Резервный фонд и фнб россии. Как россия будет жить без резервного фонда Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ

Российская Федерация исчерпает остаток Резервного фонда в следующем году и начнет использовать Фонд национального благосостояния, который на протяжении трех лет сократится до 2,79 триллиона , а с учетом размещения в проекты инфраструктуры и на депозиты в банковских учреждениях в нем останется только 500 миллиардов свободных рублей.

В то же время, чтобы прийти к заключению, Министерство финансов Российской Федерации в четыре-пять раз повысит кредиты на внутреннем рынке, которые, за вычетом выплат, составят 4,2 триллиона рублей на протяжении трех лет.

Затраты Министерства финансов предлагает понизить несущественно в сравнении с оценкой нынешнего года (15,81 триллиона рублей) и зафиксировать их на показателе 15,78 на весь трехлетний период. Решиться на большее понижении непросто, признали чиновники, с учетом приближающихся парламентских и президентских выборов.

При этом доходы в следующем году даже понизятся до 13,0 триллионов рублей с 13,03 триллиона в этом году, а в 2018-2019 году составят 13,77 и 14,64 триллиона рублей соответственно.

Дефицит бюджета, по идее Министерства финансов, будет каждый год понижаться на 1 процент внутреннего валового продукта - с 2,789 триллиона рублей, 3,2 процента внутреннего валового продукта, в следующем году до 2,01 триллиона рублей, 2,2 процента внутреннего валового продукта, в 2018 году и 1,14 триллиона рублей, 1,2 процента внутреннего валового продукта, в 2019 году.

Резервный фонд в прошлом году сократился почти в четыре раза - в нем осталось меньше триллиона рублей. На покрытие дефицита бюджета, который, по подсчетам , в 2017-м составит 2,7 триллиона рублей, денег фонда уже не хватит. обратилась к экспертам, чтобы выяснить, как Россия будет жить без резервов.

Вижу дно!

В декабре минувшего года часть средств Резервного фонда в иностранной валюте - 6,87 миллиарда долларов, 6,44 миллиарда евро и 1,21 миллиарда фунтов стерлингов - были реализованы за 966,9 миллиарда рублей. Вырученные средства зачислили на единый счет федерального бюджета.

О том, что Резервный фонд в 2017 году иссякнет, было известно давно. Собственно, он для того и создавался, чтобы распечатать его, когда закончатся тучные годы и начнутся тощие.

В 2004-м всероссийская копилка была создана как единый Стабилизационный фонд. Собственно, сама идея его создания встретила массу возражений и критики в адрес ее автора - тогдашнего министра финансов . Многие возмущались: «Как это можно - доходы от народной нефти вкладывать в ценные бумаги и валюту главного геополитического противника?!»

В 2008 году, как раз когда гром грянул, фонд был разделен на две части. Так и возникли нынешние Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), объем которых составлял 2,56 и 4,84 триллиона рублей соответственно.

Теперь, когда страна переживает уже третий кризис (или вторую серию второго кризиса), в одной из кубышек явно просматривается дно. При этом надо сказать, что ФНБ создавался для балансирования пенсионной системы. При опустошении Резервного фонда правительству придется запустить руку в копилку, предназначенную для пенсионеров.

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга , бывший зампред не видит здесь особых проблем: «Назначение федеральных фондов столько раз менялось, что сейчас уже трудно говорить об окончательной цели. Да, формально должен направляться на финансирование пенсионной системы. Но и значительная часть дефицита бюджета связана с трансфертами в Пенсионный фонд».

Поэтому, считает эксперт, можно сказать, что средства, направленные в бюджет из ФНБ, предназначены для компенсации дефицита Пенсионного фонда. «С экономической точки зрения никакого противоречия здесь нет», - добавил Корищенко.

При этом он не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. «Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета», - объяснил он и напомнил, что цена на нефть, доходы от продажи которой являются важнейшим источником наполнения бюджета, сейчас достаточно высока: около 55 долларов.

