Образец написания работы с семьей тжс. Программа коррекционно-профилактической работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Программа

коррекционно-профилактической работы с семьями,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Разработчик Программы социальный педагог МКОУ СОШ №5 г.о.Нальчик А.А.Мальбахов

Постановка проблемы

Практика показывает, что корень всех детских проблем и бед лежит в семейном неблагополучии. А это – нарушение структуры и функций семьи, педагогическая несостоятельность и асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей. На своем коротком веку дети из таких семей рано переживают немало потрясений, испытывают душевный дискомфорт, а отсюда – тревожность, страхи, замкнутость, агрессия к сверстникам и взрослым.

Такие семьи требуют неотложной социальной помощи, особенно имеющие детей младенческого и раннего возраста. Профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, является приоритетной. Данная работа должна быть направлена на создание дополнительных просветительских, профилактических, реабилитационных услуг, направленных на сохранение благополучия семьи как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

Цель и задачи Программы

Цель:

Предупреждение перехода семей из категории трудной жизненной ситуации в разряд социально-опасных путем оказания комплексной, специализированной социальной помощи профилактического или коррекционно-реабилитационного характера.

Задачи:

Изучение семей и их ближайшего окружения, определение проблем и ресурсов с целью создания индивидуальной программы;

Реализация индивидуальной программы (оказание медико-социальной, психолого-педагогической, социально-правовой помощи семье);

Укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, содействие в преодолении кризисной ситуации;

Формирование у родителей и их детей установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции и самопомощи;

Психологическая адаптация семей, имеющих детей, к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

Объединение усилий социальных, медицинских, образовательных, правоохранительных служб, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении ее проблем;

Обеспечение социального сопровождения и наблюдения обслуженных семей.

Адресность Программы

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно (многодетные, малообеспеченные, неполные, подвергшиеся физическому или психологическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, безработные родители, семьи, не имеющие определенного места жительства).

Основные принципы реализации Программы

- Гуманизм предусматривает способность и готовность сотрудников центра прийти на помощь ребенку и его семье, защищать их права и интересы, преодолевать трудности в общении с членами семьи, проявлять терпимость во имя восстановления воспитательной функции семьи, ее социального здоровья.

- Индивидуальный подход предполагает учет социальных, психологических и функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы.

- Стимулирование семьи к самореализации – активизация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройка взаимоотношений с детьми, лечение социальных болезней, трудоустройство взрослых членов семьи.

- Интеграция усилий – комплексный подход к диагностической, коррекционной и профилактической работе; объединение усилий всех служб центра, а также учреждений здравоохранения, образования, службы занятости и других государственных организаций в решении проблем, отягчающих жизнь ребенка и его семьи.

Этапы реализации Программы

  1. Раннее выявление семьи, нуждающейся в социальной помощи.
  2. Установление непосредственного контакта сотрудников центра с членами семьи, заключение совместного соглашения (договора).
  3. Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.
  4. Реализация намеченного плана реабилитации с привлечением необходимых специалистов.
  5. Определение формы и осуществление социального патронажа семьи.

В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты совместно с заинтересованными органами и ведомствами ведут профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу с ребенком и его семьей пошагово, поэтапно.

На первом этапе проводится установление социальной истории семьи, сбор материалов, позволяющих выявить и всесторонне изучить проблему семьи и причины их возникновения, направление официальных запросов для получения документально верных сведений, постановка на учет.

Второй этап включает в себя следующие мероприятия:

Заключение родительского соглашения (договора) между администрацией центра и родителями, закрепляющего взаимные обязательства учреждения и семьи;

Психодиагностика членов семьи, их социальное обследование с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения;

Психодиагностическая работа с родителями (тематические беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, изучение психологического климата семьи);

Психодиагностическая работа с ребенком (наблюдение в общении, в игре, на занятиях, тематические беседы, тестирование и др.).

На данном этапе целесообразно проведение мини сетевых встреч с родителями, представителями школ, КДН и др. Также необходимо проведение акта обследования жилищных, бытовых, материальных условий жизни с целью знакомства, получения дополнительных данных об особенностях и условиях жизни семьи.

