Помещение ребенка в детский дом. Категории детей, поступающих в Приют. — Кому выгодна такая ситуация и почему

В последнее время часто приходят сигналы о том, что кровные родители оставляют детей в соцучреждениях «по заявлению». И волонтеры спрашивают, что в этом случае можно сделать: возможно ли взять ребенка на постоянную опеку или усыновление, или хотя бы временно? Российский адвокат, специалист по семейному и детскому (ювенальному) праву Антон Жаров прокомментировал ситуацию и дал советы всем интересующимся.

Действительно, симпатия к бедным и забытым детям имеет решающее значение для преодоления сильного индивидуализма на свободном рынке, который был мобилизован неоднократно, чтобы осудить государственную помощь нуждающимся детям. Понятие «невинности» детей, в отличие от их опекунов, работало над тем, чтобы изменить этот суровый отказ. До начала 20 века положения для нуждающихся детей были в основном местными и частными. В колониальный период ответственность за детей приходила к общественности прежде всего, когда они были сиротами.

Когда они были молоды, эти дети обычно получали уход за родственниками, а местные надзиратели бедных иногда способствовали поддержке детей. Старшие дети были откомандированы для работы в других семьях. Приюты, созданные в виде отступов, уменьшились. Большинство из них были в частном порядке религиозными и благотворительными группами, но муниципалитеты часто способствовали затратам, а старшие сироты часто должны были работать, чтобы покрывать расходы. Гражданская война значительно расширила спрос на детские дома, а предложение выросло до более чем 600.

Фото kasjauns.lv

По российскому законодательству любой родитель, оказавшийся в сложных жизненных обстоятельствах, имеет право по заявлению поместить ребенка в детский дом на срок до шести месяцев. Предполагается, что за это время родитель решит возникшие проблемы и заберет ребенка обратно в семью. Однако на практике это происходит далеко не всегда. И это уже стало серьезной проблемой: за последние пару лет в российских детских домах появилось довольно много таких «детей-невидимок», которых нет ни в одной статистике или базе данных, однако по факту они находятся в детдомах и их нельзя устроить в семью.

Все чаще сиротские приюты ожидались не только для обеспечения минимального питания и жилья, но и для придания хорошего характера, проповедуя благочестие, бережливость, уверенность в себе, трезвость и тяжелая работа. Они практиковали жесткое планирование и строгую дисциплину, в том числе достаточное физическое наказание, как средство, по их мнению, требовать от сирот интернализировать эти ценности.

Одновременно грязные и оскорбительные условия приютов привлекали внимание реформаторов, и условия, вероятно, были еще хуже для детей, которые жили в богадельни вместе со своими родителями. Поэтому эксперты по вопросам защиты детей начали осуждать конгрегационные учреждения и рекомендовать возвращение к размещению детей в семьях. Возможно, он инициировал «сиротские поезда», по которым восточные городские сироты были отправлены в западные семьи. Как правило, их места размещения были неформальным ученичеством, и их часто использовали в качестве рабочих их новыми опекунами.

— Можно ли говорить о том, что случаев, когда кровные родители оставляют детей в соцучреждениях «по заявлению», в последнее время становится все больше?

— Да, таких случаев стало очевидно больше. Однако, никакой статистики, разумеется, нет. Если по вопросам выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ведется статистика, и даже показатели об этом входят в известный указ президента, согласно которому оценивается работа губернаторов, то для детей, которые оставлены «по заявлению», строчки в отчетах не нашлось, и ни на чьи «успехи» эта цифра не влияет.

Часто мотивированные женщинами, которые активно занимаются моральной реформой и умеренностью, они сначала сосредоточились на вопиющих нападениях на детей и определили источник проблемы как жестоких, жестоких, отцов-низших классов. Вскоре, однако, новые учреждения возглавлялись доказательствами, которые были раскрыты в их расследованиях, а также жалобами детей и их матерей, на расширение их владения, чтобы принять участие в пренебрежении детьми и домашнем насилии в отношении женщин. Затем они столкнулись с наиболее неприемлемой проблемой защиты детей: очень часто наибольший урон детям происходит от бедности, а не от небрежных или оскорбительных опекунов; но учреждения по защите детей не имеют возможности бороться с нищетой и неравенствами, которые ее создают.

Есть малоинформативная цифра, показывающая, сколько детей находится в детских учреждениях, но она не позволит судить о том, сколько из этих детей находятся в учреждении «по заявлению», а сколько - по другим основаниям. Эти цифры у здравоохранения свои, у соцзащиты свои, у образования свои. Нигде и никак не учитывается, сколько детей находится в учреждениях вообще, всего, и сколько из них «по заявлению».

