Изменение ответственности главного бухгалтера с года. За что и перед кем отвечает главный бухгалтер

Ю.А. Иноземцева, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

За что и перед кем отвечает главный бухгалтер

Как изменились обязанности главбуха в связи со вступлением в силу нового Закона о бухучете

В старом Законе о бухучете главбуху была посвящена отдельная статья. В ней говорилось, что главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное представление достоверной бухотчетности. Мало того, он еще должен был обеспечивать соответствие хозяйственных операций законодательству РФ и контролировать движение имущества. В новом Законе о бухучете сказано лишь, что на главного бухгалтера возлагается ведение бухучет а (далее - Закон № 402-ФЗ) . О какой-либо ответственности главбуха речь не идет. Но значит ли это, что сейчас главный бухгалтер вообще ни за что не отвечает?

Что должен делать главбух

То, что в новом Законе о бухучете ничего не говорится об ответственности главбуха, непривычно и кажется странным. Однако это вполне объяснимо. Государство защищает права пользователей бухгалтерской отчетности на получение качественной финансовой информации и поэтому обязывает организацию составлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по определенным правила мп. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ . Кто именно в организации составляет отчетность - ее внутреннее дело. Закон говорит лишь о том, что организация обязана возложить обязанность ведения бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лиц оп. 3 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ) . Поскольку отношения между организацией и главным бухгалтером (как и любым другим работником) не относятся к сфере действия Закона о бухучете, они регулируются трудовым законодательством. А значит, обязанности главного бухгалтера определяются исключительно трудовым договором.

Как правило, в небольших организациях главбух - это единственный финансовый работник. Поэтому в его обязанности входит не только ведение учета, но и формирование учетной политики и составление отчетности. Однако возложить эти обязанности на главбуха можно только трудовым договором.

В то же время в больших организациях с разветвленной финансовой службой главбух может отвечать исключительно за ввод данных первичных документов в бухгалтерскую программу. Совсем не обязательно, чтобы именно главбух отвечал за формирование учетной политики. Например, организация составляет отчетность не только по российским стандартам бухучета (РСБУ), но и по МСФО, причем международной отчетностью занимается не бухгалтерия, а отдел МСФО. И если организация формирует учетную политику по РСБУ таким образом, чтобы отделу МСФО приходилось делать меньше трансформационных корректировок, то ответственность за формирование учетной политики можно возложить на руководителя финансового департамента (если в этот департамент входят и бухгалтерия, и отдел МСФО). В этом случае вполне логично ответственность за составление достоверной финансовой отчетности, в том числе по РСБУ, также возложить на финансового директора. Ведь именно он принимает решения, влияющие на отчетность, а главбух их только исполняет.

Чтобы было понятнее, приведем такой пример. Согласно учетной политике по РСБУ организация проводит обесценение ОС. При тестировании объекта (здания гостиницы) установлены признаки обесценения - расчетный чистый денежный поток за предполагаемый период эксплуатации объекта оказался отрицательным. Финансовый директор, получив эту информацию, установил, что здание гостиницы и земельный участок, на котором оно построено, учтены как единый объект ОС. При этом отдел анализа и оценки сообщил, что рыночная стоимость земельного участка значительно выше его балансовой стоимости. Финансовый директор принял решение: земельный участок признать в отчетности по рыночной стоимости, а здание гостиницы списать на убытки от обесценения. Бухгалтерия сделала проводки в бухгалтерской программе. Очевидно, что ответственность за составление финансовой отчетности в такой ситуации ложится на финдиректора, а не на главного бухгалтера.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“ В силу ст. 21 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет регулируется не только указанным Законом, но и системой стандартов. До утверждения федеральных и отраслевых учетных стандартов действуют старые ПБУ. Принятие нового Закона никак не предполагает отказ от исполнения их требований. Поэтому для любого главного бухгалтера по-прежнему действуют такие нормы, как обязательное составление и представление на утверждение руководителю проекта учетной политик ип. 4 ПБУ 1/2008 , ведение учета и формирование отчетност ип. 7 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н (далее - Положение № 34н) . Наконец, существует такой документ, как должностная инструкция, которая определяет функции, права и обязанности главного бухгалтера, и также нет никаких оснований для ее игнорирования после 1 января 2013 г. В частности, обязанности главного бухгалтера подробно определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащи хутв. Постановлением Минтруда от 21.08.98 № 37 . Таким образом, начало действия нового Закона никак не влияет на перечень обязательных функций главного бухгалтера. Иное дело, если после 1 января организация сама начнет изменять этот функционал - перераспределять его между отдельными должностями и подразделениями. Тогда будут иметь приоритет соответствующие изменения (например, то, что главный бухгалтер отвечает за учетную политику и отчетность, а иное лицо или лица - за ведение учета и формирование бухгалтерских регистров)” .

