Куда обращаться при нарушении конституционных прав. Нарушение конституционных прав и свобод граждан: понятие и виды. Допустимость законного ограничения конституционных прав и свобод

1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».).

Механизмы, связанные с национальными конституциями и законодательством, могут предлагать более конкретные и применимые средства правовой защиты и, как правило, сначала должны быть рассмотрены, прежде чем обращаться к международным процедурам подачи заявок.

Концепция процессуального процессуального процесса относится к процессу, посредством которого все права реализуются государством. Большая часть формальной защиты надлежащего процесса связана с проведением справедливого слушания. Эти нормы актуальны в контексте инвалидности в трех аспектах. Во-первых, они имеют критически важное значение в контексте гражданских обязательств. Во-вторых, они, очевидно, актуальны в контексте обычных уголовных разбирательств в отношении лиц, имеющих инвалидность. В-третьих, они актуальны в смысле предоставления права суду для защиты других прав.

2. Каковы задачи Уполномоченного?
Уполномоченный способствует:
а) восстановлению нарушенных прав;
б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;
г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

Таким образом, право на суд может быть использовано в качестве нарушителя для установления и защиты прав. Международное право также признает, что лицо имеет право на определенные минимальные стандарты надлежащего судебного разбирательства. Статья 10 предусматривает, что: «Каждый человек имеет полное право на справедливое и публичное слушание независимым и беспристрастным судом при определении его прав и обязанностей и любого уголовного обвинения против него».

Большинство международных процедур регресса требуют от лица, ходатайствующего о причастности к личной ответственности в этом вопросе. Требование быть жертвой является условием, изложенным в большинстве конвенций, которые предусматривают средства правовой защиты. Однако Комитет по правам человека согласился рассмотреть сообщения, представленные от имени предполагаемых жертв другими лицами, когда жертва не смогла сама подать жалобу. Это открывает систему жалоб Пакта большому числу жертв, которые не могут связаться с адвокатом.

3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены?
Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Заявитель должен показать полномочия действовать от имени жертвы; на практике Комитет открыл дверь только для лиц, имеющих близкое семейное соединение. Лица, права которых были нарушены, являются жертвами и, следовательно, имеют право отстаивать свои права в судах или других соответствующих судебных органах. Однако инвалиды могут не иметь возможности эффективно осуществлять свои права. Это можно сделать, распространив положение на любого члена общественной или социальной группы действий, чтобы подать иск от лица или группы лиц, которым причинен вред.

4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).

5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?
Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п. 2 ст. 16).

Чтобы обойти трудоемкое и дорогостоящее судебное ходатайство, заявителям, возможно, было позволено обратиться с письмом в суд для начала действий. У людей с ограниченными возможностями могут отсутствовать ресурсы, необходимые для найма юридической помощи. Лица с ограниченными возможностями могут столкнуться с трудностями в финансировании дорогостоящих гонораров адвокатов. Одним из решений этой проблемы может быть социализация юридических услуг, когда адвокаты будут обязаны обрабатывать определенные случаи важного социального характера с значительно меньшим вознаграждением.

6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?
Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).

Многие пропагандистские организации, в том числе несколько внешних европейских стран, полагаются на дело прав человека Европейского суда, Айри против Ирландии. Суд пришел к выводу, что обязательство государств предоставлять доступ к судам возможно и эффективно включает право на бесплатную юридическую помощь по гражданским делам, когда соответствующая процедура настолько сложна, что требует юридической помощи для обеспечения доступа к суду.

Еще одним препятствием для обращения в суд в суде также может быть формальная структура судов. Атмосфера должна быть обнадеживающей и гуманизирующей для своих клиентов. Участие в судебном процессе и формальной судебной процедуре часто является одним из основных прав человека.

7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?
Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).

8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?
Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п. 2 ст. 17).

Спорные проблемы инвалидности, такие как стерилизация умственно отсталых детей, могут подпадать под юрисдикцию специальных семейных судов. Эти суды направлены на оказание неформальной и скорейшей помощи в вопросах семейного права. Консультативный персонал семейного суда может помочь в этом процессе. Внесудебные расчеты поощряются. Примирение и посредничество - это другие неофициальные методы урегулирования споров.