На третьем этапе производится координация и объединение усилий всех специалистов путем проведения социального психолого-медико-педагогического консилиума; выбираются эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей; в план работы включаются конкретные формы помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей центра. Намеченные мероприятия координируются с различными государственными и общественными структурами. На данном этапе работы создается целостный портрет семьи. Изучив ее проблемы, специалисты разрабатывают индивидуальную комплексную программу, помогают членам семьи занять активную позицию по отношению к ней. Продолжительность работы с семьей определяется заявленной проблемой, степенью ее сложности.

Четвертый этап – реализация индивидуальной программы. В зависимости от вида программы в ее реализации участвуют также другие социальные институты, в помощи которых в данный момент нуждается семья.

Процесс реализации индивидуальных программ зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты могут решать вместе с членами семьи.

В случае, если семья уже подпадает под категорию социально-опасной или находится в переходно-пограничном состоянии, коррекционно-реабилитационную работу необходимо организовать в соответствии с принадлежностью семьи к той или иной категории.

Так, работа с педагогически несостоятельными семьяминаправлена на коррекцию целей и методов внутрисемейного воспитания, искаженных представлений о родительских обязанностях. В этом случае важно с помощью социальных педагогов и психологов активизировать осознание родителями своего места в воспитании детей.

Работа с конфликтными семьями имеет свою специфику. Такие семьинуждаются в психологической и психотерапевтической помощи специалистов, которые проводят консультации, ориентированные на обучение взрослых и детей конструктивным способам разрешения проблем общения.

Сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Практика показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей обусловлено сложным переплетением социально-экономических, педагогических, патологических факторов. Именно это определяет необходимость комплексного подхода к решению проблем подобных семей. Специалисты должны хорошо изучить возможности окружающего социума, различных государственных и общественных структур и интегрировать их усилия.

Комплексная поддержка неблагополучных семей включает: трудоустройство родителей, оказание им единовременной целевой материальной помощи, помещение ребенка в дошкольное учреждение за государственный счет, обеспечение школьников дополнительным бесплатным питанием, оказание помощи в лечении и оздоровлении детей, надзор за своевременной выплатой детских пособий и алиментов, юридическое консультирование семьи и правовую защиту детей, помощь психологов и педагогов.

Усилия специалистов направляются главным образом на то, чтобы возродить в семье позитивный психологический климат и обеспечить ребенку достаточно комфортные условия жизнедеятельности и развития.

На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают:

Помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации);

Правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);

Содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении);

Содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (помощь в оформлении различных видов пособий, адресной помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам);

Психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

На пятом этапе – семьи, которым программа помогла выйти из сложной жизненной ситуации, и основная проблема которых решена, переводятся на социальный патронаж с рекомендациями по дальнейшему взаимодействию. Если же в рамках программы семья не нашла выхода из трудной жизненной обстановки, то индивидуальная программа продлевается решением консилиума до достижения положительных результатов в семейной жизни.

Результаты, ожидаемые от реализации Программы:

  1. Выход семьи из трудной жизненной ситуации.
  2. Стабилизация внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия.
  3. Уменьшение количества разводов.
  4. Овладение навыками конструктивного общения в семье.
  5. Укрепление связей и сотрудничества центра, родителей и социальных институтов, проводящих работу с детьми и семьями;
  6. Повышение психолого-педагогической культуры в сфере родительского общения;
  7. Формирование у родителей позитивных взглядов и адекватной мотивации по отношению к родным детям, к своей семье и обществу в целом.

Приложение №1

СОГЛАШЕНИЕ

о содействии в преодолении трудной жизненной ситуации

«____»_______________20___г.

Учреждение, в лице директора, действующего на основании Устава, с одной стороны,

И гражданин (ка)

19_года рождения, паспорт серия, №

выданный «____»______________20____г.