С тех пор обязательная отчетность подвергается критике, поскольку она наводняет агентства во много раз больше жалоб, чем они финансируются для обработки, увеличивая нагрузку для социальных работников и тем самым оставляя некоторые серьезные случаи без вмешательства; а также потому, что обязательная отчетность была предвзятой, поскольку одинокие матери, бедные и люди с цветом, которые, скорее всего, будут сообщаться даже в случаях, были свидетельством жестокого обращения в равной степени с более привилегированными семьями.

Сети организованных женщин, под влиянием и в результате последних кампаний движения женщин-избирателей, осознали, что большинство детей в детских домах и приемных семьях не являются сиротами, а скорее отказываются от своих бедных одиноких матерей, которые не могут ухаживать за ними и зарабатывать на своих детей. Большинство матерей намеревались использовать эти институциональные места как временные, но часто теряли следы своих детей или не могли их вернуть. Обеспокоенный тем, что матери и дети разделялись, даже когда не было заявлений о пренебрежении, женщины-активисты лоббировали государственные программы помощи одиноким матерям.

И самое главное, «заявление» заявлению рознь. Есть, например, дети, находящиеся в детских домах-интернатах с глубокой умственной отсталостью, но которых на выходные забирают домой. Или дети, которые живут там месяц через месяц (я и такие примеры знаю), но которые постоянно имеют контакт с семьей. Этих детей забирают домой периодически. Это, конечно, не совсем одно и то же, если маму «уговорили» написать заявление как альтернативу тому, что ребенка отберут, и ребенка своего она не навещает.

Но эти программы помогали лишь крошечной части нуждающихся, подвергались дискриминации иммигрантов и других небелых людей и никогда не предоставляли стипендии, достаточные для достойной поддержки матери и детей. Чернокожие, хотя и гораздо более нуждающиеся в среднем, чем белые, составляли только 3% получателей, а на западе латиноамериканцы и американские индейцы обычно вообще исключались. Тем не менее они создали первый прецедент для общественной помощи детям.

Важным достижением, это агентство функционировало одновременно как промоутер благосостояния детей, но также как агентство, борющееся за женщин и за государство всеобщего благосостояния. Хотя это было отменено семь лет спустя в ответ на кампанию Американской медицинской ассоциации, Шеппард-Таунер значительно снизил младенческую смертность за эти несколько лет. Десять лет спустя детское бюро расследовало детальный труд в значительной степени способствовало запрету и расширению обязательного образования.

Нас, пожалуй, интересуют дети, которые, при отсутствии этого самого «заявления» будут оставшимися без попечения родителей безо всяких сомнений. То есть, если бы эту маму не заставили написать это самое заявление, ребенок мог бы быть передан в семью (по крайней мере, под опеку) вне всякого сомнения.

И таких детей, к сожалению, становится больше. В доме ребенка иногда соотношение чуть не один к десяти: одного, которого можно забрать в семью на десять «по заявлению». Половина детей «по заявлению» - распространенное дело.

Этот закон обычно идентифицируется с его программами социального страхования, пенсиями по старости и компенсацией по безработице, которые были направлены на мужских руководителей семьи и не были проверены на предмет их соответствия, поэтому не имели клейма.

Это была скудная и только частично финансируемая из федерального бюджета программа, отчасти потому, что ее авторы предполагали ее лишь временной - если предположить, что одинокое материнство будет уменьшаться, поскольку новое государство всеобщего благосостояния устранит бедность. Одним из результатов было то же исключение небелых людей, которым действовала пенсия матерей. За шестьдесят лет, когда он вырос в количестве своих получателей, его стипендии сократились.

— Кому выгодна такая ситуация и почему?

— Такая практика выгодна всем, кроме детей.

Во-первых, в статистике становится меньше детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, когда-то магия «заявления» рассеется: или по окончании срока заявления не смогут найти маму, или она перестанет ребенка посещать, или еще чего, и тогда ребенка быстро оформят для передачи в семью.

Субсидии оспаривали предположение о том, что постоянное родство требует финансовой независимости и признает высокие издержки привлечения детей, особенно тех, кто нуждается в постоянной медицинской и психологической помощи. Верховный суд постановил, что приемные родители не могут противостоять отстранению детей или ожидать предпочтения по умолчанию для сохранения их семей в неприкосновенности, как могли бы родить семьи, независимо от того, насколько долговечны и глубоки связи между приемными родителями и детьми.

В целом многие одинокие матери были успешно переведены на рабочие места, но большинство из них - минимальные и небезопасные рабочие места без каких-либо пособий, и многие из этих семей стали беднее, а не улучшались при трудоустройстве матерей. Более недавнее законодательство внесло поэтапные корректировки. Но Соединенные Штаты по-прежнему являются страной с плохим показателем благосостояния детей. Но нигде в мире нет ничего хорошего: в Миссисипи 52 процента детей живут ниже уровня дохода, необходимого для удовлетворения основных потребностей; в Нью-Йорке - 41 процент; Калифорния, 42 процента; Висконсин, 35 процентов.

