Таблица социальные институты функции роли символы. Социальные институты

Социальные институты

Термин "институт" имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, - остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.

С религиями это особенно сложно применить. Многие из нас очень глубоко верят в наши религиозные убеждения. Мы меняем и изменяем наш образ жизни и желания, потому что считаем, что наша надежда, спасение или существование будут улучшены благодаря нашим жертвам. Понятно, что мы глубоко преданы и страстны. Но мы также склонны полагать, что мы принадлежим исключительно правильной или правильной вере и что все остальные ошибаются и, возможно, попадают в ад. Некоторые религиозные фанатики так сильно верят в проклятие неверующих, что они чувствуют себя оправданными в убийстве других как акта так называемого «спасения других людей от самих себя».

В социологии принято такое определение: социальные институты - относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда - система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

После этого мормоны были рядом с почти 2 процентами. Фактически, религия действительно формирует отношения и ценности людей. Религиозность - это измеримое значение религии для жизни человека. Религиозность можно измерить, учитывая: насколько активен кто-то в своей религии, как часто кто-то посещает официальные службы, сколько денег они жертвуют, как часто они частно поклоняются в своем доме и другие факторы.

Государства, сообщающие о самых высоких процентах, очень религиозны: Миссисипи, 61; Юта, 60: Алабама, 57; Луизиана, 56; Южная Каролина, 54%; Грузия - 52%; Арканзас, 51; Северная Каролина, 50; Оклахома и Кентукки, каждый на 49 процентов. Возможно, вы заметили, что 10 из 11 штатов находятся в юго-восточном регионе Соединенных Штатов.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не

С. нельзя переоценить с точки зрения влияния формальных религий на семейные системы. Существует множество религиозных обрядов, в том числе обрезание, благословение новорожденного, крещение, обряды перехода к женственности или мужественности, предковые церемонии, религиозные праздники, браки, сольные поиски самопознания, новые годы, фестивали и поминовения религиозных основателей и богов, публичного чтения Священных Писаний или других форм поклонения и многих других практик. По статистике, самыми знаменитыми мировыми праздниками являются Рождество, а затем Рамадан.

так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),

Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство),

Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство),

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),

Рождество - это праздник рождения Иисуса Христа. Рамадан - священный месяц постов и поклонения, привязанный к моим мусульманам по всему миру. Евреи празднуют Песах или праздник Пасхи. Индуисты празднуют Хану Мацури или рождение Гаутамы Будды. Есть еще много религиозных праздников, но достаточно сказать, что религиозные семейные ритуалы часто являются источником силы для семей, которые используют их для традиций и сплоченности семьи. Многие семьи также имеют духовные ритуалы, не зависящие от формальной религии.

Есть семейные посты, семейные молитвы в интересах других, семейные предложения, сделанные в надежде получить благословения, и семейные прогулки, предназначенные для того, чтобы члены семьи были в контакте с природой и силами мира и творчества. Одна традиция, используемая многими семьями, - это устная история. Моя семья, когда вместе для воссоединения, расскажет истории как о форме развлечения и склеивания. У меня много историй о моих родителях, когда они были детьми, и о моем собственном детстве и молодом опыте взрослых.

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга "Теория праздного класса" появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт семьи и брака.

Меня поразило то, как в них были заинтересованы мои собственные дети. Однажды моя жена задала мне вопрос о росте в Грузии. Она наслаждалась ими. Он показывал мне свою гибридную кукурузу, которая имела 16 рядов ядер на чрезвычайно больших початках. Мы отбросили кукурузу, когда солнце садилось за нами, и прохладный вечерний ветерок взорвался. Но он был настолько большим, что картина, которую они взяли у него, приходилась на вес в 32 фунта. Надеюсь, вам понравилась эта история. Твой, правда, - сказал бы мой дедушка, когда все перестанут смеяться.