Часто главных бухгалтеров интересует вопрос, какие документы они должны подписывать. В большинстве случаев это должно следовать из трудового договора главбуха. Например, ему придется подписывать налоговые декларации, если такая обязанность закреплена в его трудовом договоре и руководитель уполномочит его на это доверенность юп. 5 ст. 80 НК РФ .

Однако с обязанностью подписывать бухотчетность не все так очевидно. Новый Закон о бухучете этот вопрос не регулируе тИнформация Минфина № ПЗ-10/2012 . Говорится лишь, что отчетность считается составленной после подписания ее руководителе мп. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ . При этом до принятия федеральных стандартов в соответствии с новым Законом о бухучете действуют правила бухучета и составления отчетности, установленные ПБУп. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ . Согласно действующим ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Положению по ведению бухучета отчетность должен подписывать главный бухгалте рп. 17 ПБУ 4/99 ; п. 38 Положения № 34н . Вот и получается, что пока еще главный бухгалтер должен подписывать бухгалтерскую отчетность. Хотя это не означает, что он автоматически отвечает за ее достоверность, если по трудовому договору он не является лицом, ответственным за ее составление. И в случае разногласий с руководителем по поводу качества отчетности (например, после аудиторской проверки) главбух сможет сказать, что он не отвечает за достоверность отчетности, сославшись на трудовой договор. Впрочем, скорее всего, новый стандарт по отчетности не будет требовать подписи главбуха. Кстати, отчетность по МСФО обычно вообще никто не подписывает. Правда, к ней, как правило, прилагается заключение с подписью аудитора.

ВЫВОД

Итак, до 1 января 2013 г. главбух в силу Закона о бухучете отвечал за формирование учетной политики, ведение бухучета, составление достоверной бухотчетности, соответствие хозяйственных операций организации законодательству РФ и контроль за движением имущества.

А после 1 января 2013 г. главбух, как и любой другой работник, отвечает только за исполнение тех обязанностей, которые прописаны в его трудовом договоре и детализированы в должностной инструкции.

Вместе с тем возможна и несколько иная трактовка норм нового Закона о бухучете.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Главный методолог группы компаний Energy Consulting

“ Представляется, что в соответствии с новым Законом о бухучете в вопросе об ответственности главного бухгалтера ничего не изменилось и он по-прежнему, как это было установлено в п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Следует это «от обратного» из того, что в Законе № 402-ФЗ содержится закрытый перечень ситуаций, в которых руководитель несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской отчетности. Это когда в случае разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером второй действует по письменному распоряжению первого. Значит, за пределами этой ситуации они как минимум оба отвечают за состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности. Ибо если бы главбух не отвечал никогда и ни за что, то не было бы надобности выделять случаи, когда он не несет ответственност ь” .

В небольших организациях главбух зачастую занимается не только бухгалтерским, но и налоговым учетом и исчислением обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды. Если руководитель хочет возложить на главного бухгалтера все обязанности, связанные с расчетами с бюджетом, то формулировки трудового договора могут выглядеть так.

3.2. Обязанности работника:

Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством РФ;

Исчисление налогов (авансовых платежей по налогам), составление и представление налоговой отчетности организации в налоговые органы в порядке и сроки, установленные законодательством РФ;

Исчисление обязательных страховых взносов (авансовых платежей по взносам);

Составление и представление во внебюджетные фонды отчетности по обязательным страховым взносам в порядке и сроки, установленные законодательством РФ;

Своевременная подготовка платежных поручений на перечисление налогов (авансовых платежей по налогам), обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды;

Подготовка и своевременное представление документов по запросам налоговых органов и внебюджетных фондов.

Если такие обязанности на главбуха не возложены, то он может этим не заниматься и не будет нести дисциплинарную, материальную или административную ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей. Обратите внимание: обязанности работника определяются именно трудовым договором. Такой документ, как должностная инструкция, может их только конкретизировать, но не расширять.

Ответственность главбуха перед работодателем

Если главбух не исполняет свои трудовые обязанности как следует, ТК РФ позволяет руководителю принять определенные меры воздействия к нерадивому работнику.

Дисциплинарная ответственность

Как и любого другого работника, главного бухгалтера за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, возложенных на него трудовым договором, могут наказать. Есть всего три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнени ест. 192 ТК РФ . При наложении взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка.

Если главбух не согласен с взысканием, он может обжаловать его в суд. И зачастую работодателю бывает непросто доказать свою правоту.

Во-первых, наложить дисциплинарное взыскание можно, только если главбух не исполнил обязанность, закрепленную в его трудовом договоре и должностной инструкции. Если же главбух не выполнил (или выполнил не в срок) поручение директора, которое не входит в его прямые обязанности, то суд не только отменит дисциплинарное взыскание, но и обяжет организацию компенсировать нанесенный главбуху моральный вред, причиненный необоснованным взыскание мст. 60 ТК РФ ; Определение Московского горсуда от 17.12.2010 № 33-39351 .