Но это будет как минимум через полгода, которые мальчик или девочка могли бы жить в семье, а не отставать в развитии, находясь в доме ребенка. Ну и, малыш трех лет найдет замещающую семью проще и легче, чем четырехлетний.

Во-вторых, дело, конечно, не только в статистике, которая волнует опеку и администрацию региона. Учреждение, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, начинает испытывать (по многим, в том числе и демографическим, причинам) недостаток «контингента». Дети, оставленные по заявлению становятся хорошим способом получить и ребенка, и бюджет на него, учитывая, что ответственность за его судьбу и развитие остается как бы на родителе.

Измеренный на международном уровне уровень детской бедности в Америке является самым высоким в развитых странах - в 5 раз выше, чем в Норвегии, Швеции и Финляндии, что в два раза выше, чем в Испании, что на 50 процентов выше, чем в Италии, Ирландии или Соединенном Королевстве.

Нина Бернштейн, «Потерянные дети дикой природы: эпическая борьба за изменение патронатного ухода». Второй дом: сиротские приюты и бедные семьи в Америке. Дороти Робертс, «Разрушенные облигации: цвет благосостояния детей». Благополучие детей: краткая информация.

Если возвращение в семью становится важной целью сегодняшнего домашнего образования, это имеет далеко идущие последствия для педагогической и терапевтической работы и укомплектования персоналом в домах, а также для квалификации сотрудников. В статье описывается изменение от индивидуального домашнего образования к воспитанию и работе, ориентированной на семью. Утверждается, что, хотя по-прежнему отсутствуют общеобязательные инструкции, многие учреждения начали делать родительские и семейные работы неотъемлемой частью своей работы.

Это, в-третьих, выгодно родителям-неряхам. Сегодняшняя система помощи кризисным семьям, в сущности, предлагает только один повсеместно распространенный универсальный и легко доступный вариант решения кризиса семьи: забрать ребенка в дом ребенка или детдом. Часто это нужно сделать по причине совершенно недопустимых, опасных для здоровья и жизни условий, имеющихся у детей в кровной семье.

Это иллюстрируется подробными практическими примерами. Это показывает, что происходит плавный переход между подходами родительской работы и семейной системы. Родительская работа фокусируется на вовлечении матерей и отцов больше в образовательные проблемы и интеграции их в деятельность учреждений. Однако, поскольку все члены семьи и семейные отношения, как правило, должны меняться в смысле репатриации, она в конечном счете системна, то есть со всей семьей, которая требует терапевтической работы.

Изменения в домашнем образовании. «Как вы узнаете бедного ребенка?». Коллега спросил детскую группу, потому что они работали над темой «бедности» и ожидали в ответ, что им нечего носить, чтобы они были голодными и бездомными. Вместо этого дети единодушно ответили: «Он должен идти домой».

Антон Жаров. Фото zharov.info

В этом случае сотрудникам органа опеки нужно оформлять процедуру отобрания ребенка, а затем, под контролем прокуратуры, обращаться в суд с иском о лишении родительских прав. Это сложный и трудный, долгий процесс. Кроме, «нехорошая» цифра в статистику. Гораздо проще «поработать» с матерью ребенка и уговорить ее написать заявление о «временном помещении». Причем у такого родителя создается (в целом, верное, но опасное для ребенка) впечатление, что, чтобы они ни делали, как бы они ребенка не игнорировали - не будет ни лишения родительских прав (и, к слову, алиментов), ни какой бы то ни было другой ответственности.

Домашнее образование по-прежнему является кошмаром - для тех, кто обеспокоен, и для тех, кто профессионально связан с образованием - последней угрозой перегруженной матери ее раздражающему ребенку, уловом для жестких кусков, на которых все амбулаторные меры благосостояние молодежи не удалось? В настоящей работе рассматривается относительно новая форма домашнего образования: дети или подростки временно находятся в доме, и они и их родители получают интенсивную терапию с целью реинтеграции детей в дом их родителей.

Активное участие родителей знаменует собой изменение парадигмы в домашнем образовании. Это будет объяснено в первую очередь. От индивидуального домашнего образования до воспитания. Индивидуально-ориентированное лечение подростков-заключенных имеет давнюю традицию в Германии. Домашнее образование работает в воображении большинства непрофессионалов, таких как: Родители доставляют своих деструкторов, правонарушителей, невротиков или других лиц, бросающихся в глаза, вдали от дома в доме или принуждаются к тому, чтобы это делало служба по делам молодежи.

Ну, и выглядит хорошо: несчастная мамаша вынуждена отдать ребеночка на дом ребенка, потому, что его нечем кормить, например. Всем всех жалко. Кроме малыша, который сдается в «камеру хранения».