Она пошла бы в дом, чтобы притвориться, что сфотографировала его, чтобы помочь в создании ожидания. Через две недели после того, как мы свалили, кипятили и съели эту кукурузу на початке, дедушка прошел. На момент написания этой статьи моя бабушка все еще жива. Моя бабушка была фабричной мельницей, работая руками, служащая, которая десятилетиями трудилась на мельнице, которая больше не существует. Моя бабушка была матриархом семьи и клея, которые держали три поколения семьи во время войн, разводов, преждевременных смертей, потерянных рабочих мест и многих других проблем.

Сделаем вывод: социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Злоумышленников (на языке социологии - девиантов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т.Веблен и его последователь У.Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины "институция" (установление, обычай, порядок, принятый в обществе), "институт" (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.

Она прожила достаточно долго, чтобы испытать, что в ее словах самая трудная вещь, которую может предложить жизнь, Смерть всех, кроме одного из ее детей. В конце концов она умерла после того, как жила в возрасте 101 года. Рассказы о рассказах стали потерянным искусством в некоторых семьях. Профессионалы рассказывают истории, и вокруг У. есть даже фестивали историй. Но для вашей семьи вы были бы лучшим рассказчиком, потому что ваши дети и внуки будут чувствовать себя связанными с персонажами, так как они были частью их собственного наследственного наследия.

Отсюда и слово "институционализация". Обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

Кстати, если вы один из последних выживших из поколения, о котором рассказывается в истории, кто будет знать, если вы немного украсили развлечения? У всех нас есть наследственное наследие. Семейная история - это процесс документирования и каталогизации своего собственного наследственного наследия. Миллионы членов семьи во всем мире начали личные семейные истории, чтобы передать их детям и внукам. Вы просто записываете имена и даты рождения и имена ваших родителей, даты рождения и места. Затем запишите даты рождения родителей и даты смерти, если они применяются.

Функционирование институтов

Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение - удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании - беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, что бы догнать и перегнать нас.

Попросите ваших родителей предоставить вам имена, даты и места ваших дедушек и бабушек. Есть фотографии или газетные вырезки? Это говорит о лучшей истории и означает немного больше, если вы можете визуализировать своих предков и как они выглядели. Большинство моих генов исходили от людей, которые жили на Британских островах. Около 20 процентов приходилось на Ближний Восток и около 12 процентов приходилось на Юго-Восточную Азию. Моему сыну было 7 лет во время моего теста. Он почти заплакал, когда обнаружил, что он даже не был частью американского индейца.

Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут грянула перестройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отношениям. Появился новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

На следующий день он вернулся из школы в восторге, потому что, когда он сказал своему учителю, что он был частью Азии, она сообщила ему, что Китай является частью Азии. Он любил Китай, и, зная, что он может быть связан с китайцами, он снова почувствовал себя крутым.

Родители, рассказывающие истории со своими детьми, помогают им формировать свои развивающиеся личности. Существует несколько веб-сайтов семейной истории, которые помогут вам начать работу, если вы решите это сделать. Многие, кто изучает и записывает свою семейную историю, делятся ею со своими детьми и внуками, создавая узы единства, которые охватывают поколения. Если у вас нет абсолютно никаких семейных записей или фотографий, запустите коробку для обуви для своей семьи с газетными вырезками, фотографиями, датами и местами.

Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло.

Мы можем убедиться, что понятие "социальный институт" не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты - здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

Кто знает, когда-нибудь это может связать с вами своих потомков. Еще одна ключевая стратегия заключается в том, чтобы вместе проводить семейное время вместе. Работа, школа, друзья, рекреация и развлечения - это огромная плата за сплоченность и адаптивность семьи, потому что они отвлекают их от времени, чтобы просто быть вместе. Члены семьи нуждаются во времени вместе, а не просто занимаются электронными вещами, но скучают, занимаются домашними делами, чистят или даже готовят вместе. Когда нам становится скучно, мы разговариваем и начинаем открываться друг другу.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты - постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, религии, образовании.