Во-вторых, нужно доказать не только сам факт нарушения, но и то, что оно произошло по вине работника. Если же работодателю не удастся доказать вину, суд признает дисциплинарное взыскание незаконны мАпелляционное определение Ярославского облсуда от 10.07.2012 № 33-3290/2012 . Например, суд отменил выговор, объявленный главбуху за неправильное исчисление страховых взносов, так как выяснилось, что работодатель не обеспечил его ни бухгалтерской программой, ни справочными правовыми системами, ни доступом в Интернет. Поэтому у главбуха просто не было возможности своевременно узнавать об изменениях законодательств аКассационное определение Мурманского облсуда от 01.02.2012 № 33-270 .

В-третьих, нужно успеть наказать провинившегося главбуха в течение 6 месяцев со дня совершения проступка. Так, суд признал, что у работодателя есть основания объявить выговор главбуху, который несвоевременно сдал налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу. Но отменил взыскание в связи с пропуском 6-ме -сячного срок аОпределение ВС Чувашской Республики от 28.11.2011 № 33-4251-11 ; Кассационное определение ВС Карачаево-Черкесской Республики от 08.09.2010 № 33-579/10 .

Главбуха могут наказать не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Его могут уволить за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организаци ип. 9 ст. 81 ТК РФ . Конечно, если по трудовому договору главбух отвечает только за ведение бухучета и составление отчетности, то он не принимает никаких решений, связанных с имуществом организации, и уволить по этому основанию его невозможно.

Если же, несмотря на то что в вашем трудовом договоре не закреплена обязанность вести расчеты с поставщиками, вы все-таки это делаете, то следите за тем, чтобы на документах поставщика была виза директора «Оплатить». Так, однажды главбуха уволили за то, что он без разрешения директора перечислил деньги на оплату счета, выставленного контрагентом за обслуживание бухгалтерской программ ыАпелляционное определение ВС Чувашской Республики от 01.08.2012 № 33-2491-12 . А в другом случае за то, что отдал распоряжение не приходовать деньги в кассу, в результате чего произошло их хищени еОпределение ВС Кабардино-Балкарской Республики от 01.08.2012 № 4г-191/2011 .

Материальная ответственность

Помимо дисциплинарного взыскания, работодатель может наказать главбуха рублем. Если в трудовом договоре с главбухом нет условий о полной материальной ответственности, то с него, как и с любого другого работника, можно взыскать ущерб в сумме, не превышающей его среднемесячного заработк астатьи 238 , 241 ТК РФ .

Если же в трудовой договор включено положение о полной материальной ответственности, то главный бухгалтер обязан возместить причиненный им работодателю прямой действительный ущерб в полном размер еч. 2 ст. 243 ТК РФ ; п. 10 Постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52 . Речь идет о ситуациях, когда главбух не выполнил свои обязанности и именно в результате этого работодатель понес ущерб. Причем ущерб можно взыскать через суд даже после увольнения главбуха (в течение 1 года со дня обнаружения ущерба)ст. 392 ТК РФ . Например, суд взыскал с бывшего главбуха причиненный им ущерб в виде штрафов, уплаченных работодателем в ПФР за несвоевременное представление сведени йКассационное определение Костромского облсуда от 12.09.2011 № 33-1423 .

Заключить отдельный договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером нельз яПостановление Правительства от 14.11.2002 № 823 ; Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 . Даже если он будет заключен, суд может освободить работника от обязанности возмещать причиненный ущер бп. 4 разд. «Судебная практика по гражданским делам» Обзора законодательства и судебной практики ВС за IV квартал 2009 г., утв. Постановлением Президиума ВС от 10.03.2010 (далее - Обзор законодательства) .

Подчеркнем, условие о полной материальной ответственности в трудовом договоре работает именно для главных бухгалтеров. Со старшего бухгалтера нельзя взыскать в полном размере причиненный работодателю ущерб (например, в виде налоговых штрафов и пеней, которые работодателю пришлось заплатить из-за неисполнения старшим бухгалтером своих обязанностей), несмотря на наличие в трудовом договоре условия о полной материальной ответственност иОпределение Пермского краевого суда от 23.01.2012 № 33-174 .

Если главбух не согласен возмещать ущерб добровольно, работодатель может попытаться взыскать деньги через суд. Для этого работодатель должен быть готов доказать суду, что:

  • ему причинен прямой действительный ущерб (имущество уменьшилось или ухудшилось его состояние);
  • ущерб нанесен именно в результате действий (бездействия) главбуха.

Судя по судебной практике, работодателям крайне редко удается доказать наличие ущерба.

Например, Волгоградский областной суд не поддержал работодателя, который пытался взыскать с главбуха суммы заработной платы, начисленной и выплаченной работникам за несколько лет, из-за того, что зарплатная первичка не была подписана директором. Суд указал, что никакого ущерба главбух работодателю не причинил, ведь зарплата была начислена верн оКассационное определение Волгоградского облсуда от 01.02.2012 № 33-1087/2012 ; п. 4 разд. «Судебная практика по гражданским делам» Обзора законодательства .

