Занимательная статистика на основе реестра федеральных государственных информационных систем

Облако тэгов

Предлагаем вашему вниманию (с минимальными сокращениями) текст, опубликованный пользователем Akr0n на habrhabr.ru. Автор анализирует Реестр федеральных государственных информационных систем с целью показать соотношение импортного и отечественного общесистемного ПО, применяемого в государственных информационных системах.

Реестр федеральных государственных информационных систем (ГИС), который ведет всеми любимый Роскомназдор, и в котором государственные структуры обязаны регистрировать свои более-менее серьезные (но не секретные) информационные системы, небольшой. Давно хотелось поковыряться в нем и посмотреть поближе, что же представляют собой и на чём работают системы, каждый день делающие жизнь простого гражданина еще легче и счастливее. Особенно когда каждый день федеральные СМИ радостно рапортуют об успехах импортозамещения во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере IT, а крупные западные вендоры начинают отворачиваться от российских госзаказчиков.

Реестр размещается на сайте Роскомнадзора, где присутствует раздел с наборами открытых данных - здорово! Качаем самый свежий архив Реестра от 16 февраля 2016 года, внутри лежит xml-выгрузка от сентября 2015 года… Хорошая попытка, гражданин. Придется дополнять «открытые данные» свежей информацией непосредственно с сайта, где сделано всё, чтоб усложнить врагам парсинг Реестра. В итоге, по состоянию на 8 марта 2016 года получился список из 339 федеральных государственных информационных систем, некоторую занимательную инфографику по которому я и хочу вам представить.

Для каждой ГИС в Реестре может указываться сразу несколько поддерживаемых ОС и СУБД, таким образом, понять, с каким именно ПО она работает в реальности - невозможно. Поэтому на следующих трех диаграммах для таких систем плюсик ставился сразу в несколько категорий.

1. Распределение по поддерживаемым серверным ОС

Из отечественных разработок упоминается только загадочная операционная система «Циркон» на основе Solaris, AltLunux и МСВС.

2. Распределение по поддерживаемым клиентским ОС

Что конкретно сразу несколько заявителей подразумевают под «Мобильной операционной системой» - непонятно.

3. Используемая СУБД

Из СУБД, только Ред Базу Данных (на основе Firebird), ИРБИС64 и ЛИНТЕР-ВС можно считать отечественными разработками (в комментариях к публикации автору возражают: «1С:База Данных» тоже может считаться отечественной ОС — ред.).

4. Форматы хранения данных (размер шрифта соответствует распространенности формата)


По этой диаграмме можно сыграть в увлекательную игру под условным названием «Отыщи на картинке форматы офисных документов, утвержденные ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 и не получи их поддержку в ГИС». Это форматы, которые еще в 2011 году, до эпохи импортозамещения, должны были стать единым стандартом для государственного документооборота. Но, кажется, опять что-то пошло не так. Только лишь для 10 ГИС упоминается поддержка форматов ГОСТ.

5. Использование офисного ПО (те ГИС, в которых было указано другое ПО (не офисный пакет), либо вообще не было данных - не учитывались).

Некоторые участники Реестра странно понимают такой термин как «Свободное программное обеспечение» (такая графа есть в Реестре), записывая в его ряды Internet Explorer, Delphi и даже Ccleaner.

6. Распределение ГИС по дате ввода в эксплуатацию


Видимо, чтобы как всегда не опоздать,«Почта России» прописала датой ввода в эксплуатацию для своей ГИС жилищно-коммунального хозяйства аж июль 2016 года. Это единственная ГИС из будущего.

7. Распределение по ведомствам (чем больше площадь прямоугольника, тем больше ГИС числится за данным ведомством)

8. Сумма потраченных средств на разработку, модернизацию и эксплуатацию

В Реестре присутствует поле «Сведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС», в котором в свободной форме сообщается о стоимости системы для налогоплательщика. Обязательность и периодичность внесения этой информации в Реестр неясна, но даёт примерное представление о суммах затрат. На семь информационных систем приходится половина всех потраченных средств (суммы указаны в тысячах рублей):

Грустная ирония в том, что львиная часть денег была потрачена на какие-то мифические вещи - первое и второе места с минимальным разрывом занимают ГАС «Выборы» и «Правосудие». Почетное третье место уходит автоматизированной системе Министерства внутренних дел с говорящим названием ИБД-Ф. На эту могучую тройку ГИС приходится более четверти всех расходов, указанных в Реестре - 61 миллиард рублей.

Алексей Лукацкий

Решил я тут разобраться в том, что же такое государственная информационная система, для защиты которых разработан и 17-й приказ и методичка по защитным мерам. Оказалось это непросто. Существует несколько неоднозначных точек зрения по этому вопросу. Начну я с мнений коллег:

  • Артем Агеев считает , что ГИСами по сути можно считать только те ИС, которые находятся в реестре Минкомсвязи.
  • Андрей Прозоров , что не каждая ИС в госоргане является государственной и попадает под действие 17-го приказа.
  • Михаил Новокрещенов считает аналогично, но при этом, если ИС вводится в действие приказом и вводится в госоргане, то это уже ГИС.