Три года протянем

Что же нас ждет в худшем случае, если придется залезть даже в ФНБ? Председатель наблюдательного совета , занимавший должность главы ЦБ в кризис 1998 года, полагает, что по крайней мере на три года средств ФНБ должно хватить, однако видит проблему в использовании этих денег.

По закону средства фонда изымаются на возвратной основе. Правительство должно расходовать деньги на некие частно-государственные инфраструктурные проекты, которые теоретически принесут доход в будущем. Вроде бы расходы становятся возвратными. Государство получит свою прибыль и сбалансирует пенсионную систему. Такова задумка.

Фактически, говорит Дубинин, рассчитывать на то, что деньги вернутся в фонд, не стоит. «Возвратность средств весьма условна. Ведь бюджет представляет собой некий общий котел: доходная часть формируется целиком, и расходы распределяются без привязки к источникам доходов. Так работают современные государственные финансы. Это только раньше, до XVIII века, государство собирало на определенные цели: на постройку дороги, на ратников, на Кремль. Теперь так финансовая система не работает», - рассуждает экс-глава Банка России.

В современных условиях тоже существует финансирование отдельных проектов из бюджета. Например, строительство платного шоссе, которое потом будет приносить доход. Но окупаемых проектов среди них крайне мало, отмечает Дубинин: «У нас в стране история не знает эффективных государственных проектов. Больше тех, которые, напротив, требуют дотаций».

По мнению председателя наблюдательного совета ВТБ, самой важной задачей в нынешних условиях является борьба с инфляцией - чтобы не обесценивались деньги, которые собираются в бюджет. Но разумеется, следует помнить и о росте экономики. «Если не начнется экономический рост, будет стагнировать бюджет и расходная его часть», - подчеркнул он.

Жизнь в долг

Важно помнить, что, помимо постепенного проедания резервных средств, у правительства есть еще инструменты для латания бюджетных дыр. Один из них - наращивание государственного долга.

Главный аналитик считает, что искать источники финансирования бюджетного дефицита следует именно в заимствованиях. Более того, это гораздо лучше для финансовой системы, нежели расходование фондов.

Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

«Расходование Резервного фонда - это вариант недолгового финансирования бюджетного дефицита за счет продажи накопленных активов. При этом золотовалютные резервы ЦБ не уменьшаются, - пояснил эксперт, - Сначала накопили, потом тратим. Создание Резервного фонда представляло собой стерилизацию - то есть изъятие денег из экономики. Теперь те же деньги возвращаются в экономику, но по сути это эквивалентно эмиссионному финансированию».

Теперь, считает он, назрела необходимость перехода к долговому финансированию дефицита. Однако есть парадокс. В нынешней ситуации сложился порочный круг: Минфин не занимает на долговом рынке, потому что займы дороги из-за высокой ключевой ставки, а Центробанк для борьбы с инфляцией вынужден поддерживать высокую ключевую ставку, потому что Минфин предпочитает тратить Резервный фонд, а не увеличивать госдолг.

Эксперт убежден, что пора разработать оптимальную траекторию перехода к долговому финансированию дефицита. Для удачного «долгового маневра», по мнению Матовникова, есть все предпосылки: «Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов. Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях».

Более того, России совершенно необходим переход к увеличению Резервного фонда, уверен аналитик, чтобы иметь возможность поддерживать достаточно низкий курс рубля. Укрепление национальной валюты, наблюдаемое в последнее время, негативно влияет на экономику и особенно неудобно экспортерам.

Но курс рубля зависит от уровня цен на нефть, поэтому надо выработать новое бюджетное правило и направлять дополнительные сырьевые доходы сверх определенной правилом цены в Резервный фонд. ЦБ в такой ситуации сможет наращивать валютные резервы (а их сейчас почти 380 миллиардов долларов, или 23 триллиона рублей). «Вполне возможно, что Фонд национального благосостояния и не придется тратить», - надеется Михаил Матовников.