Не повезло и работодателю из Москвы, который решил не выплачивать бывшему главбуху зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск в отместку за то, что он ненадлежащим образом вел бухгалтерскую и кассовую документацию, не вовремя сдавал налоговые декларации. В суде работодатель объяснил свои действия тем, что ему пришлось заплатить налоговый штраф, потратиться на оплату услуг консалтинговой компании, а также доплатить новому главбуху за исправление ошибок старого. Суд обязал организацию погасить все долги перед бывшим главбухом и указал, что для взыскания ущерба нет оснований, так как сами по себе ошибки бухгалтера не влекут уменьшение имущества работодател яОпределение Московского горсуда от 08.11.2010 № 33-34644 .

Еще сложнее бывает доказать вину главбуха. Например, в Орловской области руководитель издавал приказы о премировании работников, несмотря на отсутствие чистой прибыли. Собственник имущества счел, что во всем виноват главбух, так как он знал об отсутствии чистой прибыли у организации, но не указал на этот факт директору. Суд решил, что главбух не виноват в том, что организация переплачивала премию работникам, ведь он начислял и выплачивал премии на основании приказов руководител яКассационное определение Орловского облсуда от 07.12.2011 № 33-1804 .

А в Волгоградской области после увольнения главбуха на складе обнаружилась недостача сырья и готовой продукции. Организация сочла, что причиной недостачи является отсутствие достоверного учета и контроля за движением сырья и готовой продукции со стороны главного бухгалтера, и обратилась в суд с иском о взыскании причиненного ущерба. Суд указал: само по себе отсутствие должного бухучета еще не означает, что работодателю причинен материальный ущер бКассационное определение Волгоградского облсуда от 08.07.2010 № 33-7441/2010 . Кстати, по новому Закону о бухучете объектом учета является не имущество, а активы, то есть абстрактная финансовая информация (проще говоря, цифры в отчетности)п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ . Таким образом, за сохранность имущества главбух отвечать не должен.

А иногда вину на главбуха пытается возложить даже не работодатель, а бывший гендиректор. Так, организация попыталась взыскать более 1 млн руб. материального ущерба (налоговые штрафы и пени, начисленные из-за контрагента-однодневки) с бывшего гендиректора. В суде он попытался свалить все на главбуха, который принимал к учету документы от фирмы-однодневки. Апелляционный суд отклонил довод бывшего гендиректора, указав на то, что именно он, а не главбух несет ответственность за соблюдение законодательств аПостановление 9 ААС от 03.07.2012 № 09АП-16299/2012-ГК . Впрочем, бывший гендиректор отделался легким испугом: кассационная инстанция решила, что он тоже ни в чем не винова тПостановление ФАС МО от 26.09.2012 № А40-136100/11-104-1156 .

Ответственность главбуха перед государством

Главный бухгалтер отвечает не только перед работодателем, но и перед государством. Посмотрим, за что главбуха могут привлечь к ответственности госорганы.

Административная ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностное лицо компании может быть привлечено к административной ответственности.

Если трудовым договором на главбуха возложены обязанности ведения учета и составления отчетности, то ему грозит ответственность только за искажение не менее чем на 10% сумм начисленных налогов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетност ист. 15.11 КоАП РФ .

Главбуха, который в соответствии с трудовым договором ведет также налоговый учет и кассовые операции, могут привлечь к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление декларации или расчета, нарушение кассовой дисциплин ыст. 15.5 , ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ . Если же в вашем трудовом договоре ничего не говорится о налогах и кассе, то вас не могут привлечь к ответственности по этим статьям. Если это все-таки произойдет, суд будет на вашей стороне. Максимальный штраф по административным статьям - 3000 руб.

О видах «бухгалтерских» административных правонарушений, суммах штрафов и сроках привлечения к административной ответственности мы писали:

Так же, как и в случае с другими видами ответственности - дисциплинарной и материальной, должна быть установлена вина главбуха и должны быть соблюдены сроки для привлечения его к ответственности.

В КоАП прямо не говорится, какое именно должностное лицо нужно привлекать к ответственности - руководителя или главного бухгалтер аст. 2.4 КоАП РФ . Иногда штрафуют главных бухгалтеро вПостановление Волгоградского облсуда от 27.10.2011 № 7а-893/11 , иногда руководителей. Последним нередко удавалось избежать ответственности, так как по старому Закону о бухучете за все отвечал главбу хПостановление Московского облсуда от 09.02.2012 № 4а-23/12 .

