Обращения граждан предложения заявления жалобы. Реализация административно-правовых норм. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно данному указу для данного производства характерны следующие стадии:

1. Первая стадия - возбуждение дела (основание – соответствующее обращение в письменной либо устной форме) производится в форме регистрации поступившего обращения.

2. Вторая стадия - рассмотрение обращения.

3.Третья стадия - принятие руководителем решения по обращению.

Производство по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления обеспечивается в соответствии с их конституционным правом участвовать в управления делами государства и обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления

Для рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семей сроки рассмотрения сокращаются вдвое. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен руководителем, но не более чем на один месяц.

На письменные обращения должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Исполнение решения по обращению состоит в оперативном уведомлении гражданина о результатах рассмотрения обращения. Такое решение может быть обжаловано в административном либо судебном порядке.

Производство по жалобам граждан является одним из средств реализации конституционного права на участие граждан в государственном управлении.

Все жалобы граждан можно поделить на два типа:

1.административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

2. удебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления с правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства.

Работа с жалобами граждан - особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них - стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть

дело после разрешения жалобы и контроль над работой с жалобой. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия - проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм. Иногда по результатам проверки составляются справки,

Третья стадия - принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения

1.Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - в 7-дневный срок.

В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

1. о полном удовлетворении жалобы;

2. о частичном удовлетворении жалобы;

3. об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).

Одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации), в Конституционный Суд РФ (статья 125 Конституции РФ).

Право граждан на подачу различного вида обращений закреплено в ряде федеральных законодательных актов и законов субъектов Федерации, например, в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральном законе от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», Кодексе РФ об административных правонарушениях, Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ и других актах.

Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции граждан.

Предложение – это устное или письменное обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни.

Заявление – это устное или письменное обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, не связанное с их нарушением.

Жалоба – это устное или письменное обращение гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, нарушенных действиями (бездействием) или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций, общественных объединений.К сожалению, законодатель в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» формально называет лишь три вида обращений граждан: предложение, заявление, жалоба. Между тем, в Федеральном законе «О беженцах», Законе РФ «О вынужденных переселенцах» говорится о необходимости подать ходатайство для получения соответствующего правового статуса. Ходатайство как вид обращений граждан называется и в других актах, в некоторых из них говорится также о возможности подачи коллективных обращений и петиций граждан. Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» этим судом рассматриваются, в том числе и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан. О возможности направлять в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам коллективные обращения граждан говорится и в самом Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 2).В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» даны определения обращения, предложения, заявления и жалобы применительно к положениям данного закона. Однако сформулированные законодателем дефиниции отличаются от определений, изложенных выше, и представляются не достаточно удачными.Так, под обращением гражданина в этом законе понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Уже отмечалась узость этого определения, не включающего в понятие обращения ходатайств, коллективных обращений, петиций. Кроме того, представляется недопустимым исключение из устных обращений граждан обращения к должностным лицам, тем более что в ст. 13 данного закона фактически предусмотрены такие обращения.Предложение определяется в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Однако в этом определении крайне важно подчеркнуть, что предложение гражданина не связано с нарушением его прав и свобод, четко отделив тем самым предложение от жалобы гражданина.Согласно данному федеральному закону заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Во-первых, данное определение неполно, хотя и пространно. Разве заявление гражданина касается только реализации его конституционных прав и свобод? Существует масса актов различной юридической силы, в которых сформулированы права граждан в тех или иных сферах их жизни и деятельности. Разве гражданин не может обратиться по поводу реализации этих прав?

Во-вторых, видимо, не следует говорить, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод. В своем заявлении гражданин обращается с прямой просьбой о реализации принадлежащих ему прав. Что в этом контексте означает слово «содействие» не понятно.В-третьих, и здесь крайне важно подчеркнуть, что заявление гражданина не связано с нарушением его прав и свобод, четко отделив тем самым заявление от жалобы гражданина.Жалоба определяется в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Представляется, что слово «просьба», когда речь идет о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод гражданина, неуместно, ибо в просьбе можно отказать, не аргументируя решения об этом. Безусловно, в соответствующем письменном документе гражданин, как правило, пишет: «Прошу», «Обращаюсь с просьбой» и т.д. Однако на самом деле в жалобе фактически выражается основанное на законе требование гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод. Конечно, слово «требование» при определении понятия жалобы режет слух. Именно поэтому в данном нами выше определении жалобы дипломатично говорится о ней, как об обращении гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, без упоминания слов «просьба» или «требование».Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны. Для приема устных обращений граждан руководители и другие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений обязаны проводить личный прием граждан. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства (можно работы или учебы). Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.Предложения, заявления, ходатайства, коллективные обращения должны подаваться гражданами в те государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения или тем должностным лицам (а петиции – в те органы государственной власти), к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.Жалобы подаются в те органы и организации, тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются, а также в суд.Право граждан на подачу жалобы подразделяется на: общее право на подачу жалобы , которым обладают все граждане как таковые, и специальное право на подачу жалобы , предоставленное лицам как участникам уголовного и гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях, исполнительного производства и некоторых иных правоотношений.Специальное право на подачу жалобы регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей правосубъектности. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а либо лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, в данном случае – содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях.Общее право на подачу жалобы, т.е. право подачи жалобы на все иные действия и решения в отношении граждан со стороны органов, организаций и должностных лиц, регламентируется общим законодательством об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. При этом общее право на подачу жалобы подразделяется на право на подачу административной жалобы (право на административное обжалование) и право на подачу судебной жалобы (право на судебное обжалование).

Общее право на подачу административной жалобы реализуется гражданами в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, некоторыми другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.Общее право на подачу судебной жалобы реализуется гражданами в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РФ. Говоря о праве граждан на подачу судебной жалобы нельзя не сказать о возможности обратиться в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07. 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в этот суд. Он рассматривает индивидуальные, и как уже отмечалось выше, коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.Еще одним объектом подачи гражданами судебных обращений является арбитражный суд. Он рассматривает действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и свободы граждан как субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд, например, с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта либо незаконным решением или действием (бездействием) указанных органов, должностных лицГоворя об обращениях граждан, нельзя не сказать об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02. 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» он призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом Уполномоченным по правам человека используется большой арсенал соответствующих средств, в том числе институт обжалования гражданами действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы.Поскольку Уполномоченный по правам человека не входит ни в систему исполнительной, ни в систему судебной власти соответствующие жалобы нельзя рассматривать ни в качестве административных, ни в качестве судебных обращений. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра соответствующей компетенции других субъектов, в том числе – и по рассмотрению административных и судебных жалоб граждан.Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Обращение гражданина – это комплексное понятие. Им может быть предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составленное в письменной форме или в виде электронного документа. Существуют три основных вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

К данному материалу относятся разделы:

Общая характеристика государственного управления

Понятие и содержание исполнительной власти, её отличия от законодательной и судебной ветвей государственной власти

Предмет и система административного права

Место административного права в системе российского права

Понятие и виды административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Понятие, признаки и структура административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Систематизация административно-правовых норм

Граждане как субъекты административного права

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления

Понятие и виды органов исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти, их классификация

Виды органов исполнительной власти (классификация)

Система и структура федеральных органов исполнительной власти