и проживающий по адресу

именуемый в дальнейшем Клиент, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее соглашение определяет условия содействия Учреждения Клиенту в преодолении трудной жизненной ситуации в рамках реализации индивидуальной программы.

1.2. Срок действия соглашения определяется для каждого Клиента индивидуально в соответствии с программой выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Учреждение обязуется оказывать клиенту социальные услуги в форме социального патронажа согласно индивидуальной программе выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

2.2. Клиент обязан своевременно выполнять действия, необходимые для преодоления им трудной жизненной ситуации, предусмотренной индивидуальной программой.

2.3. Клиент обязуется создавать необходимые условия для оказания социальных услуг.

2.4. Клиент имеет право совместно со специалистами Учреждения участвовать в разработке индивидуальной программы выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

3. Ответственность сторон

3.1. Учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по соглашению, если докажет, что это произошло вследствие нарушения Клиентом своих обязанностей или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

4. Порядок расторжения соглашения

4.1. Соглашение может быть расторгнуто:

  • по истечению срока реализации индивидуальной программы выхода Клиента из трудной жизненной ситуации;
  • по личному желанию Клиента;
  • по соглашению сторон;
  • при невыполнении Клиентом взятых на себя обязательств согласно индивидуальной программе выхода Клиента из трудной жизненной ситуации утвержденного решением консилиума специалистов.

5. Прочие условия

5.1. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения своих обязательств сторонами. Претензии и споры разрешаются по соглашению сторон или в соответствии с законодательством РФ.

5.2. Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой стороны. Неотъемлемой частью настоящего соглашения является индивидуальная программа выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

6. Адреса и реквизиты сторон:

Приложение №2

СОВМЕСТНОЕ ГРУППОВОЕ

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

И РОДИТЕЛЕЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО –

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Данное групповое игротерапевтическое занятие проводится с целью восстановления утерянных связей родителей с детьми.

  1. Коррекция контактности и активизации общения между детьми и родителями.
  2. Предотвращение страха общения.
  3. Формирование взаимодействия детей и родителей в игре.
  4. Развитие у детей уверенности в себе.
  5. Закрепление характера доброжелательности в общении родителей с детьми.

Время проведения занятия – 1 час.

Участники: 5 детей и 5 родителей.

Дети и родители садятся на пол в круг, чередуясь; дают друг другу руки, образуя замкнутую цепь.

Занятие состоит из нескольких элементов.

ИГРА – общение «Здравствуйте, я рад вас видеть» (5 минут) Задача каждого участника произнести эти слова, улыбаясь и глядя на всех присутствующих. Затем задание меняется. Родитель и ребенок поворачиваются лицом друг к другу, дают друг другу руки. Их задача: поприветствовать друг друга этими же словами, но называя друг друга по имени.

Ролевая гимнастика (15 минут).

Задачи на этом этапе является развитие у участников уверенности в себе; формирование чувства ценности других и самоценности; устранение конфликтности, снятия напряжения.

Воспитатель предлагает участникам вспомнить самое простое стихотворение Агнии Львовны Барто:

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу.

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».

Все участники занятия хором вслух произносят это стихотворение. Затем с помощью считалки выбирается водящий, которому завязывают глаза. Вытянув вперед руку, он образует «стрелку».

Ведущий дает задание, а «стрелка», повернувшись несколько раз вокруг своей оси, указывает на того, кто выполнит предложенное ведущим задание:.

  • произнести стихотворение шепотом;
  • с пулеметной скоростью;
  • со скоростью улитки;
  • как робот;
  • как иностранец;
  • смеясь;
  • плача;
  • постоянно зевая;
  • повторяя каждое слово дважды;
  • с помощью мимики.

«Зеркало» (10 минут).

Родители, встав спиной в круг образуют внутренний круг «зеркал». Каждый ребенок встает к своему «зеркалу» (родителю). Ребенок выполняет движения и жесты, а «зеркало» их повторяет. Затем «зеркалом» становится ребенок, и игра повторяется.

Взаимоотношение (15)минут.

Игра построена на обсуждении стихотворения Льва Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Ведущий предлагает всем сесть в круг и послушать стихотворение.