Уголовная ответственность

Главного бухгалтера могут привлечь к уголовной ответственности, если организация в течение 3 лет подряд умышленно не платила в бюджет крупные суммы налогов:

  • <или> более 2 млн руб., если доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате за этот период налогов;
  • <или> более 6 млн руб.ст. 199 УК РФ

Однако привлечь главбуха к уголовной ответственности почти невозможно. Ведь для этого нужно доказать, что он умышленно действовал с целью уклонения от налогообложения (а не по ошибке, не вследствие недостаточной квалификации и т. д.)пп. 7, 8 Постановления Пленума ВС от 28.12.2006 № 64 . Как вы понимаете, доказать умысел крайне сложно.

Вероятность того, что главбуха привлекут к ответственности за чисто бухгалтерские нарушения (например, недостоверность отчетности), крайне мала. Правда, Минфин собирается дополнить законодательство положениями об ответственности «руководителей и иных лиц» за недостоверность отчетности, но пока это только план ып. 17 Плана, утв. Приказом Минфина от 30.11.2011 № 440 .

Вместе с тем если трудовым договором с главбухом предусмотрены обязанности по урегулированию всех обязательств перед бюджетом (уплата налогов и взносов, представление деклараций), расчеты с контрагентами, ведение кассы, то за допущенные нарушения его могут привлечь к дисциплинарной, материальной и административной ответственности.

Уголовная ответственность главного бухгалтера с 2017 года: за какие нарушения наступает уголовная ответственность, что грозит за неуплату налогов, невыплату заработной платы и ошибки в документах, а также какие суммы нарушений считаются особо крупным размером.

За что возможна уголовная ответственность главного бухгалтера с 2017 года

Неисполнение организацией своих обязанностей ведет к административной и даже уголовной ответственности причастных лиц. Главный бухгалтер, как лицо, имеющее прямое отношение к финансовым результатам подвержен риску административного и уголовного преследования в случае несоблюдения закона. В статье мы разберемся, какая грозит уголовная ответственность главному бухгалтеру с 2017 года за неуплату налогов и невыплату заработной платы.

Важно: Единственным верным способом избежать административной и уголовной ответственности для главного бухгалтера – это ставить закон выше указаний руководства организации и строго следовать всем нормам законодательства.

Уголовная ответственность главного бухгалтера за неуплату налогов

За нарушение налогового законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. 4 раздел налогового кодекса РФ содержит ответственность за нарушение налогового законодательства. При этом уголовная ответственность за неуплату налогов регулируется 199 статьей УК РФ.

К уголовной ответственности привлекаются лица, которые совершили деяния, направление на уклонение от уплаты налогов и сборов. Таким лицом может стать и главный бухгалтер. Уголовная ответственность за неуплату налогов и сборов появляется только в случае неуплаты в крупных размерах.

Как определить тяжесть наказания за неуплату налогов

Тяжесть наказания зависит от размера причиненного государству ущерба. за неуплату налогов наступает с крупного размера. Крупный размер определяется двумя критериями:

  • сумма ущерба превышает 15 млн. рублей,
  • или сумма ущерба превышает только 5 млн. рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25% от общей суммы налогов и сборов подлежащих оплате за 3 года подряд.

Что бы понять, что такое крупный размер, легко воспользоваться следующей таблицей:

При этом тяжесть ответственности существенно возрастает, если ущерб государству нанесен в особо крупном размере. Особо крупный размер также определяется двумя критериями:

  • или сумма ущерба более 45 млн рублей
  • или сумма ущерба превышает только 5 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 50% от общей суммы налогов и сборов подлежащих оплате за 3 года подряд.

Что бы понять, что такое особо крупный размер, мы также приведем удобную таблицу:

Важно: Тяжесть ответственности увеличивается за действия совершенные группой лиц по предварительному сговору. Чаще всего следователь выявляет сговор как минимум руководителя организации и главного бухгалтера.

Что грозит главному бухгалтеру по ст. 199 УК РФ

Перечислим все возможные наказания по 199 статье УК РФ, по которой привлекаются за неуплату налогов и сборов:

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей
  • Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет
  • Принудительные работы на срок до двух лет
  • Арест на срок до шести месяцев
  • Лишение свободы на срок до шести лет

Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы в 2017 года

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы с 2017 года наступает в соответствии со статьей 145.1 УК РФ. Однако привлекают по ней непосредственно физическое лицо, по вине которого произошла не выплата заработной платы – руководителя компании или работодателя.

При этом следователь будет выяснять все обстоятельства нарушения закона и если докажет, что виной был главный бухгалтер, например по халатности, то ему, скорее всего, грозит штраф по статье 5.27 КоАП РФ, обычно до 5 тыс. рублей.

В 2019 году главбух попал в список тех, кто рискует личным имуществом при банкротстве ООО. В статье вы узнаете, что такое субсидиарная ответственность главного бухгалтера, какой она бывает, какие есть основания и сроки для привлечения главбуха к субсидиарной ответственности.