Однако, эти 3 в чем то схожие позиции отличаются от того, что думают другие участники игры. Например, у коллег из РАНХиГС мнение совершенно иное. Оно более эмоциональная, но все-таки это позиция, к которой стоит прислушаться. Все-таки РАНХиГС активно участвует в нормотворческом процессе и сбрасывать со счетов их взгляд не стоит. Итак позиция дословно следующая: "Все, что делается в государственном органе (поскольку вся его деятельность - суть публичная сфера правоотношений), делается в силу закона. Иная деятельность по определению незаконна (публичному органу запрещено все, что прямо не предписано законодательством). Ведение бухгалтерии (кадрового учета и др.), вообще - любая иная обеспечивающая деятельность осуществляется также только в силу требований тех или иных законов. В случае бухгалтерии равно отнесенных к публичным и гражданским организациям. То, что такого рода деятельность прямо не описана в Положении о том или ином ведомстве, фактор неспецифический. Ведомства реализуют множество полномочий, которыми их наделили вне Положений (например, федеральными законами и указами президента). Отсутствие тех или иных полномочий в Положении дело, конечно, "неопрятное", но, если они проистекают из законодательства, они все равно полномочия. Тем самым, ИС бухгалтерии госоргана создается а) на основании закона (общего для любой организации в стране), б) на основании правового акта госоргана (вводится в экслуатацию приказом, скорее всего, министра, в) она нужна для реализации полномочий госоргана ("нужна" = без нее невозможно реализовать иные полномочия ведомства) ". Если подытожить, то РАНХиГС считает, что любая информационная система в государственном органе является государственной.

Аналогичной позиции придерживается и Минкомсвязи. Их логика следующая. Государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Обратите внимание, не нормативных, а правовых актов. Т.е. на основании любого правомочного решения государственного органа, например, обычного приказа. И такое правомочное решение может принять не орган исполнительной власти, не орган власти вообще, а любой обычный государственный орган. Частая отсылка к ПП-723 о регистрации отдельных видов ГИС имеет отношение не ко всем ГИС, а только к некоторым из них. По мнению Минкомсвязи ПП-723 обязательно только для ФОИВов и только для ГИС, предназначенных для оказания государственных функций или предоставления государственных услуг. При этом отсутствие регистрации не меняет статус незарегистрированной ГИС, как государственной. Иными словами, наличие обычного приказа о вводе в эксплуатацию информационной системы в госоргане делает ее государственной, а в мцниципальном учреждении - муниципальной. И никакая регистрация для этого не требуется (исключая федеральные ГИС определенных типов).

На ФБ была длинная

В котором государственные структуры обязаны регистрировать свои более-менее серьезные (но не секретные) информационные системы. Он довольно небольшой, давно хотелось поковыряться в нем и посмотреть поближе, что же представляют из себя и на чем работают системы, каждый день делающие жизнь простого гражданина еще легче и счастливее.

Реестр размещается на портале Роскомнадзора, который старается быть в тренде гласности, поэтому на нем присутствует раздел с наборами открытых данных - здорово! Качаем самый свежий архив Реестра от 16.02.2016, внутри лежит xml-выгрузка от сентября 2015 года… Хорошая попытка, гражданин. Придется дополнять «открытые данные» свежей информацией непосредственно с сайта, где сделано все, чтоб усложнить врагам парсинг Реестра. В итоге, по состоянию на 8 марта 2016 года, получился список из 339 федеральных государственных информационных систем, некоторую занимательную инфографику по которому, я и хочу вам представить далее.

Для каждой ГИС в Реестре может указываться сразу несколько поддерживаемых ОС и СУБД, таким образом, понять с каким именно ПО она работает в реальности - невозможно. Поэтому на следующих трех диаграммах для таких систем плюсик ставился сразу в несколько категорий.

1. Распределение по поддерживаемым серверным ОС

Из отечественных разработок упоминается только загадочная операционная система Циркон на основе Solaris, Alt Linux и МСВС .

2. Распределение по поддерживаемым клиентским ОС

Что конкретно сразу несколько заявителей подразумевают под «Мобильной операционной системой» - не понятно.

3. Используемая СУБД


Из СУБД, только Ред Базу Данных (на основе Firebird), ИРБИС64 и ЛИНТЕР-ВС можно считать отечественными разработками.

4. Форматы хранения данных

Размер шрифта соответствует распространенности поддержки.



По этой диаграмме можно сыграть в увлекательную игру под условным названием «Отыщи на картинке форматы офисных документов, утвержденные ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 и не получи их поддержку в ГИС». Форматы, которые еще в 2011 году, до эпохи импортозамещения, должны были стать единым стандартом для государственного документооборота. Но, кажется, опять что-то пошло не так. 3 года назад я уже о том, как, мягко говоря, неспешно внедряется Open Document на сайтах госучреждений. Воз и ныне там. Только лишь для 10 ГИС упоминается поддержка форматов ГОСТ.

5. Использование офисного ПО

Те ГИС, в которых было указано другое ПО (не офисный пакет), либо вообще не было данных - не учитывались.

Вообще, некоторые участники Реестра довольно странно понимают такой термин как Свободное программное обеспечения (такая графа есть в Реестре), записывая в его ряды Internet Explorer , Delphi и даже Ccleaner .

6. Распределение ГИС по дате ввода в эксплуатацию



Что примечательно, видимо, чтобы как всегда не опоздать, Слоу Почта России прописала дату ввода в эксплуатацию для своей Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства аж июль 2016 года. Это единственная ГИС из будущего.

7. Распределение по ведомствам

Чем больше площадь прямоугольника, тем большее количество ГИС числится за данным ведомством.

8. Сумма потраченных средств на разработку, модернизацию и эксплуатацию

В Реестре присутствует поле «Cведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС», в котором в свободной форме содержится информация о стоимости системы для налогоплательщика. Обязательность и периодичность внесения этой информации в Реестр не ясна, но дает примерное представление о суммах затрат.

Лишь на 7 информационных систем приходится половина всех потраченных средств (суммы указаны в тыс. руб.):


Первое и второе места с минимальным разрывом занимают ГАС Выборы и Правосудие . Почетное, 3-е место уходит автоматизированной системе Министерства внутренних дел с говорящим названием ИБД-Ф . На эту могучую тройку ГИС приходится более четверти всех расходов, указанных в Реестре - 61 млрд. руб.