Стоит небольшой, старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То, поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

Входи, не стесняйся, дружок.-

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба – Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Подводится итог: результат зависит от характера, способа выполнения и намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути так же могут привести к разным результатам.

Затем каждый родитель получает задание вспомнить или придумать историю, подобную услышанной в стихотворении.

«Час пик» (7 минут).

Ставится задача содействия формированию чувства близости с родителями и детьми, принятие друг друга.

Ведущий предлагает детям встать в любой части комнаты, а родители занимают место сзади своего ребенка, положив руки ему на плечи.

Ребенок – «шофер», родители – «прицеп к машине».

Для проведения этой игры в пространстве комнаты ставится несколько стульев. «Прицеп» закрывает глаза и слушается «своего шофера».

Задача «шофера» двигаться по комнате, не сталкиваясь с «машинами» и другими предметами.

Затем родители и дети меняются. Игра повторяется.

По окончании игры идет обсуждение, что легче быть «шофером» или «прицепом», почему? Удобно игроки себя чувствовали в этих ролях?

«Связующая нить» (8 минут).

В ходе этой игры решается задача формирования чувства общности, осознание семьи, как единого целого.

Все участники занятия садятся в круг, передовая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, было ли им интересно общаться друг с другом, что в занятии понравилось больше всего, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает игру ведущий, показывая тем самым пример.

Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Приложение №3

«Взаимоотношение в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

  • очень хорошие;
  • хорошие;
  • не очень хорошие;
  • плохие;
  • не очень плохие.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

  • не совсем;

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислить эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

  • ежедневно;
  • по выходным;
  • редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

  • решаете сообща жизненные проблемы;
  • занимаетесь семейно – бытовыми проблемами;
  • работаете на приусадебном участке;
  • вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
  • обсуждаете вопросы учебы детей;
  • делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
  • каждый занимается своим делом;
  • другое:

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

  • часто;
  • иногда;
  • редко;
  • не бывает.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  • непониманием членами семьи друг друга;
  • нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
  • отказом участвовать в семейных делах, заботах;
  • разногласием в вопросах воспитания детей;
  • злоупотреблением алкоголем;
  • другими обстоятельствами (укажите)

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?

  • примирение;
  • обсуждение ситуации и принятие правильного решения;
  • прекращение конфликтов на некоторое время;
  • обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
  • конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

  • иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

  • переживают, плачут;
  • становятся на сторону одного из родителей;
  • пытаются помирить;
  • уходят из дома;
  • замыкаются в себе;
  • относятся безразлично;
  • становятся озлобленными, не управляемыми;
  • пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что Вы намерены для укрепления семейно – бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

Опрос провел:

Приложение №4

Программа тренинга по формированию родительской компетенции

Данный тренинг используется при работе с родителями испытывающими трудности в общении со своими детьми. Основная цель программы гармонизация отношений между детьми и родителями, формирование умений и навыков разрешения трудностей общения в семье.

Упражнение №1. Оценка возможности родителей и подходов в воспитании.

Каждый участник должен ответить на 3 заданных ему вопроса и кратко сообщить о своих ощущениях.

Вопросы родителям:

  1. На сколько для Вас важны чувства вашего ребенка?
  2. Что Вы чувствуете, устанавливая ограничения?
  3. Что Вы будете чувствовать, если перестанете «приставать» к своему ребенку?

Упражнение №2. Мой ребенок

Каждому участнику предлагается написать 25 положительных качеств своего ребенка. В конце, в общем круге сообщить о своих ощущениях, трудностях в написании качеств и что нового они узнали и осознали в своем ребенке.

Упражнение №3. Двойственность поведения.