На бухгалтера Ахмадееву повесили миллионные недоимки компании — чего теперь ждать вам :

Из-за налоговых долгов инспекторы могут начать процедуру банкротства. То же самое может случиться, если компания применяла незаконные способы оптимизации, а инспекторы доначислили огромные суммы налогов, пеней, штрафов.

В 2019 году у налоговиков есть возможность взыскать долги за счет личного имущества главного бухгалтера и финансового директора. Раньше в таких случаях имуществом отвечал только генеральный директор.

Новая субсидиарная ответственность главбуха при банкротстве

Теперь личным имуществом рискуют не только руководители, но и главбухи. Причем даже после исключения организации из ЕГРЮЛ. Раньше из закона было неясно, кого можно привлечь к субсидиарной ответственности. Заявления подавали и на директоров и на главбухов. Но имущество взыскивали обычно у директоров.

Теперь в законе ясно сказано, что главбух и финдир тоже несут ответственность. Поэтому риски для главного бухгалтера растут.

Чиновники внесли поправки в КоАП и Закон о банкротстве. Суть в том, что главный бухгалтер и финансовый директор пополнят список контролирующих лиц в случае банкротства организации. То есть тех людей, кто может получать выгоду от незаконных действий компании.

Это означает, что если по инициативе инспекторов компанию признают банкротом за налоговые долги, личное имущество главбуха могут арестовать, а затем и взыскать в счет задолженности перед бюджетом.

Изменения в субсидиарной ответственности

Налоговики могут исключить недействующую компанию из ЕГРЮЛ самостоятельно без суда. Необходимых условий для этого стало больше.

В ЕГРЮЛ теперь включаются сведения:

  • о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица;
  • о проводимых в отношении юридического лица процедурах, которые применяются в деле о банкротстве (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Если у налоговиков есть такие сведения, они не вправе принимать решение об исключении организации из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности

Чтобы привлечь к субсидиарной ответственности руководителей, главбухов, финдиров, нужно доказать, что именно их действия привели к банкротству. Сотрудники же, в свою очередь, сами должны аргументировать то, что их действия не являются злым умыслом.

Не имеет значения тот факт, что на момент признания должника банкротом главбух или финдир уже не работают в компании.

Если должника признали банкротом вследствие действий или бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно. Размер ответственности равен совокупному размеру требований. Сумма складывается из требований:

  • кредиторов, включенных в реестр требований, а также заявленных после его закрытия
  • кредиторов по текущим платежам, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника.

Допустим, из-за недостаточности денежных средств у работодателя есть не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по причитающимся работникам выплатам - оплата труда, выходные пособия и пр.

Срок для субсидиарной ответственности

В 2019 году к субсидиарной ответственности по долгам ООО могут привлекать контролирующих лиц даже после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ).

Раньше налоговики могли подать заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности только в ходе конкурсного производства. Сроки были очень сжатыми - не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В 2019 году подать заявление инспекторы смогут как в ходе конкурсного производства, так и после завершения этой процедуры. срок увеличился. Теперь у налоговиков есть на это три года со дня, когда должника признали банкротом.

Субсидиарная ответственность главбуха: судебная практика

Мы проанализировали судебные споры, связанные с субсидиарной ответственностью главбуха в делах о банкротстве компаний. Судьи разъяснили, в какой сумме и при каких условиях инспекторы могут взыскать недоимку компании с физлица (постановление Конституционного суда от 08.12.2017 № 39-П).

У инспекторов есть право потребовать с человека недоимку компании. Закон разрешает взыскивать вред (п. 1 ст. 1064 ГК). Недоимку можно считать вредом, причиненным бюджету. Значит, инспекторы вправе обратиться в суд, чтобы взыскать недоимку, например, с директора или главбуха. Разъяснения судей относятся к ситуации, когда на физлицо заводили уголовное дело. Но риск взыскания с «физика» недоимки чаще возникает при банкротстве.

Амнистия не мешает взыскать недоимку с физлица. Ущерб можно взыскать не только с тех, кого признали виновными в налоговом преступлении. Даже если дело прекратили по амнистии, инспекторы вправе через суд потребовать с физлица долги по налогам.

Когда с бухгалтера могут взыскать долги компании

Налоговикам проще переложить на бухгалтера задолженность компании в процессе ее банкротства. Презумпция невиновности в данном случае не действует. Лица, которых конкурсный управляющий с подачи инспекции считает контролирующими, вынуждены доказывать свою добросовестность.

Инспекторы вправе взыскать долг с человека, только если не могут получить его с компании. Иначе получится, что одна и та же сумма поступит в бюджет дважды — с компании или ее зависимого лица как недоимка и с бухгалтера как возмещение ущерба.

Допустим, компанию ликвидировали или она не действует. У налоговиков нет информации о зависимых лицах, на которых эта компания перевела выручку или активы (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК). В этом случае инспекторы вправе потребовать, чтобы задолженность компании уплатило виновное физлицо, в том числе бухгалтер.