Только в августе 2016 года из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета было потрачено 390 млрд руб. В 2017 году покрывать дефицит придется за счет ФНБ

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Если средства Резервного фонда продолжат расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета нынешними темпами, то уже в 2017 году фонд будет исчерпан, сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра финансов Алексея Лаврова.

По его словам, в 2016 году Минфин рассчитывает удержать дефицит бюджета на уровне 3,2% ВВП, но уже в 2017 году, когда Резервный фонд будет исчерпан, финансировать дефицит бюджета придется за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Только за август 2016 года объем накопленных в Резервном фонде средств на 18,4%, при этом только на покрытие бюджетного дефицита было потрачено 390 млрд руб. В августе Минфин задействовал Резервный фонд для покрытия бюджетного дефицита в третий раз с начала 2016 года.

По данным Минфина, к началу сентября в Резервном фонде оставалось 2,09 трлн руб., то есть с начала года его объем уменьшился более чем на 1,5 трлн руб. Большая часть этой суммы (около 1,2 трлн руб.) — это расходы на финансирование дефицита бюджета, остальное — результат курсовой переоценки валютных средств фонда.

По оценкам Банка России, до конца 2016 года из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будут потрачены еще 1,2 трлн руб. К концу года в Резервном фонде останется около 900 млрд руб., а если рубль укрепится — еще меньше. Reuters со ссылкой на материалы к проекту бюджета на 2017-2019 годы в июле , что на конец 2016 года в Резервном фонде останется 980 млрд руб., которые будут исчерпаны в 2017 году.

Глава Минфина Антон Силуанов в в июне отмечал, что в 2017 году правительство может задействовать для бюджетных целей ресурсы ФНБ. «На следующий год у нас по бюджетному плану останется около 1 трлн руб. средств Резервного фонда, и если нам потребуется дополнительно привлекать ресурсы из наших резервов, я не вижу каких-либо рисков, если мы часть средств, оставшихся от ФНБ, не задействованных для проектов, используем для финансирования дефицита бюджета. Но повторюсь, что подушка безопасности, которая будет храниться в высоколиквидных активах, должна остаться, потому что это устойчивость нашей финансовой и бюджетной системы», — говорил Силуанов.

В ФНБ, по данным Минфина, на начало сентября было 4,719 трлн руб. До 60% средств ФНБ правительство может вкладывать в инфраструктурные проекты. «Оставшаяся часть — это средства, которые могут быть использованы, как и Резервный фонд, для финансирования несбалансированности бюджета», — говорил Силуанов.

Лавров также уточнил, сколько сэкономит бюджет в результате замены второй в 2016 году индексации пенсий единовременной выплатой пенсионерам 5 тыс. руб. «Если бы мы проиндексировали, то это создало бы базу, и там пошло бы нарастающим масштабом, который измеряется, даже через три года, 300-400 млрд руб. Это были бы дополнительные расходы», — пояснил замминистра.

Все нормально, деньги есть!

«Ленинград». «В Питере — пить»

«ОБЕЩАНО, ЧТО ОБЩАЯ РЕАКЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА НА ЭТО БУДЕТ НЕЙТРАЛЬНОЙ»

Все мы помним прошлогоднюю реплику Дмитрия Медведева про деньги, которых нет, и последовавшее после этого предложение держаться, к которому были присовокуплены пожелания держаться, всего доброго, хорошего настроения и здоровья. Минувшая неделя принесла, однако, любопытную новость: деньги в стране, внезапно, есть — судя по тому, что минфин объявил о запуске чего-то подобного «бюджетному правилу», а именно — о том, что с февраля этого года в действие входит программа скупки валюты в некий «Стабфонд 3.0». Так есть деньги или нет и что это вообще за история такая?

