Сопровождение семьи ребенка с овз. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Познавательные и досуговые формы работы

СТАТЬЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ ЦПМСС «ЛИЧНОСТЬ» КУЗЬМЕНКО ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ.

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

В стремлении к интеграции молодые родители продолжали традиции своего родительского поколения. Если они когда-то успешно призвали к праву на образование и поддержку своих детей, то некоторые из родителей теперь требуют права на участие и в повседневной жизни в обществе.

В 1980-х годах, например, интеграционные группы были созданы в стандартных детских садах различных федеративных штатов, которые были научно поддержаны Германским институтом изучения раннего детства, а также, например, в Баварии Государственным институтом дошкольного образования.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих школу, увеличивается, перед всеми специалистами встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми и их семьями.

Уже самые ранние попытки общего образования были обнадеживающими и побуждали нас продолжать путь этой захватывающей близости. Для детского сада как жилого помещения для всех детей был опыт обогащения для детей, родителей и педагогов, что меняло понимание работы детского сада и отношения к образовательным вопросам. Образовательные подходы в настоящее время в первую очередь ориентированы на потребности и способности каждого ребенка; Родительская работа понимала себя как партнерство в области образования; и для детских садов, чья заявленная цель - интеграция всех детей, стало, конечно, следовать действующим стандартам качества, работать прозрачно и в сети, а также открывать себя обществу.

Работе с родителями детей с ОВЗ я уделяю достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но практика свидетельствует о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Наглядно-информационные формы работы

Интегративные детские сады как места обучения для всех детей. Старые способы мышления и ценности об инвалидности и нормальности, о дефицитах и ​​производительности, о слабых и сильных сторонах меняются в пользу ориентированного на ресурсы образа мышления. Это полагает, что события всегда возможны, если шаги обучения отдельного ребенка воспринимаются, уважаются и поддерживаются в максимально возможной степени в зависимости от их потенциала. Это также означает признание того, что инвалидность не может быть рассеяна, но должна быть принята - и, тем не менее, зная, что эта жизнь стоит того, чтобы она могла преуспеть и быть счастливой.

При работе в школе, мною (педагогом-психологом), были выявлены основные проблемы , возникающие в семьях с детьми с ОВЗ:

1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Вы научили нас в этом детском саду признать сильные стороны нашего сына, и сегодня мы переживаем это как обогащение для всей семьи, потому что с его безмятежностью он обращает наше внимание на нашу жизненную этику, и когда мы собираемся упускать друг друга, он требует и дает нежность, - сказала мать Д. которая из-за его тяжелой эпилепсии неоднократно ныряет в комнаты, никому не доступные, о которых он не может рассказать своей семье из-за его умственных недостатков.

Поэтому забота означает проектирование жилых и игровых площадок таким образом, чтобы дети и родители чувствовали себя эмоционально безопасными, безопасными и, как они чувствуют себя принятыми. Из этого чувства принятия дети могут осмелиться осознать свои потребности и все равно сформулировать их. Они могут любопытно исследовать предложения, подходить к ним с осторожностью или осторожностью или игнорировать их и делать свою повседневную жизнь независимой. Родители могут делиться своими разочарованиями и страхами, их травмами и травмами, наслаждаться успехами, радостями и успехами.

2. Гиперопека и симбиоз. Часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В итоге дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

Воспитание и обучение в интегрированных детских группах дает всем детям возможность расти и развиваться в соответствии с их собственным ритмом, но они привержены основной идее игры, обучения и переживания вместе. Это сообщество дает всем детям отличную возможность для социального обучения. Тот факт, что детям дается сцена, которая позволяет так много разных ситуаций обучения и жизни и может быть опробована во многих вещах, положительно влияет на основные отношения, такие как терпимость и ненасильственное взаимодействие, на чувство ответственности и демократическое понимание.

3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»), которая проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.

4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством нарочитого лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.

Сопровождение семьи, воспитывающего

Интегрированные учреждения по уходу за детьми доказали, что они обучают местам необычных и творческих решений. В отношениях, где нормальность различна, каждый ребенок может почувствовать, что он важен и ценен. Поддерживающие основы интегративной, укрепляющей и ориентированной на.

Уверенность в успехе будущего ребенка и его собственной творческой жизнеспособности, уделяя особое внимание сильным сторонам ребенка, а не его недостаткам, родителям в качестве равных партнеров в области образования, уверенности в собственных ресурсах и воображении, а также в отношении детей и родителей, решений и развиваться для развития и взаимодействия с окружающим миром. Интегративное образование в детском саду направлено на «благополучие без исключения всех детей» - «физически, эмоционально, социально, интеллектуально».

5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, была определена общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение психологической и социальной компетенции родителей, помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Ребенка с овз в условиях введения фгос

Это требует чувства принадлежности и эмоциональной безопасности, чтобы обнаружить себя и мир и научиться быть свободным от страха. Инвалиды не могут быть устранены и продвинуты. Но совместная игра и учеба также дают детям-инвалидам возможность участвовать с их индивидуальными потребностями в возможностях и реалиях внешнего мира. В этом процессе общего образования социальное обучение становится возможным для каждого ребенка, потому что потребности, чувствительность и способности всех детей встречаются и касаются друг друга, дополняют друг друга и обогащают друг друга.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, проходит поэтапно.

Первичная диагностика ребёнка и его семьи.

Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семьи учитываю качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.

Уровни опыта работы с собственными и другими, со знакомыми и иностранными, в сфере интеграции весьма разнообразны. Опыт, которому незнакомцам больше не нужно пугать или волноваться, но стать знакомым, и что человек учится правильно относиться к нему, повышает самооценку и уверенность в себе. Они поощряют любопытные и творческие подходы к новым вызовам и смелым необычным идеям.

Они также должны тратить свое время на наблюдение за событиями, сосредоточив свое внимание на том, что хорошо, а не на дефиците. Для обеспечения этой работы необходимо взаимодействовать с заявлениями и концепциями миссии и развивать образ человечества, который несет в себе идею общего образования и вытекающие цели педагогических действий.

Форма работы с семьей определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая работа.

А формы работы с ребенком вариативны и включают в себя: первичную и повторные консультации, диагностику, групповые и индивидуальные формы коррекционной работы. После первичной диагностики ребенка на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ.

Структурно-структурные условия в отношении персонала и условия их работы, размер группы, оборудование, юридические и финансовые требования являются организационной основой для дифференцированной и требовательной социально-образовательной работы общего образования всех детей и соответствующего сопровождения их родителей. Без уверенности в этих основах результаты довольно случайны и не имеют высокого качества и проверяемого профессионализма. Кроме того, социальная задача общего образования только с обеспеченными структурами получает шанс, которого он заслуживает.

Индивидуальная консультация. Первое знакомство с родителями.

Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, определяются степенью их готовности к сотрудничеству и наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации.

Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.

Формирование коррекционно-развивающей среды

В дневном стационаре распространены два типа интеграции: группы интеграции, которые могут быть расположены как одна или несколько групп в детском саду или индивидуальная интеграция в детский сад соседнего района. Например, в Баварии группа детей в интеграционных группах сокращается до 15 детей, и нанимается дополнительный педагогический специалист. Интеграционные группы могут вместить до пяти детей-инвалидов. Единая интеграция обычно уменьшает группу детей тремя детьми на одного ребенка-инвалида.

Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.

Психолого-педагогическое сопровождение наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса).

Дополнительный специалист может применяться только в отдельных случаях. Основным принципом интеграции является близость к дому, так что дети-инвалиды могут посещать тот же детский сад, что и их незамужние товарищи по игре. Например, в Баварии, два часа в неделю, специальная поддержка, предоставляемая сотрудниками центров раннего вмешательства или других служб педагогического специалиста. Но основное внимание уделяется совместному продвижению всех детей. Конечно, дети-инвалиды, которые участвуют в индивидуальной интеграции, также получают два часа специализированной образовательной поддержки в неделю.

Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными. Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи прошу открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Важно помочь найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, это снизит чувство тревоги.

В детскую группу с единой интеграцией можно взять до двух детей-инвалидов. Качество процесса: образовательные процессы. Основная идея обучения в инклюзивном дневном центре - это то, что каждый ребенок может узнать, чему они могут научиться в ситуации «здесь и сейчас». Для педагога это означает начало самых разнообразных этапов обучения на пути к образовательным целям, таких как развитие компетенций, автономии и солидарности в детской группе.

Формы и методы работы с родителями

Жизненные и практические навыки, автономия и солидарность, предназначенные как возможности обучения для всех детей, конечно, различны у группы детей, в которых дети растут и учатся в самых разных условиях развития. В общем, четырехлетний ребенок самостоятельно решает, что нужно носить утром, что нужно для закуски, какие игры играть с кем, какую историю они хотели бы прочитать, какой учитель. Он приобретает автономию и способность действовать в ситуациях, которые интересны и которые для него забавны.

Неэффективность лечения «особого» ребенка порождает у родителей чувство разочарования (2 фаза семейного кризиса). Успешность принятия членами семьи их образа жизни определяется степенью дифференцирования их «я» от других. Как психолог я предлагаю каждому определить, какое влияние лично на него оказывает диагноз о неизлечимости ребенка. В случае необходимости помогаю членам семьи освоить новые роли и взять на себя новые обязанности для улучшения функционирования семьи. На этом этапе можно помочь родственникам примириться со сниженными возможностями ребенка, поможет выявить причины своего гнева и беспомощности.

Например, для ребенка с тяжелой психической недееспособностью есть выражение его способности действовать и жить, чтобы добраться до его личных потребностей, чтобы покинуть комнату и вернуться в гамак и размышления. Признание этих решений как таковых и правильная классификация и уважение различных компетенций и возможностей развития и вовлечение их в планирование повседневной жизни детского сада являются одними из сложных задач интегративной работы. Предпосылкой для этого является точное наблюдение и восприятие отдельного ребенка, а также наблюдение за отношениями детей в группе друг с другом и между детьми и их воспитателями.

Индивидуальные встречи с членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ, позволили выделить отличительные черты родителей: ранимость, чувство изолированности, обособленность от жизни. Мамы говорили о том; что чувствуют себя «изгоями» общества, что некоторые люди относятся к ним и к их детям подозрительно, стараются держаться подальше. В силу состояния здоровья, психика родителей в течение длительного времени (а именно, с момента рождения больного ребенка) подвергалась постоянному психогенному воздействию.

Педагогический подход к этому - «совместное обучение». Георг Фейзер, профессор Интеграционного образования в Бремене, разработал для этой формы воспитательной работы прекрасный символ большого лиственного дерева, корни и стволы которого содержат коллективные знания и умения каждого, участвующих в учебном проекте, а также на его ветвях, ветках и сучках каждый после его Можете узнать состояние. Хотя отдельные ветви и ветви символизируют самое разнообразное учебное содержание, в конце все дети вместе учатся вместе на дереве, символ целостности.

Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей.

Работу строю по следующим направлениям:

Концепция и концепция педагогического специалиста. На практике это означает, что знания и навыки прозрачны и учиться друг у друга в разных дисциплинах. Необходимые меры поддержки основаны на их сильных и сильных сторонах и требуют взаимного обмена предложениями и наблюдениями за работой с детьми. Эти концепции призваны поощрять и оспаривать соответствующего пострадавшего ребенка посредством изменения его способности действовать и своей деятельности посредством целенаправленных импульсов.

Эффекты поощрения отдельного ребенка могут быть усилены в жизни детского сада и специализированной службой, если другие дети также участвуют в этом мероприятии. Опыт показывает, что беспристрастное любопытство детей и их живой интерес к тому, что происходит с инвалидом, поддерживают мотивацию и творчество детей-актеров и специалистов. Дети обычно оказываются превосходными со-педагогами и со-терапевтами. Их заинтересованные вопросы заставляют взрослых критически переосмысливать, почему и почему педагогическая мера.

1. Проведение психологического диагностирования всей семьи.

2. Разработка основных направлений работы.

3. Использование психокоррекционных приемов, направленных на оказание помощи.

Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализирую личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяю уровень тревожности.

Примерный инструментарий для диагностирования семьи:

Наблюдение,

Беседы-интервью,

Проективные методики: «Кинетический рисунок семьи» Бернса-Кауфмана и др.

Личностные тесты (16-факторный личностный опросник Кеттелла, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер), опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест Люшера)

Основные задачи психокоррекционной работы:

1) помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;

2) раскрыть собственные творческие возможности;

3) изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;

4) вооружить родителей различными способами коммуникации;

5) научить конструктивно помогать и поддерживать друг друга;

6) помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;

7) помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;

8) снятие тревоги и страха отвержения;

9) формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;

10) помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.

Психокоррекционная работа всегда осуществляется на нескольких уровнях:

Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;

Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;

Поведенческом – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.

С родителями с высоким уровнем мотивации продуктивно работать в группе.

Групповая работа.

Выбор групповых форм работы определяется степенью готовности к сотрудничеству.

Программа групповой работы включает различные приемы практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии.

Групповая работа проходит несколько этапов.

Начиная работу с родителями, посещающих группу, я столкнулась с рядом проблем:

Маленький списочный состав группы (5 человек). Родители, в силу сложившихся обстоятельств («особое» состояние детей, занятость родителей), сомневаются в том, что смогут регулярно посещать группу встреч и поддержки;

Специфика школы, в которой «все знают обо всем. Эффективней проводить группу на нейтральной территории;

Замкнутость родителей, их изолированность от общества.

Поэтому, приступая к работе, особое внимание уделяю формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки. Работа находится на стадии осознания родителями необходимости совместной работы, на снижение тревоги и формирование необходимости получения новой информации.

Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная моя задача – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка, а все участники группы имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, найти выход из любой сложной ситуации и осваивают навыки конструктивного общения.

Дополнительные формы работы с родителями,

воспитывающими детей с ОВЗ:

Просветительская работа с родителями:

1. Беседы: коллективные и индивидуальные.

2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах развития их ребёнка, закономерностях психо-физиологического взросления, о влиянии отношений в семье на развитие коммуникативной и социальной компетенции ребенка.

3. Родительские собрания в форме: «Ответы на вопросы» - тренинг ситуаций; в форме круглых столов. В перспективе планирую создание родительского клуба.

4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним.

5. Родительские сочинения.

6. Проведение совместных групповых дискуссий, игр, инсценировок, развлечений, олимпиад, праздников, конкурсов.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

7. Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход.

Поэтому я всегда советую родителям для самостоятельного прочтения следующую литературу:

1. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.

3. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.

4. В.В. Ткачева. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.

5. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 200.1.

Такая эффективная работа психолога, сотрудничество со специалистами школы и семьей, помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Кроме этого возникает гармонизация семейных взаимоотношений; устанавливаются правильные детско-родительские отношения; адекватно оцениваются возможности ребенка (как физические, так и психологические); решаются личные проблемы (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка. Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, обучаются элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п.), и готовы оказать помощь в выборе профессии своего ребенка.

В рамках школьной Недели психологии “Психология в образовании: вызов времени” Конкурсная номинация “Психология для всех и каждого” Подготовила и провела информационно-просветительское мероприятие педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области Котлярова Алла Павловна ”Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ или инвалидностью в условиях образовательной организации 2015



(в рамках реализации проекта по сетевому взаимодействию)



Цель:

Каждый учитель должен научиться сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для этого необходимо научиться понимать ребенка (и педагогам, и родителям), помочь семье справиться с трудными задачами по воспитанию, обучению, социализации детей с ОВЗ или инвалидностью, мобилизуя ее возможности в решении задач реабилитационного процесса.



Основные задачи сопровождения семьи с ребенком ОВЗ или инвалидностью:

  • помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ или инвалидностью;
  • способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска;
  • воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач процесса социализации ребенка с особыми потребностями.

Функции семьи

  • рождение и воспитание детей;
  • осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
  • удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
  • создание условий для развития личности всех членов семьи;
  • удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
  • удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
  • удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
  • охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ практически все выше перечисленные функции не реализуются или не в полной мере реализуются. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются . Причины нарушений связаны с психологическими особенностями особого ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик .



Процесс психолого-педагогического сопровождения семей , воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 

это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов

по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.

При сопровождении семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



Образовательное направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

в ключает помощь родителям в обучении и воспитании .

Помощь в обучении направлена на формирование инклюзивной культуры и компетентности родителей и их просвещение.

Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.



Психологическое направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

включает социально-психологическую поддержку и коррекцию .

Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным видом сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.



Посредническое направление сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ или инвалидностью

Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.

Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.).

Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.



Если родитель знает диагноз

Если родитель не знает диагноз и не хочет ничего исследовать и уточнять

Признание эмоциональной сложности диагноза, который родитель узнает

Когнитивные искажения, связанные с состоянием ребенка или его возможностями

Признание изменения в реакциях ребенка в связи с узнаванием диагноза

Путаница и дезориентация

(нарушения образа Я; потеря памяти)

Приостановление поиска экзистенциальных причин рождения ребенка с ОВЗ (мучительных вопросов: За что мне?)

Активный поиск экзистенциального объяснения состояния ребенка (За что? Почему я? и т.д.)

Признание необходимости перестройки всей жизни и уклада

Дезориентация и «застревание» в прошлом

Реалистичное представление о возможностях и способностях ребенка

Нарушения границ (попытки привлечь диагностирующего специалиста в коалицию против медицинского персонала («сговор»)



Особенности детско-родительских отношений:

схемы реакции родителей на появление ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Принятие ребенка и его ОВЗ

Реакция отрицания

Реакция чрезмерной

защиты, протекции,

опеки,

охранительства

Скрытое отречение,

отвержение ребенка

Открытое отречение,

отвержение ребенка



  • неизвестность, неопределенность;
  • известность, определенность;
  • агрессия;
  • активная хаотичная деятельность;
  • депрессия;
  • принятие факта нарушения развития, обретение нового смысла жизни; активизация;
  • солидарность, объединение с другими родителями, имеющими детей с ОВЗ.


Первый кризис – период первоначального установления диагноза (выявление факта нарушения развития ребёнка, возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка, горе от безысходности).

Второй кризис – определение ребенка в специальное учебное заведение (старший дошкольный возраст, понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе).

Третий кризис – наступление совершеннолетия (старший школьный возраст, подростковый возраст, осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно с противоположным полом, обособление от общества).

Четвертый кризис – период трудоустройства и построение дальнейших планов (трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства, внутриличностный разлад).

1 . Родители каждый раз переживают горе заново на каждом новом этапе развития, который ребенок проходит.

2. Постоянно давящее чувство вины, раздражения, гнева, ощущение неопределенности и отсутствия стабильности.

3. Неизвестность и иногда безнадежность, так как прогнозы и последствия некоторых нарушений и диагнозов очень призрачны.

4. Отрицание и подавление негативных чувств о ребенке.

5. Семья и друзья неохотно разделяют с родителями ребенка с ОВЗ разочарование и печаль, а стараются обсуждать с ними только положительные, оптимистичные моменты, тем самым оставляя родителей наедине со своими истинными чувствами.

6. Медицинское сообщество и специалисты помогающих профессий могут не проявить должного внимания и теплоты, так необходимых родителям, и не достигнуть терапевтического альянса с родителями.

7. Семья и друзья могут отвернуться от родителей, или родители сами могут оттолкнуть от себя все окружения и остаться в изоляции.

Но при всем при этом родители со временем могут научиться любить, ценить, и быть привязанным к своему ребенку. Родители совместно с детьми с ОВЗ могут построить новые, более реалистичные перспективы развития. Родительская адаптация в ситуации стресса рождения ребенка с ОВЗ облегчается с помощью социальных, эмоциональных, когнитивных и поведенческих процессов, поэтому им просто необходима специализированная помощь и поддержка.

1. Принцип субъектности. В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: во-первых, нужно опираться на активную позицию родителей, их самостоятельность и инициативу; во-вторых, специалист должен не только формировать толерантность, но и сам обладать ею.

2. Принцип индивидуализации. В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: во-первых, работа, проводимая с семьей, должна ориентироваться на нормы и ценности, которые существуют в этой семье; во-вторых, осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо постоянно отслеживать эффективность той или иной формы взаимодействия с семьей.

3. Принцип рефлексивной позиции предполагает, что проблемы отношений родителей учащихся общеобразовательных школ и родителей ребенка с ОВЗ надо решать вместе с ними, а не за них.

4. Принцип создания толерантной среды. Предлагает взаимную ответственность и родителей школьников, и родителей ребенка с ОВЗ, а так же их взаимное сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение каждого родителя; каждый из родителей детей, обучающихся в классе, должен участвовать в деятельности родительского комитета и других формах родительских объединений.



Непосредственная работа с конкретной семьей:

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.


Опосредованная работа с конкретной семьей:

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах (раз в квартал);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.


Непосредственная работа с группой родителей:

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.


Опосредованная работа с группой родителей:

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.
  • Диагностическая модель базируется на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов.
  • Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются.
  • Социальная модель помощи строится на предположении, что семейные трудности - результат неблагоприятных обстоятельств, и кроме анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов.
  • Медицинская модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Таким образом, усилия специалистов направлены на излечение этой болезни, реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных.
  • Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет помочь семье и ее членам.


Использованные ресурсы:

  • Презентация «СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Автор-оставитель:д.психол.н., г.н.с. Нестерова. Москва, 2015 г.

Презентация «СЕМЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТЬЮ» Автор-оставитель:д.психол.н., г.н.с. Нестерова. Москва, 2015 г.

  • Советы психолога - родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) / Сост. -Лапп Е.А., Барбарош Т.В. И др., 2014.-133с. - Волгоградская региональная общественная организация «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов»
  • Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ОВЗ: методическое пособие / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; ТОУНБ им.А.С.Пушкина; сост. А.А.Коваленко. - Томск, 2012. - 40с. - (В помощь реабилитологу)
  • http://www.s_novochan.bar.edu54.ru/p32aa1.html - сайт МКОУ Новочановской СОШ: раздел «В помощь родителям детей с ОВЗ и инвалидностью»