Конституционный суд особо выделил ситуацию, когда компания является лишь прикрытием для действий физлица. Например, «физик» использует организацию для незаконных целей и ее операции не направлены на получение прибыли. В этом случае инспекторы вправе обратиться в суд, чтобы взыскать недоимку с «физика». Причем независимо от того, можно ли взыскать деньги с компании. Но эта ситуация актуальна скорее для учредителя или директора, а не для бухгалтера.

Взыскать с физлица можно только недоимку и пени. Налоговый штраф, который должна уплатить компания, инспекторы не должны перекладывать на физлицо.

Судьи вправе снизить сумму, которую бухгалтер должен уплатить в бюджет. Может получиться так, что сумма налога компании будет слишком крупной для физлица. Поэтому судьи должны учесть все обстоятельства. Это имущественное положение «физика», обогатился ли он в результате нарушения, насколько мог определять действия компании и т. д.

В первом полугодии 2015 году количество уголовных дел по экономическим статьям увеличилось на 22% (по данным Генпрокуратуры, судебного департамента Верховного суда). А в январе 2016 года глава Следственного комитете Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» сказал, что число уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов выросло в 2015 году на 68%. В 2015 году было возбуждено более 4,5 тысяч уголовных дел. Несмотря на то, что Путин В. в декабре 2015 года в своем послании обращал внимание на усилившийся «кошмар» для бизнеса, в ближайшие годы ожидать лояльности от правоохранительных структур по отношению к предпринимателям не приходится.

Что говорит о неуплате налогов статья 199 УК РФ?

За неуплату налогов с организации привлекают по статье 199 УК РФ. Уголовная ответственность наступает, если руководитель фирмы совершил действия, направленные на уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном размере.

Крупный размер определяется двумя критериями. Во-первых, это сумма налогов и сборов, превышающая 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25 процентов от общей суммы налогов и сборов, подлежащей уплате за 3 (три) финансовых года подряд. Или это сумма, превышающая 15 млн рублей.

Ответственность наступит, если, произошло уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов и сборов все недоимки суммируются за взятый период. Но при этом учитываются лишь суммы тех налогов и сборов, сроки уплаты по которым истекли.

Если уклонение от уплаты налогов составит более 15 000 0000 рублей, директору и бухгалтеру грозит ответственность за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Такая же ответственность и в том случае, если следователь квалифицирует действия, как совершенные группой лиц по предварительному сговору. Например, директором, главным бухгалтером и учредителем (участником) общества. В большинстве случаев, именно так и будет действовать следователь. Предварительный сговор предполагает, что несколько лиц заранее договорились о совместном совершении преступления. При этом, по мнению следователя даже приказ о приеме на работу сотрудника (например, главного бухгалтера) по мнению следователя, есть сговор. Вы можете получить обвинение в преступлении, совершенном группой лиц, даже, если просто работали наемным сотрудником и вообще не имели никаких нерабочих контактов друг с другом.

Наказание за такое деяние значительно серьезнее. Сумев избежать обвинений в сговоре, удастся уменьшить ответственность каждого за преступление. А разграничение преступлений по суммам неуплаченных налогов и сборов, возможно, позволит избежать обвинения в уклонении от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере и в дальнейшем поможет избежать солидарной ответственности по гражданскому иску.

Кого привлекают по 199 УК РФ

Есть мнение, что уголовное преследование грозит только руководителю и главному бухгалтеру организации. Это не так. К уголовной ответственности могут привлечь любого сотрудника организации на основании статьи 33 УК РФ - соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Чаще всего, помимо руководителей и главных бухгалтеров, в число обвиняемых попадают собственники бизнеса, участники ООО, финансовые директора, руководители департаментов (отделов) и иные лица, которые участвуют в принятии решений, связанных с оплатой тех или иных работ (услуг), включаемых в расходы или решений, связанных с размером уплачиваемых налогов.

Деяния по статье 199 УК РФ

За уклонение от уплаты от уплаты налогов и (или) сборов с организации на директора и главбуха могут завести дело, если не были представлены налоговые декларации или иных документов, которые нужно сдавать в налоговую по законодательству РФ.

Но чаще всего в делах по 199 есть налоговые декларации, поэтому следователи предъявляют включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. Казалось бы, следователи должны доказать, что неверные данные были включены в декларации заведомо. То есть и директор и главбух знали о том, что эти данные ложные. Что партнер не благонадежен и так далее.

На практике же, фактически это никто не доказывает. И даже сам факт подписания либо не подписания директором декларации ни на что не влияет. Главное – декларация сдана.

Обычно в уголовных делах на директоров, фирмы, расходы по которым были включены в декларации, называются фирмами, обладающими признаками однодневок. Доказать, что вы не намеревались уклоняться от уплаты налогов и не работали с однодневками, будет практически невозможно. Придется доказать, что фирма не была однодневкой на момент работы. Если вы и найдете доказательства того, что фирма была хорошей и вы проявили должную осмотрительность, аргументом следствия станет формулировка: «директор обязан организовать ведение бухгалтерского учета и организация обязана самостоятельно уплачивать налоги». Увы, но здесь так же работает принцип виновности.