Права человека, в первую очередь, должны применяться в национальных судах. Хотя большинство договоров по правам человека предусматривают независимые надзорные процедуры и органы, немногие государства, возможно, за исключением сторон Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, приняли факультативные положения или протоколы, касающиеся права отдельных лиц на обращаются к таким органам. Даже если договаривающиеся стороны разрешают такие индивидуальные права, роль национальных судов остается критической, поскольку, как правило, путь к международным средствам правовой защиты остается заблокированным до тех пор, пока не произойдет полное исчерпание внутренних средств правовой защиты. В большинстве штатов есть законы, защищающие права человека.

9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?
Нет, не облагается (п. 3 ст. 17).

10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?
Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному (ст. 19).

Страны, подписавшие региональные и международные документы по правам человека, обязаны соблюдать свои положения. Временами национальные законы прямо касаются прав человека, и многие государства копируют международные и региональные гарантии практически дословно в своем национальном законодательстве.

Механизмы, связанные с национальными конституциями и законодательством, могут предлагать более конкретные и подлежащие исполнению средства правовой защиты и, как правило, сначала должны быть рассмотрены, прежде чем обращаться к международным процедурам подачи ходатайств. На национальном уровне вес правовой системы стран может быть применен к обеспечению соблюдения прав человека.

11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу?
Он может:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п. 1 ст.20).

Типы механизмов и процедур различаются в разных странах. Например, комиссии по правам человека существуют в некоторых странах, в то время как в других они неслыханны. Аналогичным образом, конституционные суды существуют в некоторых странах, но не в других. Государства могут также создавать административные органы для контроля и соблюдения международных и региональных соглашений.

Чем больше широко распространены международные нормы об инвалидности, тем больше вероятность того, что национальные суды будут соблюдать эти нормы. Национальные суды могут стать промоутером и защитником международных прав человека инвалидов. Кроме того, судебные инициативы могут побуждать исполнительную и законодательную ветви власти к реформированию законодательства.

12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?
В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).

Внутренняя судебная система служит важной функции в обеспечении прав инвалидов. Обеспокоенные инвалиды могут подать иск, когда их права нарушены. Они могут подать иск о возмещении ущерба, если это необходимо. Затем суд может решить, были ли нарушены права истца. Судебные решения суда могут быть применены обычными средствами. Суды также могут привлечь внимание к законодательному вниманию и побудить различные заинтересованные группы принять меры по определенным вопросам. Национальные системы прав человека могут иметь важное значение по двум причинам.

13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?
Да, обязан (п. 3 ст.20).

14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?
Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).

15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?
Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

Они легче доступны для большого числа людей с ограниченными возможностями и групп по защите интересов в каждой стране, где юрисдикция в отношении прав человека содержится в вышестоящем суде, решение в пользу прав инвалидов устанавливает закон, который, в свою очередь, может использоваться другими лицами с ограниченными возможностями, права которых нарушены. Это доктрина судебного прецедента - общий закон, а не гражданское право, подход. . Международное и региональное право прав человека может использоваться в национальных механизмах по правам человека различными способами, в том числе.

16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению?
Да, он вправе это сделать (п. 1 ст.22).

17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются?
Нет, не может (п. 2 ст.22).

Основываясь на заявлении о правах человека по международному или региональному праву, где такой закон является частью национального законодательства или иным образом был включен в национальное законодательство. Используя международное и региональное право прав человека в качестве помощи в толковании положений национального законодательства. Судьи во многих странах могут и руководствуются международным правом в их толковании конкретных правовых положений. Исходя из того, что если оно посредством ратификации договора свободно взяло на себя обязательство, национальные механизмы обеспечения соблюдения должны быть обязаны толковать национальные чтобы не противоречить международным или региональным обязательствам государства. Используя международное право прав человека как минимальный уровень защиты, который должен достичь национальный закон. Адвокация для реформы законодательства и ответственных судебных органов может в первую очередь попытаться привести национальное законодательство в соответствии с международно признанными стандартами защиты прав инвалидов. Национальные законы и механизмы могут использоваться для продвижения прав инвалидов, изучая.

18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы?
Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания (ст. 23).

