Что такое должностное лицо в уголовном праве. Понятие должностного лица. Исходя из данного понятия, можно выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.

По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

  • Вопрос №8. Административно-юстиционная деятельность (организационно-охранительные отношения).
  • Вопрос №9. Соотношение административного права с другими отраслями права.
  • Вопрос №10. Метод административного права.
  • Вопрос №11. Общий и специальные административно-правовые режимы.
  • Вопрос №12. Административно-правовые нормы и их особенности.
  • Вопрос №13. Административно-правовые отношения, их особенности и способы защиты.
  • Раздел 2. Субъекты административного права. Вопрос №15. Субъекты административного права: понятие и виды.
  • Вопрос №16. Основы административно-правового статуса гражданина рф.
  • Вопрос №17. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • Вопрос №18. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан.
  • Вопрос №19. Обращения граждан.
  • Вопрос №20. Административная юстиция в Российской Федерации (административное судопроизводство и административный (внесудебный и досудебный) порядок рассмотрения споров).
  • Вопрос №21. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Вопрос №22. Понятие и виды коллективных субъектов. Административно-правовой статус коллективных субъектов.
  • Вопрос №23. Административно-правовой статус общественных объединений.
  • Вопрос №24. Административно-правовой статус предприятий (коммерческих организаций) и социально-культурных учреждений как объекта государственного регулирования и управления.
  • Вопрос №25. Президент в системе государственной власти, его полномочия.
  • Вопрос №26. Органы исполнительной власти: понятие и основы правового статуса.
  • Вопрос №27. Правовой статус Правительства Российской Федерации.
  • Вопрос №28. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
  • Вопрос №29. Территориальные органы исполнительной власти.
  • Вопрос №30. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Вопрос №31. Порядок формирования органов исполнительной власти.
  • Вопрос №32. Организационная структура и штаты органов исполнительной власти.
  • Вопрос №33. Служба – специальный вид социально-трудовой деятельности. Понятие служащего, должности.
  • Вопрос №34. Виды службы, должностей и служащих по действующему законодательству. Реестры должностей государственной службы.
  • Вопрос №35. Нормативные основы регулирования видов служб в России.
  • Вопрос №36. Государственная служба: понятие, принципы, правовые основы.
  • Вопрос №37. Система государственной службы: федеральная государственная служба, государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
  • Вопрос №38. Государственные служащие, их классификация.
  • Вопрос №39. Должностное лицо: понятие и виды.
  • Вопрос №40. Поступление на государственную службу и иные виды служб.
  • Вопрос №41. Прохождение государственной гражданской службы.
  • Вопрос №42. Меры поощрения и стимулирования.
  • Вопрос №43. Ответственность служащих за служебные проступки и её виды. Дисциплинарные взыскания.
  • Вопрос №44. Прекращение служебных отношений (основания и порядок)
  • Вопрос №45.Особенности прохождения военной службы.
  • Вопрос №46. Особенности прохождения правоохранительной государственной службы.
  • Вопрос №47. Муниципальная служба как вид публичной службы.
  • Раздел 3. Формы и методы реализации компетенции субъектами административного права исполнительной власти. Вопрос №48. Формы управленческой деятельности: понятие и сущность.
  • Вопрос №49. Виды форм управленческих действий.
  • Вопрос №51. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • Вопрос №52. Административно-правовые договоры как правовая форма управления.
  • Вопрос №53. Методы государственного управления: понятие, признаки и виды.
  • Вопрос №54. Административно-правовое убеждение: понятие, виды, правовые основы, значение и виды.
  • Вопрос №55. Правовое принуждение: понятие и виды.
  • Вопрос №56. Административно-правовое принуждение: понятие, особенность и виды.
  • Вопрос №57. Контрольно-предупредительные (превентивные) меры.
  • Вопрос №58. Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд.
  • Вопрос № 59. Меры пресекательно-обеспечительные.
  • Вопрос №60. Административно-восстановительные меры.
  • Вопрос №61. Меры административной ответственности.
  • Вопрос №62. Понятие и структура административной ответственности как вида административного принуждения.
  • Вопрос №63. Правовые основания и условия административной ответственности.
  • Вопрос №64. Субъекты административной ответственности.
  • Вопрос №65. Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
  • Вопрос №66. Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.
  • Вопрос №67. Способы и средства обеспечения законности:
  • Вопрос №68. Государственный контроль и его виды.
  • Вопрос №69. Президентский контроль.
  • Вопрос №70. Контроль законодательных (представительных) органов государственной власти за деятельностью органов исполнительной власти.
  • Вопрос №71. Контроль вышестоящих органов исполнительной власти за нижестоящими органами.
  • Вопрос №72. Административный надзор: понятие и виды.
  • Вопрос №73. Федеральные службы: правовой статус, виды и контрольно-надзорная деятельность.
  • Вопрос №74. Прокурорский надзор
  • Вопрос №75. Деятельность Уполномоченного по правам человека рф.
  • Вопрос №76. Деятельность Общественной палаты Российской Федерации.
  • Процессуальная часть
  • Вопрос №77. Юридический процесс: понятие, виды, особенность, процессуальная форма и структура (процессуальное производство, стадии, режимы).
  • Вопрос №78. Понятие, принципы, особенности и виды административно-процессуальной деятельности.
  • Вопрос №79. Административно-нормотворческий процесс как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты). Административно-нормотворческие производства.
  • Вопрос №80. Административно-правонаделительный процесс как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты). Виды производств административно-правонаделительного процесса.
  • Вопрос №81. Административно-юрисдикционный (правоохранительный) процесс: особенности, черты. Административно-юрисдикционные производства.
  • Вопрос №82. Понятие и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях.
  • Вопрос №83. Взаимосвязь производства по делам об административных правонарушениях с иными производствами (гражданским, арбитражным, уголовным, дисциплинарным и исполнительным).
  • Вопрос №84. Задачи, принципы и черты производства по делам об административных правонарушениях.
  • Вопрос №85. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях. (Глава 26 КоАп)
  • Вопрос №86. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • Вопрос №87. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • Вопрос №88. Участники производства (глава 25 КоАп).
  • Глава 25 КоАп России относит к числу участников ПпдоАп, как правило, невластных субъектов.
  • Вопрос №89. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • Вопрос №90. Административно-процессуальное право: предмет, объекты административно-процессуальных правоотношений, субъекты, административно-процессуальные нормы и правоотношения.
  • Вопрос №91. Административно-процессуальные нормы. Административно-процессуальные правоотношения.
  • Вопрос №92. Объекты административно-процессуальных правоотношений.
  • Вопрос №93. Субъекты административно-процессуального права.
  • Вопрос №95. Административная юстиция.
  • Вопрос №96. Административное дело: понятие и виды административных споров.
  • Вопрос №97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения.
  • 2. Порядок рассмотрения административных дел
  • 1.1.Рассмотрение административных жалоб (как общих, так и специальных).
  • 1.2. Привлечение к административной ответственности.
  • Особенная часть административного права
  • Вопрос №98. Экономическая сфера: понятие и организационно-правовые основы. Отрасли экономики. Органы управления в экономической сфере и их правовое положение.
  • Вопрос №99. Органы, осуществляющие регулирование в области промышленности и строительства: задачи, функции полномочия.
  • Вопрос №100. Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
  • Вопрос №101. Административно-правовые основы государственного регулирования в хозяйственно обслуживающем комплексе.
  • Вопрос №102. Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики.
  • Вопрос №103. Антимонопольная политика: формы и методы регулирования.
  • Вопрос №104. Социально-культурная сфера: понятие, правовые основы и особенности регулирования.
  • Вопрос №105. Образование в Российской Федерации: система и правовое положение органов управления; образовательные учреждения (правовой статус, виды).
  • Вопрос №106. Система и правовое положение органов управления здравоохранением и социальным развитием.
  • Вопрос №107. Культурная деятельность: понятие и виды. Правовой статус культурных организаций. Министерство культуры
  • Вопрос №108. Государственное регулирование, управление наукой: правовые основы и органы регулирования.
  • Вопрос №109. Социальная защита населения: правовые основы, меры защиты и система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения.
  • Вопрос №110. Безопасность: понятие, виды и правовые основы.
  • Вопрос №111. Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
  • Вопрос №112. Понятие обороны и правовые основы системы государственного управления обороной.
  • Вопрос №113. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы.
  • Вопрос №114. Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и органы его осуществляющие.
  • Вопрос №115. Министерство внутренних дел рф: компетенция, система, структура и основные направления деятельности. Организация милиции в Российской Федерации.
  • Статья 2.4. КОАП, примечание:

