будет осуществлять экономическое регулирование в 2019 году, а также в плановый период с 2020 по 2021 год. Так о чем же говорится в Проекте, и каких изменений следует ожидать россиянам?
База для преобразований
Первая часть документа – это перечисление тех итогов и результатов, которых уже удалось добиться благодаря бюджетной политике 2017-2018 годов. Здесь говорится, что планомерные действия правительства обеспечили стране:
- Формирование устойчивой экономической среды, которая отличается стабильностью даже в условиях постоянных изменений цен на нефть. Константными остаются не только налоговые и неналоговые условия, но и показатели инфляции.
- Создание конкурентного пространства, в котором отсутствуют барьеры для раскрытия личности и, наоборот, наличествуют перспективы для развития человеческого капитала.
Властям удалось выработать многообещающую траекторию экономического роста, характеризующуюся:
- повышением валового внутреннего продукта;
- расширением спектра динамично развивающихся сфер;
- восстановлением системы инвестиционных вложений;
- стабилизацией заработных плат населения;
- рентабельностью отечественной промышленности, что выражается в активном экспорте продукции.
Будущие планы
В Проекте отмечается, что внешнеэкономические условия 2019, 2020 и 2021 года могут оказаться крайне нестабильными и даже неблагоприятными, – например, в том случае, если США ужесточат санкции в отношении Ирана, что приведет к дисбалансу на международном рынке нефти, и, возможно, к обвалу цен. Именно поэтому основные направления бюджетной политики России будут сконцентрированы вокруг внутренних структурных реформ, которые позволят снизить зависимость от внешних факторов.
Какой окажется экономика: прогнозы
Ожидается, что в 2019 году темпы экономического роста замедлятся – снизится не только инвестиционная активность, но и потребительский спрос, и показатели роста реальных заработных плат (с ожидаемых 6,3% к концу этого года до менее 1% в следующем). Станет ниже и норма сбережения, т.е. люди начнут сильнее урезать собственные потребительские расходы, – это значение упадет с 3,5% в настоящем году до 2,6% в 2019 году. Однако министры прогнозируют адаптацию экономики к непростым условиям уже к 2020 году, чему поспособствует:
- перераспределение средств государственного бюджета;
- привлечение в бизнес инвесторов (долю инвестиций в ВВП планируется поднять с нынешнего 21,5% до 25%);
- создание условий для развития частного предпринимательства.
Последнее будет достигнуто путем разработки стабильной и необременительной налоговой и тарифной политики на ближайшие 6 лет (т.н. «донастройка»), а также системы стимулирующего банковского регулирования. Само государство перестанет жестко контролировать малый и средний бизнес, предоставив их участникам больше свободы для ведения дел.
Изменения налогового законодательства
В 2019 году власти собираются принять новую редакцию Бюджетного кодекса (БК). В целях смягчения налогового обложения на бизнес-сектор НДС для потребителей планируется поднять с 18% до 20%, а тариф страховых взносов для работодателей оставить неизменным – 30%.
Для льготников и социально незащищенных категорий населения НДС на жизненно важные товары и услуги первой необходимости останется таким же, как и сейчас. Помимо этого изменения могут коснуться:
Наименование | Что произойдет |
---|---|
Налог на движимое имущество | Возможна отмена |
Процесс возмещения НДС экспортерам | Станет более быстрым |
Инвестиционный налоговый вычет | Впредь ИНВ смогут применять все члены Консолидированной группы налогоплательщиков Расширится сфера использования ИНВ на компенсацию затрат у тех людей, которые осуществляют деятельность в рамках договора о комплексном освоении территории (возведение объектов строительной, социальной или транспортной инфраструктуры) |
Налог на профессиональные доходы (пилотный проект в 4 субъектах с 2019 года) | Его понадобится платить самозанятым людям, которые не зарегистрированы как ЮЛ или ИП (например, няням, репетиторам и др.). Сумма может составить 3-6% от заработной платы |
Тарифы страховых взносов для резидентов Территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном округе РФ и для резидентов Свободного порта Владивостока | Будут полагаться льготы и преференции в том случае, если резиденты откроют здесь новые предприятия до 31 декабря 2025 года |
Нефтяная отрасль | С 1 января 2019 года появится новый тестовый налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Его апробация пройдет лишь в некоторых регионах. При этом вывозная таможенная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) окажутся снижены. |
Транспортировка нефти | С 1 января 2019 года до 2024 года будет постепенно снижаться экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты (т.н. «завершение нефтегазового налогового маневра») – с 30% до 0%. При этом НДПИ вырастет пропорционально сниженному значению. будут предложены особые виды компенсаций – это отрицательный акциз (для НПЗ, выпускающих бензин) и т.н. «плавающий» акциз, которые частично возместят предприятиям операционные издержки и поддержат нефтяной рынок в целом. |
Налогообложение на недвижимое имущество физических лиц | Будет продолжен переход на взносы, рассчитываемые из кадастровой стоимости объектов |
Создание конкурентной среды
Власти продолжат формировать открытое пространство для ведения честной предпринимательской деятельности. Главный приоритет этого направления – повсеместное внедрение цифровых источников хранения и обработки информации и, в частности, создание единой информационной базы налоговых и таможенных органов.
Недавно открывшимся компания и фирмам будет предложена льгота под названием «старт за 0», – если заявление о регистрации ИП или ЮЛ будет подано в электронном формате, платить пошлину за него не понадобится. Так власти планируют поддержать начинающие организации.
Впредь в вопросе спонсорства и государственной помощи приоритет получат национальные проекты. Для этих целей будет использоваться сбережения Фонда развития инфраструктуры, который появится в 2019 году. Финансирование и поддержка ключевых разработок будет вестись федеральными и региональными властями вместе. Чтобы субъекты были заинтересованы в максимальном раскрытии собственных экономических потенциалов, федеральные власти предоставят им возможность получать ежегодные гранты в размере 20 000 000 000 рублей за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала.
Как депутаты принимали бюджет на 2019-2020 год: видео