Какие положения Конституции или базовых законов защищают права инвалидов и какие положения другого законодательства имеют важное значение для прав инвалидов. Существуют ли специальные конституционные или другие правовые положения, охватывающие право на недискриминацию и равноправие? Какие конвенции по правам человека имеют страну согласились обеспечить соблюдение? То есть, автоматически ли они составляют часть местного законодательства, как только они подписываются или должны быть приняты дополнительные законы? Какие существуют прямые механизмы защиты прав человека: конституционные суды, отделения гражданских прав, комиссии по правам человека, омбудсмены и т.д. У кого-либо из этих органов есть офицеры, которые конкретно сосредотачиваются на женщинах? Сторонники выдвигали в прошлом международные требования в области прав человека в национальных судах? Если да, как ответили судьи? Будут ли ваши местные судьи отмечать международные нормы, даже если они не могут быть непосредственно применимы.

  • Когда конвенция вступила в силу в стране?
  • Являются ли договоры о правах человека «самоисполняющимися»?
В некоторых юрисдикциях, таких как Чили, ряд судебных прецедентов показывают, что чилийские суды, как правило, полагаются на международное право при решении дела.

19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?
Да, может (п. 1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).

21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?
Да, обязан (п. 1 ст.26).

22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?
Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26−37).

23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?
Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п. 1 ст.28).

24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?
Нет, не может (п. 2 ст.28).

25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?
1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.
2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).

27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?
Да, обязано (п. 2 ст.30).

28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?
1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).

29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?
В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).

30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?
Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).

31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?
В месячный срок (ст. 35).

К сожалению, для решения вопросов восстановления своих прав граждане не могут правильно изложить жалобу Уполномоченному, больше уделяя внимания эмоциям, чем конкретному изложению проблемы.
Я предлагаю вам примерный шаблон жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации. Уверен, что моя статья окажется полезной для граждан нашей великой страны. Адреса и телефоны Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации вы можете найти по ссылке: ombudsman.gov.ru/links/sub.shtml .

Уполномоченному по правам человека в название субъекта Российской федерации
Имя Отчество Фамилия
подробный почтовый адрес с индексом
от (Ф.И.О. заявителя — полностью), проживающего по адресу:
(полный адрес заявителя с индексом для переписки, дом. и моб. телефоны)

Ж, А Л О Б А Жалоба должна содержать следующую информацию:
какое право (права), когда, по мнению заявителя, было нарушено;
какой орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (полное наименование органа) или должностное лицо (должность, фамилия, имя, отчество) нарушил право заявителя;
какие решения или действия (бездействия) властей привели к нарушению Ваших прав (указать — когда совершены действия и приняты данные решения);
когда и какие действия предпринимались заявителем в защиту своих прав (обратились письменно, в том числе в вышестоящий орган);
какие ответные действия последовали со стороны органов власти;
четко сформулируйте, каких результатов (чего именно?) Вы хотите добиться для восстановления Ваших прав и какой конкретно помощи ждете от Уполномоченного;
укажите, согласны ли Вы с обнародованием сведений, изложенных в жалобе.

Приложения:
(к жалобе прилагаются копии документов, подтверждающие обстоятельства, в ней изложенные).

ПОДПИСЬ
(обязательна личная подпись)

Страница 1 из 3

Конституция РФ гарантирует полноту прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость ограничения. Данная гарантия вытекает из конституционного признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Этот запрет касается прав и свобод, закрепленных не только Конституцией РФ, но и международными источниками, являющимися частью российской правовой системы. Конституционная норма распространяется и на подзаконные нормативные акты.
Решая вопрос об обращении с конституционной жалобой, необходимо четко определить, имеет ли место нарушение прав и свобод. Если в конституционной жалобе заявитель не укажет, в чем выразились нарушения его конституционных прав, такая жалоба не будет принята к рассмотрению.
Так, Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы Процевской Н.А., пытавшейся оспорить конституционность единого государственного экзамена (ЕГЭ). В качестве одного из оснований отказа принятия жалобы к рассмотрению стало то, что заявитель не смогла обоснованно сформулировать свою позицию о нарушении конституционного права на охрану достоинства личности. Заявитель утверждала, что еГэ является научным опытом, который проводится над ней без ее согласия, унижает ее человеческое достоинство, а также лишает права на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. К жалобе заявитель приложила только копию свидетельства о результатах ЕГЭ, подтверждающего, что в 2008 г. она его сдала. Документы, которые свидетельствовали бы о том, что заявитель подавала апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами, а также о том, что она предпринимала попытку поступить в образовательное учреждение высшего профессионального образования, ею не были представлены <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1088-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Процевской Натальи Александровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", Постановлением Правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена" и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации". Документ официально не опубликован.

Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина - действия или бездействие органов власти, выражающееся в создании помех нормальному течению жизни человека, несоблюдении положений Конституции о правах и свободах личности.
К видам нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина законом относятся:

  1. неправомерное ограничение прав и свобод;
  2. создание препятствий для осуществления права или свободы;

Лишение права или свободы.
Конституционный Суд, признавая неконституционность того или иного положения закона, всегда указывает, в чем конкретно проявилось нарушение прав и свобод.
Так, Конституционный Суд усмотрел неконституционность положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, передаются для реализации на основании постановления дознавателя, следователя или судьи. Собственник фактически лишался своего имущества. Конституционный Суд РФ отметил, что изъятие имущества без судебного решения допустимо, только если такое изъятие как процессуальная мера является временным, не приводит к лишению лица права собственности и предполагает последующий судебный контроль. Мера, установленная положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ, предусматривает не временное изъятие, а отчуждение имущества. Отчуждение же имущества, изъятого в качестве вещественного доказательства по уголовному делу, без судебного решения невозможно <1>.

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 82 УПК РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева.

В конституционных жалобах нередко не раскрывается содержание нарушения права заявителя оспариваемым законом.
Иногда заявитель, ссылаясь на нарушение своих прав, на самом деле ставит вопрос о расширении сферы действия оспариваемой нормы в отношении себя.
Например, в деле об исчислении порядка выслуги лет при назначении пенсии военнослужащим Суд указал, что установление Правительством РФ льготных условий зачета в выслугу лет для исчисления пенсии отдельным категориям военнослужащих времени их обучения до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях само по себе не может рассматриваться как нарушение права на социальное обеспечение. К такой категории образовательных учреждений не относятся суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища. Суд констатировал стремление заявителя Ю.В. Абрамова потребовать от Суда включения суворовских училищ в перечень образовательных учреждений, период обучения в которых включается в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим. То есть фактически заявитель поставил вопрос о расширении сферы действия оспариваемой нормы по кругу лиц <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 214-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абрамова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав абз. 1 п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Документ официально не опубликован.

Конституционный Суд отказывает заявителям, которые совершенно произвольно ссылаются на статьи Конституции.
Так, в жалобе на Закон города Москвы "Об установлении ответственности за нарушение Правил пользования Московским метрополитеном" заявитель утверждал, что Московская городская Дума вторглась в компетенцию Федерального Собрания, установив за неоплаченный проход за пределы пропускных пунктов административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 50-кратной стоимости проезда в метрополитене, вследствие чего оказались нарушенными ст. ст. 1, 2, 4, 5, 15 - 18, 21, 23, 27, 35, ч. 3 ст. 55, п. "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции.
Отказав заявителю в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд отметил, что в жалобе не указывается, какие именно принадлежащие ему конституционные права и свободы нарушены нормативным актом, устанавливающим административную ответственность за попытку бесплатного проезда в метрополитене при отсутствии на это права, а приведенный заявителем перечень статей Конституции РФ носит произвольный характер. По существу, в жалобе оспаривается компетенция Московской городской Думы в сфере административного законодательства <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 г. N 82-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пузанова Игоря Фридриховича на нарушение его конституционных прав положениями Закона г. Москвы "Об установлении ответственности за нарушение Правил пользования Московским метрополитеном". Документ официально не опубликован.

Похожее дело Суд рассматривал в 2003 г. Заявитель оспаривал конституционность положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов автомобильного транспорта вправе контролеры - ревизоры, билетные контролеры, иные уполномоченные на то работники пассажирского междугородного транспорта. В Определении по этому делу отмечается: "Оспариваемое законоположение само по себе какие-либо конституционные права заявителя не нарушает. Ссылка же на ст. 3 (ч. 2) Конституции, в которой провозглашается общий принцип, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, носит произвольный характер" <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2003 г. N 51-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Берга Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 23.37 КоАП РФ. Документ не был опубликован.