Затем мы получаем представление о том, что происходит в жизни друг друга и узнаем о деталях, которые делают нас такими, какие мы есть. Мы знаем друг друга о своих надеждах и страхах, заботах и ​​устремлениях. Иногда это прекрасно работает для определенных членов семьи. В других случаях разговор и общение необходимы для укрепления лояльности и подтверждения друг друга.

Как упоминалось ранее, выполнение мирских домашних заданий - практический способ создания социально-интерактивного момента. Другими словами, было ли лучше иметь действительно значимое и более короткое время или было бы лучше иметь средний смысл и больше времени? Ответ был прост: да для обоих. Мужьям и женам, партнерам, родителям и детям все время нужно вместе, а в сегодняшнем занятом образе жизни это не произойдет, если вы не целеустремлены. Просто нужно время, чтобы испытать семейные отношения.

Типология и функции институтов

Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными. Что они собой представляют? Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.

Все ритуалы, традиции, праздники и духовные подходы, упомянутые выше, ценны из-за тесной связи, которая сохраняется между членами семьи. Работайте старательно, чтобы воспитывать и восстанавливать эту связь на протяжении всей своей жизни. Концепция супружеской энтропии была представлена ​​в более ранней главе, в которой парам приходится усердно работать над силами распада и хаоса, которые изнашивают свою супружескую связь. Дети очень близки к своим родителям до своего подросткового возраста.

Необходимо связаться с детьми и установить прочную связь до того, как они достигнут возраста. Во время полового созревания процессы рационального мышления созревают, самосознание возрастает, а важность принятия равноправных решений возрастает. Все это происходит, когда подростки предпочитают своих друзей над своей семьей, особенно над их родителями. Это не значит, что подростки ненавидят своих родителей. Как правило, верно противоположное: им нужны родители, но они жаждут принятия и взаимодействия со стороны сверстников.

Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т.д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти.

После того, как ваши дети поражают этот момент их созревания, важно стать друзьями со своими друзьями, знать имена своих друзей, кормить их и принимать их в своем доме. Принимая друзей своих подростков, вы увеличиваете свою связь с подростками. Конечно, вы не приняли бы деструктивного друга, который мог бы воздействовать на вашего ребенка саморазрушительными способами. Большинство подростков все равно не так. Вот предложение, которое мы с моей женой сделали, может вам помочь. Незадолго до того, как вашим детям исполнится 12 лет, отвезите их в специальную поездку родителей и детей.

Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты - это частные социальные практики либо обычаи.

Не важно, где, но это отлично работает, если это место, где они действительно хотели бы побывать. Поймите сиделок для других детей и сделайте это особым бегством, где вашему ребенку приходит особое время, в которое они связываются и делают воспоминания с родителями. В нашей семье это стало большим делом, когда каждый ребенок с нетерпением ждал своей очереди.




Мы отправились на Аляску, чтобы поплавать золотом, Сан-Диего и Морским Миром, Вашингтон, округ Колумбия, в Национальный Молл, Сан-Хосе, чтобы посмотреть китов в бухте, Сиэтл, чтобы увидеть город и поездку на гору Сент-Хеленс и Джексонвиль для участия в спортивных мероприятиях и проводить время на пляже. Да, у нас шестеро детей. На протяжении всего жизненного цикла он требует усилий для членов каждой семьи, чтобы обновлять и развивать связь связности. Обязательно контролируйте свою технологию и не позволяйте ей контролировать вас.

Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу (к примеру, институт представителей президента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт - собственность Т.Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.

Общая черта тех и других - выполняемые функции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово "функционирование" означает очень простую вещь - приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. Понятно, в чем конкретно он выражается: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.

Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида - явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства.

Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Гражданское общество

Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним со держанием, понятие "гражданское общество" не удастся втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два главных - гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д., иными словами все то, что неподконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описывает предмет социологии. Поэтому когда вам встретится выражение "предмет социологии - гражданское общество", знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.