Участникам по кругу предлагается рассказать о случае противоречивости в поведении родителей («говорят одно, делают другое»), в следствие которого возникла агрессия с обеих сторон и не возможность найти общий язык. Пример 1: ребенок приносит плохую отметку из школы – его наказывают; через некоторое время ситуация повторяется – ребенка не наказывают, оставляя оценку без внимания. Что ждать ребенку от родителей при повторении ситуации? Проблема – страх неизвестности. Пример 2: мама говорит сыну: «Если не придешь домой в 21:00, оторву тебе башку» - это произойдет на самом деле? Пример 3: мама кричит на дочь, когда та долго разговаривает по телефону, но сама проводит часы с телефонной трубкой. Обсуждение в группе.

Упражнение №4. Передача ответственности.

  1. Не контролировать, куда и с кем пошел Ваш ребенок.
  2. Не подслушивать телефонные разговоры (унижение).
  3. Выделять денежные средства на личные нужды, но с ограничениями.
  4. Назначить ребенку ответственное дело, без контроля и напоминаний.
  5. Основной принцип семейной жизни: «Мы всегда готовы тебе помочь».

Участникам по кругу предлагается обсудить эти рекомендации и провести их на практике в своей семье. На следующем занятии обсудить результат.

Упражнение №5. Искусство конфронтации.

Родителям предлагаются правила, как правильно вести себя в ситуации конфликта:

  1. Начинать разговор обязательно с похвалы.
  2. Высказывать свои чувства по поводу причины конфликта.
  3. Обсуждать только конкретный случай избегая обобщений (ты всегда… ты не когда…), не вспоминая прошлых обид.
  4. Избегать в разговоре упреков и истерик.
  5. Не играть его и своими чувствами.
  6. Рассказывая о себе, не навязывать себя.
  7. Когда это возможно, прибегать к юмору.
  8. Заканчивать разговор конструктивными предложениями на будущее в дружелюбной форме.

Обсудить в группе, применить в домашних условиях, результат обсудить на следующем занятии. Родителям необходимо включаться в жизнь своих детей, признавать их достижения, влиять на поведение ребенка, делая это с любовью, и пусть они ответственно относятся к исполнению правил, установленных психологом.

Приложение №5

Социальная карта семьи

Ф.И.О. н/л, возраст

Домашний адрес

Родители:

Образование родителей

Род занятий родителей, их профессия

Сколько лет существует семья

Состав семьи

Материальное положение

Жилищные условия: нормальные (благоустроенная квартира, дом, имеются необходимые условия)

неблагополучные (неблагоустроенная квартира, комната, общежитие, отсутствуют необходимые условия)

Отношения в семье

Забота родителей о детях

Наличие конфликтов родителей с детьми

Анализ ситуации в семье

Наличие помощи семье

В каких видах помощи нуждается семья

Проблемы, существующие у ребенка в образовательном учреждении

Помощь образовательного учреждения ребенку

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье

Какое влияние оказывают на ребенка друзья, родственники

Что мешает родителям в воспитании детей

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и др.)

Цели работы с семьей

Основные направления работы для составления программы


«Дети – это наша старость. «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, эта наша вина перед нами людьми, перед всей страной». Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, эта наша вина перед нами людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко А.С. Макаренко


Показателями негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка, является нарушение поведения, через бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, правонарушения, аморальные формы поведения, неадекватные реакции на замечания взрослых, что влечет к нарушению развития детей, которое выражено: Показателями негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка, является нарушение поведения, через бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, правонарушения, аморальные формы поведения, неадекватные реакции на замечания взрослых, что влечет к нарушению развития детей, которое выражено: в низкой успеваемости в низкой успеваемости неуравновешенности психики неуравновешенности психики подростковом алкоголизме подростковом алкоголизме проституции проституции конфликты с учителями, родителями, конфликты с учителями, родителями, контакты с криминогенными группировками. контакты с криминогенными группировками.


Эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются: -Принудительное лечение от алкоголизма -Принудительное лечение от алкоголизма - лишение родительских прав, - лишение родительских прав, -консультирование -консультирование - обучающие консультации для родителей - обучающие консультации для родителей - пропаганда семейных ценностей - пропаганда семейных ценностей - административные штрафы - административные штрафы - постоянный патронаж, в раннем выявлении и индивидуальный взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи. - постоянный патронаж, в раннем выявлении и индивидуальный взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.


Приемы, (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями. 1.Убеждение- разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого – то поступка. 1.Убеждение- разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого – то поступка. 2. Моральная поддержка – по отношению к детям, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным. 2. Моральная поддержка – по отношению к детям, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным. 3.Вовлечение в интересную деятельность – поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы. 3.Вовлечение в интересную деятельность – поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы. 4.Готовность сопереживать - этот часто отсутствует в неблагополучной семье. 4.Готовность сопереживать - этот часто отсутствует в неблагополучной семье. 5. Нравственное упражнение по формированию нравственных качеств. 5. Нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.


Направления работы с неблагополучной семьей. Диагностика семейного неблагополучия через наблюдения, анкетирование детей и родителей, мини- консилиумы, анализ документов, протоколы ГКДН, составление карт социально – психологического сопровождения. Диагностика семейного неблагополучия через наблюдения, анкетирование детей и родителей, мини- консилиумы, анализ документов, протоколы ГКДН, составление карт социально – психологического сопровождения. Индивидуальная помощь неблагополучной семье, через советы по преодолению сложных жизненных ситуаций, консультации специалистов, индивидуальные беседы, индивидуальный социальный патронаж семей, родительские собрания на дому. Индивидуальная помощь неблагополучной семье, через советы по преодолению сложных жизненных ситуаций, консультации специалистов, индивидуальные беседы, индивидуальный социальный патронаж семей, родительские собрания на дому. Профилактика семейного неблагополучия: родительский всеобуч, лектории для подростков, семинары для учителей и родителей, высокий процент охвата устройства в летние лагеря, летние площадки, постановка на учет. Профилактика семейного неблагополучия: родительский всеобуч, лектории для подростков, семинары для учителей и родителей, высокий процент охвата устройства в летние лагеря, летние площадки, постановка на учет.


Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях педагог должен: Объяснить родителям, что из-за конфликтов друг с другом, страдает ребенок, если не удается образумить родителей, создавших своему ребенку, обстоятельства, способные изуродовать его душу, нужно изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, посоветовать передать на время родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях педагог должен: Объяснить родителям, что из-за конфликтов друг с другом, страдает ребенок, если не удается образумить родителей, создавших своему ребенку, обстоятельства, способные изуродовать его душу, нужно изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, посоветовать передать на время родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье. - детская безнадзорность - детская безнадзорность - побеги из дома - побеги из дома - правонарушения и преступная деятельность - правонарушения и преступная деятельность - алкоголизм - алкоголизм - Наркомания и токсикомания. - Наркомания и токсикомания.


Беседа учителя с родителями ребенка из неблагополучной семьи, должна начинаться с беседы примерного плана. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники). Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники). Что меня беспокоит в нем? (то, самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой). Что меня беспокоит в нем? (то, самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой). Каковы по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта(это вызывает на откровенность, а значит позволит выяснить истинные причины. Каковы по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта(это вызывает на откровенность, а значит позволит выяснить истинные причины. Какие меры следует предпринять со стороны школы?(выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания). Какие меры следует предпринять со стороны школы?(выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания). Задача всего пед. коллектива работающего с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами, пока изменить условия не в состоянии - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. Задача всего пед. коллектива работающего с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами, пока изменить условия не в состоянии - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными(в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными(в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.


Карта индивидуальной социально – педагогической поддержки семьи несовершеннолетнего ____________________________________ (к патронажу семьи) Сведения о семье: Сведения о семье: Ф.И.О. матери____________________________________________ Ф.И.О. матери____________________________________________ Ф.И.О. отца______________________________________________ Ф.И.О. отца______________________________________________ Другие члены семьи_______________________________________ Другие члены семьи_______________________________________ Адрес постоянного или временного проживания_________________ Адрес постоянного или временного проживания_________________ 4.Образование: 4.Образование: Отца__________________________________________ Отца__________________________________________ Матери_______________________________________ Матери_______________________________________ Выполняемая на момент постановки на учет работы: Выполняемая на момент постановки на учет работы: Мать_____________________________________________________ Мать_____________________________________________________ Отец_____________________________________________________ Отец_____________________________________________________ Другие члены семьи________________________________________ Другие члены семьи________________________________________ Самозанятость (указать вид деятельности)_______________________ Самозанятость (указать вид деятельности)_______________________


Социально - бытовой статус семьи: неполная, многодетная, малообеспеченная, другое(указать).___________________________ Социально - бытовой статус семьи: неполная, многодетная, малообеспеченная, другое(указать).___________________________ Социальный статус семьи: работающие, неработающие, безработные, пенсионеры (вид пенсии)_____________________________________ Социальный статус семьи: работающие, неработающие, безработные, пенсионеры (вид пенсии)_____________________________________ Социально – средовый статус семьи: вынужденные переселенцы, без определенного места жительства, условно – заключенные. Социально – средовый статус семьи: вынужденные переселенцы, без определенного места жительства, условно – заключенные. Жилищно – бытовые условия: см.(акт обследования). Жилищно – бытовые условия: см.(акт обследования). Источники доходов семьи: зарплата, пенсия, пособия, компенсации, стипендии. Другие. Источники доходов семьи: зарплата, пенсия, пособия, компенсации, стипендии. Другие. Наличие в семье граждан льготных категорий (указать статус). Наличие в семье граждан льготных категорий (указать статус). ____________________________________________________________ _ ____________________________________________________________ _ Наличие в семье инвалидов (указать диагноз, срок инвалидности, группу______________________________________________________ Наличие в семье инвалидов (указать диагноз, срок инвалидности, группу______________________________________________________ Причина постановки на социальный патронаж____________________ Причина постановки на социальный патронаж____________________ ____________________________________________________________ ___ ____________________________________________________________ ___ 14. Прогнозируемый результат СПП семьи_________________________ 14. Прогнозируемый результат СПП семьи_________________________


Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребенка, в то время как его семья с ним всегда: от того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребенка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики и состояние ребенка, так и более полная и счастливая жизнь его семьи. Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребенка, в то время как его семья с ним всегда: от того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребенка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики и состояние ребенка, так и более полная и счастливая жизнь его семьи.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №23

Красносельского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в условиях ФГОС ДО».

Составила псилогог

Рубцова А.И.

Санкт-Петербург

2016 год

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Многие семьи в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

– дети, оставшиеся без попечения родителей,

– дети-инвалиды,

– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети-жертвы насилия,

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, – дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

  • патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
  • знакомство с семьями;
  • метод совместного планирования;
  • работы с семьей;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

  • патронатные посещения;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

  • патронатные посещения;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.

Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся

цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны спором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер – например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни : выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации.

Методы и способы отслеживания результата :

  • Анкетирование членов семьи;
  • Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
  • Анализ документации (характеристика и т.д..);
  • Диагностика детско- родительских отношений;
  • Беседы.

Совместный план работы с семьей

Консультация социального педагога;

Материальное обеспечение ребенка;

Трудоустройство родителей;

Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье.

В рамках ФГОС ведущей целью является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности. Обеспечение безопасности дошкольника. Важнейшим условием является конструктивное взаимодействие с семьей.

Забота о здоровье, эмоциональное и психическое благополучие является главной задачей поддержки семей в рамках ФГОС.

Программа ФГОС подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанниками, способность разрешать различные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка. Выстроить партнерские отношения с воспитателями.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития в детском саду и семье;

Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания, а также с трудностями, возникающие в семейном и общественном воспитании дошкольников;

Обоюдное информирование о актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

Создание условий для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Привлечение семей к участию в различных мероприятиях;

Поощрение родителей.

Формы работы с родителями:

Метод доверительны отношений(Язык фото, выбери дистанцию и т. д.);

Развитие детско-взрослых отношений, обоюдное информирование;

Стенды;

Образование взрослых(он-лайн конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения);

Мастер-класс, тренинг;

Совместная деятельность;

Пособия для развития детей дома.