По некоторым делам Суд отмечал, что оспариваемые положения вообще не затрагивают каких-либо конституционных прав. Например, при оспаривании Положения о квалификационных коллегиях судей заявитель утверждала, что оно позволяет квалификационной коллегии судей при рассмотрении жалобы гражданина не давать оценку действиям судьи, тем самым нарушая права граждан на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Суд указал, что сами по себе оспариваемые нормы не затрагивают каких-либо конституционных прав и свобод и не могут рассматриваться как нарушающие право заявителя на справедливое судебное разбирательство, поскольку не препятствуют ему оспорить незаконное и необоснованное, с его точки зрения, судебное решение в порядке, установленном процессуальным законодательством <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N 55-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глушкова Николая Петровича на нарушение его конституционных прав ст. 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и ст. 4 Положения о квалифицированных коллегиях судей. Документ официально не опубликован.

Права и свободы человека и гражданина не могут быть безграничными в силу того, что человек живет в обществе людей, которые также обладают правами и свободами. Конституция закрепляет общий принцип уважения чужих прав и свобод исходя из того, что каждое лицо обладает не только правами, но и обязанностями. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина государство содействует их восстановлению, привлекает к ответственности правонарушителя.
В современных условиях возрастает социальная, политическая, межэтническая напряженность не только в российском обществе, но и мировом сообществе; крайне остро встает проблема терроризма, имеющая транснациональный характер и угрожающая стабильности в мире; учащаются случаи чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Все эти обстоятельства стимулируют введение ограничений прав и свобод человека и гражданина, направленных на благо как всего общества, так и его индивидов. Правомерные ограничения не являются умалением прав человека, дискриминацией, иными нарушениями прав и свобод человека и гражданина; они представляют собой уменьшение объема предоставляемых прав и свобод сообразно требованиям реальной жизни. Они имеют конституционную основу, направленную на обеспечение разумного баланса между публичными и частными интересами, отвечают принципам справедливости и обусловлены объективными причинами.
В деле гражданина А.В. Ефанова, оспаривавшего конституционность положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, Конституционный Суд не усмотрел нарушений в ограничениях прав осужденных. Суд указал, что статус осужденных предполагает необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Обеспечение этих правил предполагает обязательность выполнения осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые, как следует из ст. 2 Конвенции МОТ от 28 июня 1930 г. N 29 относительно принудительного или обязательного труда и ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями. Привлечение осужденных в установленном законом порядке к такого рода работам не может расцениваться как произвольное возложение на них дополнительных обязанностей, поскольку, назначая осужденному наказание в виде лишения свободы, суд тем самым предопределяет необходимость и возможность использования в качестве одного из основных средств исправления осужденных их привлечение к общественно-полезному труду <1 >.
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г. N 296-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефанова Александра Валентиновича на нарушение его конституционных прав ст. 106 УИК РФ. Документ официально не опубликован.
Однако ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или произвольно ограничено в объеме. Под термином "ограничение права (свободы) законом" понимается установление законом пределов (границ) осуществления гражданином прав и свобод, выражающихся в установлении запретов, обязанностей, ответственности, иных форм вторжения государственной власти в частную жизнь <1>. Само слово "ограничить" в словарях русского языка определяется как стеснить определенными условиями, поставить в какие-то границы, лимитировать, свести к чему-то (возможности, деятельности и т.п.), сузить (возможности, права и т.п.), поставить в рамки, поставить предел чему-либо <2>.

<1> Подробный анализ понятия "ограничения" с точки зрения общей теории права см.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
<2> См.: Словарь синонимов русского языка. М., 1986. С. 305.
Вместе с тем не всякое ограничение основных прав и свобод признается их нарушением и объявляется неконституционным. Недопустимы лишь произвольные ограничения прав и свобод.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, существование ограничений предопределено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей в целях обеспечения необходимого баланса между интересами личности, общества и государства. В понимании конституционности ограничения основных прав и свобод большое значение имеет толкование Конституционным Судом ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей критерии к правомерному ограничению прав человека.