Однако у понятия "гражданское общество" есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории "гражданское общество" констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия "гражданское общество" указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал "гражданское общество" олицетворяет собой идеальное общество - общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила перестройка в середине 80-х годов в СССР и мирная революция 1991 г. в России, разворачивалась борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно никогда не исчезало.

Итак, сделаем важный вывод: в понятии "гражданское общество" четко различаются два - иногда противоборствующих - значения, два смысла: социологический и идеологический (а есть еще юридический).

В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5 - 6 тысяч лет назад возникло государство.

Признаки общества и государства

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство - как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие "страна" описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна - часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племена. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Население Земли стало походить на плотно упакованный контейнер. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Из курса истории вы знаете, что причинами первой и второй мировых войн были попытки держав переделить мир. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад.

Итак, необходимо заключить: понятия "общество", "государство" и "страна" по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками (какими именно, подумайте самостоятельно).

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э.Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы. 1. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Итак, сделаем вывод: признаки общества Э.Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Взаимосвязь государства и общества

Внимательно присмотревшись к признакам Э.Шилза, мы заметим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно - главный институт этой системы.

Типы правления:

Монархия - власть одного, олигархия - власть немногих, республика - власть закона, анархия - безвластие, демократия - власть народа, охлократия - власть черни, аристократия - власть лучших.

Отличительная черта государства - суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Как мы уже выяснили, исторически общество первично, государство - вторично. Оно возникает на определенной стадии развития первого. Возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

Иное положение в тоталитарном государстве. Это противоположный полюс континуума типов государства. Личность и гражданское общество подавляются, политические нравы человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящего класса или правителя. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит и подавляется тоталитарным государством. Они - антагонисты. Тоталитарное государство - базисное понятие социологии. Его характеризуют такие черты:

Аппарат подавления,

Преследование инакомыслящих,

Жесткая цензура и отмена свободы слова,

Диктатура одной политической партии,

Монополия государственной собственности,

Геноцид против собственного народа,

Подавление личности, отчуждение от государства.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия - разновидность тоталитарного государства.

Итак, мы можем обобщить: отношения между обществом и государством строятся по двум линиям - в одном случае второе подавляет первое, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом - никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе (а вот может ли общество подавлять государство, как вы думаете?).

Мировая система и цивилизация

В ряду макросоциологических понятий они занимают высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую систему также надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономически системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями, либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, - империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Последняя из мировых экономических систем - современный капитализм. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60 - 80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле. Почему? Дело в том, что восемь признаков Э.Шилза применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органами управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы ("Голубые каски" ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн. человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.

Итак, мы вправе сделать такой вывод: на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование), и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О.Шпенглера: цивилизация - высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации.) Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Итак, сделаем заключение: цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Литература

Агеев В.С. Межгрупповые взаимодействия// Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

Американская социологическая мысль. - М., 1994.

Андреев Ю.П., Хоршевская Н.И., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. - Свердловск, 1989.

Антипина Т.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1989.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991.

Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях// Социс. - 1994. - № 8-9.

Дарендорф Р. Элементы теории социального кофликта// Социс. - 1994. - № 5.

Докторов Б.З. Малая группа и методы социометрии. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М., 1995. - Т.1.

Мертон Р.К. Образцы культурных целей и институциональных норм// Социс. - 1992. - № 2.

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Ядов В.А. Социологическое прогнозирование: методология, программа, методы. - М., 1987.


Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.

Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Признаки социальных институтов

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.

Признаки основных социальных институтов

ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать, ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи . Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

§2.Основные социальные институты

    Семья, как социальный институт

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Функции семьи:

    Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

    Социализация личности , передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

    Социальной и эмоциональной защиты своих членов . В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

    Экономическая и хозяйственно-бытовая . Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

    Рекреативная , восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака .

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией . В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией . Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.