    «Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25,14.24,15.17-15.22,15.23.1,15.24.1,15.29-15.31,частью 9 статьи 19.5,статьей 19.7.3настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее встатьях 3.5,7.29-7.32,части 7 статьи 19.5,статье 19.7.2,статье 19.7.4настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренныестатьями 7.29-7.32настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.»

    Ст. 285 УК РФ, Примечание. (обратите внимание на нормативную дефиницию государственной должности)

    «1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. 3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. 4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. 5. Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. (п. 5 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)»

    ФЗ «О парламентском расследованиии Федерального Собрания» 2005г., ч.3. ст.1:

    «Для целей настоящего Федерального закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.»

    Как вы видите, законодатель дает практически одинаковые определения «должностного лица». Следовательно, можно судить о закреплении единого понятия.

    Теперь разбираемся с понятием (Россинский, Старилов):

    лица, замещающие государственные должности Российской Федерации

    лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации или муниципальные должности

    лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти

    лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации

    Сложности :

    Кто такой представитель власти?

    Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»:

    «К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т.п.)»

    Что за функции? (постановление ВС)

    Организационно - распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

    К административно - хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

    Соотношение понятий «должностное лицо» и «государственный служащий».

    Надеюсь, вы обратили внимание на п.4 Примечания в УК. Государственный служащий не всегда является должностным лицом. Россинский также пишет об этом, однако не приводит конкретных примеров, просто классифицируя государственных служащих на тех служащих, которые являются должностными лицами, и тех служащих, которые не являются должностными лицами.

  • В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

    Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

    1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

    Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

    Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

    Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

    Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

    2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

    Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

    3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

    Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

    Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

    Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

    Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

    Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

    Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

    Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

    Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

    К содержанию Уголовное право

    Смотрите также: