Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки. Как долго придется общаться с налоговиками при выездной проверке


Николай НЕКРАСОВ, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» | 25.03.2016 17:02:53

Налоговики очень часто приостанавливают проведение выездных налоговых проверок с целью запроса у третьих лиц (контрагентов налогоплательщика) документов, необходимых им для проведения проверки. За процессом приостановки в проведении проверки необходимо тщательно следить, поскольку бывают ситуации, когда она длится (незаконно долго) даже уже после того, как инспекция реально получила все документы, запрошенные ею у третьих лиц. Это обстоятельство можно успешно использовать как инструмент борьбы с налоговиками за свои права...

Кроме того, в подзаконных положениях не рассматривается ситуация, когда налоговая служба не выдает платежное поручение, налагающее субсидию на получателя субсидии на нарушение бюджетной дисциплины, а поставщик грантов не уплачивает оставшиеся средства. Кроме того, нет четких сроков принятия решения компетентными органами. Вполне возможно, что правило будет осуществляться таким образом, что оба провайдера, управляющий орган, а также для компетентного финансового органа будут решающими результаты аудита, проведенного в соответствии с приведенными положениями Закона о финансовом контроле и, следовательно, взимание оценки за нарушение бюджетной дисциплины, налоговой инспекции там.


Приведем реальный пример. Налоговая проверка налогоплательщика была начата 18.09.2014г. и фактически окончена 15.05.2015г. При этом проверка была приостановлена с 15.10.2014г. на основании решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ у трех конкретных контрагентов (условно назовем их №1, №2 и №3)и возобновлена лишь через полгода - 14.04.2015г. Необходимость столь длительной приостановки в проведении налоговой проверки инспекция мотивировала тем, что документы от контрагентов №1 и №2 были получены вскоре, а вот документы от контрагента №3 в налоговый орган, мол, так и не поступили.

Если, однако, было принято решение о взимания оценки за нарушение бюджетной дисциплины, что, безусловно, подлежит рассмотрению в судебном порядке, будет получателем в судебном атакован, то суд не будет каким-либо образом оценить обоснованность приостановления использования субсидия оспариваемых положений закона о бюджетных правилах, но будет только оценить законность оспариваемого платежа. Таким образом, неконституционное право не открывает никакой возможности, согласно которой, если это возможно, на основе последующего судебного контроля, указывается, было ли приостановление субсидии законным и не было произвольным.

Напомним уважаемому читателю, что положения пункта 9 статьи 89 НК РФ недвусмысленно говорят, что приостановка выездной налоговой проверки допускается лишь для четырех целей: истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ; получения информации от иностранных государств; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Исключение судебного рассмотрения приостановления субсидий, следовательно, в этом контексте суб-конституционном праве приводит к тому, что любому произвольному, произвольному или даже досадно процедуре лица, предоставляющее право, не будет справедливо по имени или санкционированными в любом случае, так как эта процедура не должна быть предметом судебного рассмотрения. Однако это невозможно в демократическом государстве, которое регулируется верховенством закона, которое обязано защищать законные ожидания отдельных лиц, их юридическую определенность и основные права от произвола государственных органов.

Иных оснований для приостановления налоговых проверок НК РФ не предусматривает, а также заметим, что проведение допросов свидетелей вообще не входит в состав причин для приостановки проведения налоговой проверки. Именно так говорит закон. Но фактически в периоде объявленной приостановки проведения налоговой проверки инспекция активно проводила допросы многочисленных свидетелей. Есть протоколы допросов.

Таким образом, оспариваемая норма, которая предусматривает, в контексте описанного выше исключения судебного рассмотрения в первую очередь не соответствует ст. 1, п. 1 Конституции, которая гарантирует сохранение основных принципов материального права, а именно защиты правовой определенности, запрещение произвольных и доступ к правосудию.

Основные права и свободы. Еще одной ключевой мерой оценки предложения является положения ст. 36 п. 2 Устава, в соответствии с которым, хотя это может быть судебный пересмотр решения государственного органа исключается из юрисдикции суда, не может быть лишено права обжалования решений, затрагивающих основные права и свободы в соответствии с Уставом.

Но… налогоплательщик оказался очень дотошным, что в принципе правильно. Он связался с контрагентом №3 и получил от него информацию, что документы на запрос инспекции тот представил еще в ноябре 2014 года. Возник вопрос: почему после получения ответа от контрагента №3 еще в ноябре 2014 года инспекция не возобновила налоговую проверку, а «протянула» ее приостановку до 14.04.2015 года (ровно полгода)? Ведь основанием для этой приостановки налоговой проверки было именно истребование документов у трех конкретных лиц. Получили запрошенные документы – продолжайте проверку. Иных оснований для приостановления налоговой проверки, предусмотренных НК РФ, налоговым органом не было заявлено.

Конституционный Суд в своем предыдущем случае законом он неоднократно указывал, что, если каждый в соответствии со ст. 36 п. 1 права Хартии искать защиты своих прав в суд или иной орган, а также условий и правил осуществления прав, предусмотренных законом, то такой закон издан на основании конституционных полномочий, не может отрицать это право - эти условия и правила - с другой. Приведенная статья 36 (2) Устава является логическим следствием; разница в значимости основных прав и свобод, которая по своему разному логически превосходит права законов, основанных исключительно на законе.

Таким образом, инспекция после получения ответа от контрагента №3 должна была (обязана была) возобновить налоговую проверку, так как у нее уже отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 89 НК РФ для приостановления в проведении проверки. При данных обстоятельствах срок приостановления проверки автоматически заканчивается в момент прекращения оснований для ее приостановления, а он совпадает с датой получения инспекцией запрашиваемых документов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дальнейшее приостановление проверки (после получения всех запрошенных документов) было лишь имитацией ее приостановки, что привело к фактическому продолжению налоговой проверки сразу после даты получения инспекцией ответа от контрагента №3. А в итоге привело к нарушению предельных сроков проведения проверки, ограниченных пунктом 6 ст. 89 НК РФ (не более 2 месяцев).

Таким образом, право на судебное рассмотрение путем законного исключения нетрадиционного решения государственной администрации является публичным субъективным правом, гарантированным на конституционном уровне. Если получатель гранта соответствует всем условиям, изложенным в решении о предоставлении гранта, законодательству и любым другим нормам для получения и использования гранта, то предоставляется законное ожидание того, что грант будет присужден ему. В том случае, если из-за простого необоснованного предположения со стороны провайдеров будет приостановить выплату субсидии, такие действия являются вмешательством в законные ожидания получателя, что он будет выплачиваться субсидия и будет иметь возможность использовать для указанной цели.

Из вышеизложенного очевидно вытекает мнение, что столь длительное приостановление проведения проверки (уже без необходимости запроса документов) является просто дезинформацией налогоплательщика, направленной на получение инспекцией максимально возможного промежутка времени для проведения допросов нескольких десятков свидетелей. Очевидно, что в данном случае речь идет о факте прямого обмана налогоплательщика путем неоправданного длительного продления режима приостановки проведения налоговой проверки.

Нарушение этого законного ожидания является не только вмешательством в его юридическую определенность, как описано выше, но и с вмешательством в его право на защиту собственности, которое регулируется статьей 11 Устава. Важность защиты законных ожиданий была подчеркнута Конституционным судом в его решении №. После того, как участник выполнил условия предоставления государственной помощи на определенный календарный год, он вполне мог бы ожидать, что государство не будет иметь обратную силу для изменения. для изменения самого требования.

Но для чего же тогда законодатель вводил 2-месячный ограничительный срок по продолжительности проведения выездной налоговой проверки? И для чего тогда законодатель вводил четко регламентированные условия, при которых ИФНС имеет право приостанавливать ход проведения проверки только по причинам, описанным в законе? А поскольку истинный срок приостановки проверки, который требовался для получения информации от контрагента №3, был гораздо короче (об этом говорит письменный ответ контрагента №3), то это приводит к выводу, что общий ограничительный 2-месячный срок проведения выездной налоговой проверки проверяющими был значительно превышен и фактически составил почти 8 месяцев с 18.09.2014 г. по 15.05.2015 г.

Это ожидание защиты, как с точки зрения принципа правовой определенности, так и защиты доверия к закону, соответственно. защиты приобретенных прав согласно статье 1 (1) Конституции, а также имущественного характера требования согласно статье 11 (1) Устава и статье 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это положение не распространяется только на уже приобретенные активы, но также защищает законные ожидания приобретения такого имущества.

Кроме того, согласно прецедентному праву Европейского суда по правам человека, защита законных ожиданий также является неотъемлемой частью защиты прав собственности, то есть защиты требования, законные ожидания которого, по меньшей мере, являются законными. Центральным правилом в оценке существования такого законного ожидания является учет конкретных и индивидуальных обстоятельств дела, которые в целом должны устанавливать законные ожидания в качестве имущественного интереса, защищенного статьей 1 Дополнительного протокола к Конвенции.

Для приостановления выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязательно должен вынести соответствующее решение, которое должно быть мотивированным. В решении о приостановлении налоговой проверки указывают следующие основания приостановления проверки :

    Проведение встречных проверок;

    Заявитель указал, если необходимо, параллель с приостановлением выплаты субсидии аналогичным институтом для обеспечения финансовых средств в уголовном процессе, которые Конституционный суд неоднократно принимал по этому вопросу. В этих случаях также существует очень сильная общественная заинтересованность в ограничении имущественных прав подозреваемых преступников в собственности, чьи средства обеспечены для возможного будущего возмещения их финансовых обязательств перед государством или потерпевшей стороной.

    Конституционный суд в своих выводах прецедентного права подчеркивал роль судов в качестве защитников пропорциональности между защитой этих общественных интересов и защитой прав соответствующих лиц. Цель судебного пересмотра денежного обеспечения на счете обвиняемого заключается в оценке соразмерности меры с точки зрения соотношения между серьезностью рассматриваемого уголовного расследования и масштабом удержания в отношении способности соответствующего лица осуществлять деятельность, связанную с бизнесом.

    Проведение экспертизы;

    Вынужденное отвлечение проверяющих на другие участки работы;

    Продолжительная болезнь проверяющего в случае если он один проводит проверку;

    Форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;

    Отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, что не позволяет проверить правильность исчисления налогов.

    Решение органа государственной власти запрашивать ограничение залога должно быть надлежащим образом обосновано с учетом степени безопасности, специфики уголовного преследования и возможного материального ущерба. Конституционный Суд также указал на временной размерности Институт обеспечения средств на счете - если уголовное правосудие не принимать во внимание продолжительность уголовного процесса и прогноз его развития в будущем при решении вопроса о продолжительности защитной меры с точки зрения адекватности, нарушает право на защиту имущественных прав в соответствии со ст.

В связи с этим, проверяющие могут приостановить проверку и предложить восстановить соответствующий учет в согласованный с ними срок, как правило, не более чем 1 месяц.

Срок на который приостанавливается проверка .

Налогоплательщик должен быть ознакомлен с решением о приостановлении проверки. Ему должна быть выдана копия указанного решения (21, 23 НК РФ).

Статья 11 (1) Устава в связи с положениями статьи 4 (1) и (4) Устава. Все эти требования, в соответствии с цитируемыми решениями Конституционного суда, касаются роли общих судов в балансировании общественных интересов и прав соответствующих лиц. Решение Поставщика приостановить использование субсидий также оправдано общественными интересами в области защиты от нарушений правовых обязательств получателей, в частности, до нарушения бюджетной дисциплины или мошенничества, а отсутствие судебного контроля в данном случае не учитывается и защиты получателя процентных субсидий и его законные ожидания сделать один раз выделенных субсидий.

Если налогоплательщик не был извещен о приостановке выездной налоговой проверки, то он вправе обжаловать бездействие должностного лица налогового органа в вышестоящем налоговом органе и или у вышестоящего должностного лица или в суд (ст. 138 НК РФ).

Дата и номер решения о приостановлении проверки, а также период на который проверка была приостановлена, должны быть указаны в акте выездной налоговой проверки.

Хотя ясно, что это ожидание не может иметь бенефициаров, нарушивших правила, отсутствие судебного контроля не позволяет даже те, кто не нарушал никаких правил для того, чтобы добиваться защиты своих законных ожиданий на приобретение имущества, которое они были определены государственным органом. Решение о предоставлении гранта представляло собой законное ожидание того, что получатель предоставит ему грант, и если он выполнит все правила, он будет выплачен в установленные сроки в указанных условиях.

Нет изменений в положениях раздела 14 Бюджетных правил, согласно которым грант не является юридическим правом, поскольку после принятия решения о предоставлении субсидии в соответствии с разделом 14 (3) Закона о бюджетных правилах бенефициар является исковым заявлением, Решение о приостановлении субсидирования является ответом на то, что бенефициар будет выплачен за это требование.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Условно весь процесс проведения выездной налоговой проверки можно разделить на две стадии:

    Проверка документов налогоплательщика непосредственно на его территории

    Оформление результатов проведенной проверки

В ходе ВНП налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (31, 93 НК РФ). Состав документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика, определяется, исходя из предмета соответствующей проверки, и ничем не ограничен.

Даже если в конечном итоге поставщик сделал вывод, что не было никакого нарушения обязательств получателя, а затем приостановлено получателей финансирования уплатил задержки в выплате средств из гранта за счет государства может быть серьезным вмешательством в права собственности бенефициара, так как это может привести к расти дополнительные финансовые затраты или даже разрушить все запланированные инвестиции. Таким образом, в результате приостановления субсидии, как правило, на имущество бенефициара будет влиять имущественный ущерб.

Налогоплательщик, получивший под расписку письменное требование налогового органа о представлении документов, обязан выдать их проверяющим либо представить их в канцелярию и ФНС, либо направить по почте в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (подпись руководителя организации, печать организации и дата заверения) – ст. 93.

Отсутствие судебного пересмотра приостановления субсидий, а именно невозможности судебного решения, объявленной незаконность процедуры поставщика гранта, а затем, также может предотвратить или помешать получателям восстановления за ущерб, понесенный необоснованное решение о приостановке гранта было вызвано, который также будет ущерб его имущественных прав.

Соответственно, это вмешательство государственного органа как вмешательства в основное право бенефициара должно подвергаться судебному пересмотру в соответствии со вторым предложением статьи 36 (2) Устава. Таким образом, исключение судебного пересмотра, предусмотренного в оспариваемом положении, является неконституционным. Заявитель также выразил мнение о том, что помимо прямого влияния права собственности на грант, во многих случаях также нарушается его право заниматься и вести другую экономическую деятельность, защищенную статьей 26 Устава.

За непредставление в срок документов на налогоплательщика налагается штраф, установленный ст.126 НК РФ (50 рублей за каждый непредставленный документ).

Кроме этого, на должностных лиц налогоплательщика может быть наложен административный штраф, при возбуждении дела об административной ответственности налоговый орган составляет протокол и передает его в течение суток в суд для рассмотрения дела. Постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по прошествии 1-го года с момента совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КОАП).

Кроме истребования документов, выездная налоговая проверка может сопровождаться различными действиями проверяющих по осуществлению налогового контроля среди которых выделяют следующие:

    Инвентаризация имущества налогоплательщика

В ходе инвентаризации оформляются инвентарные описи отдельных видов имущества, а по ее результатам ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражается в акте выездной налоговой проверки и учитывается при рассмотрении материалов налоговой проверки.

    Осмотр (обследование).

Осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Осмотр должен проводиться обязательно в присутствии понятых и должен быть составлен протокол осмотра (ст. 92 НК РФ).

    Выемка документов , которая может быть произведена должностным лицом налогового органа в 2 случаях:

      Проверяемый налогоплательщик отказался представить необходимые для проверки документы, затребованные налоговым органом (ст. 93 НК РФ).

      Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, полагает, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены или заменены (ст. 94 НК РФ).

Выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего ВНП, которое должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем.

Постановление об изъятии документов, должно быть предъявлено присутствующим лицам до начала выемки. Если налогоплательщик отказывается вскрыть помещение, где находятся подлежащие выемке документы, то должностное лицо налогового органа имеет право сделать это самостоятельно.

При выемке документов составляется протокол изъятия, в котором перечисляются и описываются изъятые документы и предметы с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. При изъятии, с подлинников снимаются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются налогоплательщику.

Изымаемые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика, а в случае его отказа об этом делается специальная отметка в протоколе.