Наказания по 199 УК РФ

Статья 199 УК РФ предусматривает несколько видов ответственности. Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков.

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • Принудительные работы на срок до двух лет;
  • Арест на срок до шести месяцев;
  • Лишение свободы на срок до шести лет.

Основание для возбуждения уголовного дела

Как мы уже писали выше, времена, когда следователи возбуждали дела только по материалам налоговой ушли в прошлое. Так было с 2011 до 2015 гг. Сначала в 2011 году следователям разрешили возбуждать уголовные дела только по материалам, которые они получали от налоговиков. Такой порядок был введен действующим тогда президентом Д.А. Медведевым с целью защиты бизнеса от необоснованного давления правоохранительных органов. А с 22 октября 2014 года следователи вновь получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без инициативы налоговых органов. С этого момента поводом для возбуждения уголовного дела может стать просто рапорт об обнаружении правонарушения, составленный сотрудником оперативного подразделения полиции. А рапорт может составлен на основании доноса уволенного сотрудниками или конкурентов.

Сроки давности за налоговые правонарушения

Следователи могут возбудить уголовное дело по тем нарушениям НК РФ, за которые налоговики уже не могут взыскать налог.

Налоговые инспекторы имеют право проверить период, не превышающий 3 (три) года. А уголовное дело можно возбудить в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78 УК РФ):

  • два года после совершения преступления небольшой тяжести (это уклонение от уплаты налога с организации в крупном размере);
  • шесть лет после совершения преступления средней тяжести (это сокрытие имущества или денежных средств);
  • десять лет после совершения тяжкого преступления (это уклонения от уплаты налогов с организации в особо крупном размере).

Таким образом, следователь может возбудить дело в отношении должностного лица организации за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере в течение 10 лет с того момента, как совершено правонарушение. Этот период существенно превышает период, который проверяют налоговики.

Фактически теперь существуют две параллельные и совершенно разные системы контроля за соблюдением налогового законодательства. И если проверки налоговых органов строго регламентированы и предусматривают ряд специальных мер для защиты прав налогоплательщиков, то способы защиты в ходе проверок правоохранительных органов, практически отсутствуют.

Вынесение обвинительного приговора по уголовному делу грозит не только уголовным наказанием для руководства организаций, но и взысканием сумм задолженности в качестве возмещения ущерба. Причем взыскать эти суммы можно как с компании, так и с физического лица, привлеченного к уголовной ответственности. Количество дел, рассматриваемых в судах о двойном привлечении к ответственности, ежегодно растет.

А что в судах

Для вас не будет большим секретом, что процент оправдательных приговоров меньше 1. Суды не проявляют ни малейшей лояльности по отношению к предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело. Так складывается практика, что именно обвиняемым приходится доказывать свою невиновность, а не следственным органам вину обвиняемого. Прокуратура зачастую подписывает обвинительные заключения, не читая их. Прокурор только в суде читает материалы уголовного дела впервые. При этом путается не только в названиях деклараций, но и названиях самих налогов. Но это никак не повлияет на решение суда.

В части доказательств по налоговым правонарушениями следователи представляют свою экспертизу с расчетами, которые в общем как бы совпадают с НК РФ, но в деталях с большим количеством ошибок и иногда критических для конкретного случая. На практике, если обвиняемый заказывает независимую экспертизу, она не принимается судом.

Что же касается сговора, то в этой части суды не требуют особых доказательств от следователей. Сговор – это согласованные действия. При таком подходе ваши действия всегда будут согласованы. Ведь главбух учитывает расходы по налоговым периодамопределенный срок), сдает декларации (в определенный срок), проверяет первичку перед подготовкой отчетности (в определенный срок), директор подписывает (в определенный срок). Все происходит в точные сроки, которые, увы, установлены в законодательстве.

Если же говорить об умысле, то любой документ, подписанный директором – это и есть умысел.

Еще один момент, не менее важный – нехватка судей, которые специализируются на рассмотрении экономических преступлений. Это может полностью перечеркнуть, все ваши попытки оправдаться.

Гражданский иск после обвинительного приговора

В разрешении споров, связанных с экономическими правонарушениями, суды руководствуются статьей 1064 ГК РФ, предусматривающей, что причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его. В приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 199 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску от налоговой инспекции.

Освобождение от уголовной ответственности

Привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов можно избежать, если полностью уплатить недоимку, пени и штрафы, при условии, что такое преступление совершено впервые (примечания к ст. 199 УК РФ). Важно погасить задолженность до назначения судебного заседания (ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ). Если это сделать позже, факт уплаты налога, пеней и штрафов будет являться лишь смягчающим обстоятельством.


Статья 199 Уголовного кодекса РФ

  1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, –наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.