Вообще говоря, сама скупка валюты как таковая восстанавливает в памяти времена золотого века начала-середины второго срока Владимира Путина , когда нефть стоила примерно как сейчас, но расходы бюджета были куда ниже и, наоборот, росли, и соответствующим образом росли доходы населения. Я напомню, что стабфонд (позже разделенный на резервный фонд и фонд национального благосостояния) был создан в начале 2004 года по предложению тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина ; умственные пассионарии плевались, потому как деньги накапливались в кубышке, вместо того чтобы быть вложенными в «новые производства». Голоса эти приумолкли сейчас, когда оказалось, что бюджет страны только разделенным стабфондом (и заодно реквизированными пенсионными накоплениями граждан) и спасается. Кроме того, с сугубо управленческой точки зрения, вопрос этих самых «новых производств» находится вне компетенции министра финансов, но в компетенции профильных министерств. Они же, в свою очередь, должны прописывать выделения средств на них в очередной бюджет, проводить его через парламент, после чего исполнять, желательно при этом не воруя, что опять же затруднительно, и совершенно умилительная информация о пропаже драгметаллов при производстве космических ракет (sic!) тому пример. Это, впрочем, частности и в целом дело прошлое, но понимание процесса работы с бюджетом и распределения дополнительных доходов необходимо для того, чтобы как минимум не делать скоропалительных выводов.

Это на самом деле тонкий и важный момент. Если обычный человек внезапно обретет (скажем, выиграет в лотерею) сотню-другую тысяч рублей, то он достаточно оперативно распределит эти деньги по своим статьям расходов, разве что с семейством посоветуется (да и то не факт). С дополнительными деньгами, приходящими в госбюджет, дело совершенно не так. Это, по сути, деньги совершенно не нужные — в рамках исполнения бюджета, принятого на текущий год. Но они приходят, и для их оприходования надо либо создавать некий фонд (с какими-то декларированными целями, механизмами пополнения и протоколами трат), либо переделывать бюджет. Второй путь, очевидно, куда сложнее — и понятно, почему правительство выбирает первый.

Вернемся к новому правилу. Согласно ему, с февраля 2017 года минфин посредством ЦБ начнет покупать на локальном валютном рынке сумму в валюте, равную (в рублях) разнице между теми нефтегазовыми доходами, которые бюджет получил бы при цене нефти в $40 за баррель, и суммой, которую бюджет предположительно получит в будущем месяце, если цена на нефть сохранится на уровне предыдущего месяца при среднем курсе рубля предыдущего месяца. При этом механизм покупки будет, очевидно, иметь эмиссионный характер. Предусмотрен и обратный процесс: если нефть уйдет ниже $40 за баррель, то валюта из этих закромов будет, наоборот, продаваться, но в объемах не больше, чем закупленные. Соответственно, было обещано, что общая реакция валютного рынка на это будет нейтральной.

Нейтральности, однако, не получилось. Рубль немедленно просел, несмотря на то, что в четверг, 26 января, стоимость барреля ходила выше $56, выскользнув за границу в 60 рублей за доллар, затем вернулся обратно, но тренд ближайшего времени, на мой взгляд, остается неопределенным. Важно другое — здесь стоит вспомнить произнесенное неделей ранее заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова : «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке». Иными словами, оно предваряло меру, объявленную минфином и ЦБ, и, по всей вероятности, являет собой консолидированное мнение правительства в целом.

Игорь Шувалов: «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке»

«НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ТОГО, ЧТО СЕЙЧАС ПРЕДВЫБОРНЫЙ ГОД»

Соответственно, возникает вопрос: с чем именно это может быть связано? И, на мой взгляд, у этой ситуации возникает сразу несколько измерений, относительно которых можно делать выводы.

Во-первых, это сама ситуация с бюджетом. Это, конечно, замечательно, что нефть сейчас стоит существенно больше той цены, что была заложена в бюджет, но дело еще и в том, что бюджет определялся из расчета курса рубля в 67,5 рублей за доллар США. Иначе говоря, в долларовом выражении все хорошо, но в рублевом ситуация не столь радостна. Рублей — для пополнения доходов бюджета и исполнения его — нужно больше, и слегка подвинуть курс вверх, чуть уронив рубль, для бюджета (я напомню, что бюджет имеет статус закона!) весьма и весьма неплохо.

Во-вторых, играет роль само состояние экономики. Увы и ах, мифологема импортозамещения накрылась медным тазом, рынок (т. е. покупательские предпочтения — и да, покупатель вполне разборчив) сделал свой выбор — и на нем сейчас себя куда лучше чувствуют предприятия, использующие импорт, инвестиционный и промежуточный, т. е. оборудование и сырье. При этом рынок сейчас относительно узкий, длящееся не один год падение доходов населения дает о себе знать, и это в целом рынок покупателя, а не продавца. Соответственно, укрепление рубля идет на пользу именно этому спектру фирм, некоторое ослабление рубля, чаемое правительством, немедленно ударит по вроде бы задышавшей экономике страны.

В-третьих, под руку с предыдущим пунктом идет инфляция. Если рубль уронить, то закономерно подорожает импорт, и эта волна роста цен распространится по всей экономике, что явно поставит под угрозу декларированную цель довести инфляцию до невиданных за весь постсоветский период 4% годовых. Кроме того, удешевление рубля может стать на некоторое время самоподдерживающимся, если ослабление спровоцирует отток капитала, пришедшего на укрепляющийся рубль в рамках керри-трейда.

В-четвертых, минфин и ЦБ, судя по всему, сами себе несколько навредили. Механизм, предложенный этими структурами, таков, что если нефть будет расти далее (хотя с чего бы), а рубль — укрепляться, то все будет хорошо, будет иметь место торможение этого укрепления. Но если нефть будет стабильна (что, на мой взгляд, наиболее вероятно на горизонте двух-трех месяцев), а рубль ослабнет по каким-либо другим причинам, то, получается, объем покупок будет только расти и давление на рубль нарастать, т. е. процесс станет самоподдерживающимся. При этом я уже неоднократно писал о том, что регулятор не имеет права менять политику на лету, поскольку это будет означать потерю доверия к нему, ведь это, по сути, означает, что политики никакой не ведется вообще.

В-пятых, никогда не стоит забывать того, что сейчас предвыборный год. Неделю назад я уже писал о политических аспектах этой ситуации, но здесь есть, разумеется, и экономические. В данном случае, впрочем, важен лишь один: накопление денег в некоем фонде вполне может преследовать целью создать буфер, из которого будет финансироваться подмазывание податного электората на пике избирательной кампании, примерно через год, следующей зимой. На фоне сохранения низкой инфляции (если удастся это сделать), более-менее терпимого состояния экономики и наличия программы построения светлого будущего (которые готовят Кудрин и «столыпинцы») этого, вероятно, могло бы хватить для успешного прохождения выборного кризиса. Но...

Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерстваФото: скриншот

НАГРЕСТИ ВАЛЮТЫ В ЗАКРОМА

Но вот здесь мы прямо упираемся в ключевой российский вопрос — вопрос цены на нефть. Да, пока ОПЕК вроде бы выполняет свое соглашение. Да, пока американская нефтедобыча не вернулась на уровни выше 9 млн. баррелей в день. Но, увы и ах, вся эта картинка может оперативно измениться. Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерства, который до этого находился в стадии ратификации парламентами стран-подписантов. Иначе говоря, вполне вероятно, что Трамп в рамках своего подхода Make America great again схожим кавалерийским наскоком упростит условия работы американскому нефтяному сектору, на что он оперативно отреагирует ростом добычи и, с некоторым лагом, снижением цены. Рубль в этом случае ослабнет, а новое условное «бюджетное правило» поедет, и его придется либо спешно дорабатывать, либо отменять совсем, и, соответственно, может поехать весь хитрый политический план.

Впрочем, пока все тихо. И пока те или иные риски не реализовались, немножко нагрести валюты в закрома — весьма и весьма неплохо.

В декабре правительство потратило все средства Резервного фонда. Более 1 трлн руб. было направлено на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году дефицит будет финансироваться за счет средств ФНБ

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года , что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), .

В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008-2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

Ликвидные остатки

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например .

В течение 2018 года Минфин валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54-55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.