— Этих детей не предлагают приемным родителям, об их существовании только случайно узнают волонтеры или если ребенок попал в больницу — медработники. Получается, что такие дети проживают в как «мертвые души», без статуса. Неужели нет такого статуса согласно закону?

Иногда ребенок просит пройти прием, даже если в доме преобладают невыносимые условия. Родители потерпели неудачу в образовании, теперь профессионалы пытаются привести ребенка к разуму. В этом начинании родители не играют никакой роли, они иногда посещаются. Домашние воспитатели работают над поведением ребенка, укрепляют его личность, способствуют его готовности выполнять, заменяют свою некомпетентную семью приятными небольшими группами, учат его ценностям и морали и освобождают его от самостоятельной занятости в совершеннолетии.

Но спасение детей часто бывает временным. В течение десятилетий индивидуального централизованного домашнего образования было доказано, что даже домашние дети, которые хорошо развились, не могут самостоятельно жить, строить и поддерживать отношения. Они возвращаются к своей семье и к их домашнему окружению, которое часто не менялось или даже ухудшалось. Часто жизнь доморощенных детей, выросших в традиционном общежитии, характеризуется психическими заболеваниями или реляционными нарушениями в отношении их собственных семей.

— Это родительские дети, находящиеся в доме ребенка ровно на тех же «правах» на которых детей отправляют в санаторий или детский лагерь.

Разумеется, по факту, эти дети - такие же лишенные родительского попечения, как и лежащие в соседней кроватке. Но по документам, мать временно поместила. Поэтому ни о каком устройстве в семью и не идет речи.

— Правда ли то, что сотрудники опеки сами нередко просят кровных родителей написать такие заявления, потому что для статистики это лучше, чем ограничивать родителей в правах или вовсе лишать родительских прав. Дали же указание — уменьшить базу. Вот они и уменьшают, как могут. Но эти случаи не доказаны, возможно, вы слышали что-то об этом или у вас есть доказанные факты? Можете ли вы их прокомментировать?

— Да, в целом, вы правильно понимаете. Вы задаете вопрос адвокату: есть ли у меня «доказанные факты»… Даже, если есть, я не расскажу о них без прямого указания доверителя, в рамках дела которого это происходило. Это вопрос к прокуратуре. Но парадокс в том, что никто в этой схеме не нарушает никаких законов!

— Есть ли статистика, может быть, примерные цифры, сколько детей по подобным «заявлениям» может находиться в детдомах и домах ребенка?

— Разумеется, нет. И не будет никогда. Кому бы эту цифру было бы интересно узнать?

— Мы хотим у вас как у юриста получить подробную программу действий, при каких условиях и как можно «вызволить» детей, которые находятся «по заявлению» в детдомах? И какими законодательными актами руководствоваться, чтобы этих детей вызволить.

— Проблема в том, что у нас нет общественного контроля деятельности домов ребенка, детских домов и, в особенности, социальных и медицинских учреждений психиатрического профиля. Мы не можем никаким правовым способом влиять на судьбу этих детей. Никто, кроме органа опеки (который сам мамашу и уговаривал) и прокурора (который читает закон и не видит нарушений) вмешаться не может.

Ну, ведь правда, есть же ситуации, когда семья находится в таком состоянии, что единственный выход - сдать ребенка на некоторое время в приют. Сгорел дом, родственников рядом нет, сами еще как-то перекантуемся, а куда девать малыша? Можете представить такую ситуацию? Вот, в виде исключения, ребенка в детский дом примут. Временно, разумеется.

— Как отделить такие «настоящие заявления» от ненастоящих?

— Требуется регламентация, при каких обстоятельствах такое помещение возможно, как государство должно реагировать: не только покормить ребенка, но и как-то оказать социальную помощь семье. Вероятно, в значительном числе случаев можно обойтись без помещения ребенка куда бы то ни было, просто организовав патронаж на дому.

Но все это требует как новых технологий (которые никто не разрабатывает в России, кроме самодеятельных и, в хорошем смысле, сумасшедше отважных НКО), так и новых расходов. При том, что вариант решения проблемы через «заявление» уже и отработан, и профинансирован.

В-общем, действия в рамках закона тут могут быть только одни: писать. Писать в опеку («нам стало известно, что мать ребенка не посещает, значит, его надо выявлять, как оставшегося без попечения родителей»), писать в прокуратуру («писали в опеку - бездействует»).

Нет никаких ограничений, сколько раз мать, да и отец, могут оставлять своего ребенка: по году или по шесть месяцев, сколько раз должна навещать, какие документы она должна представить, чтобы ребенка забрать… Всего этого в законе нет. Есть только право - написать заявление и сдать.

Законы надо менять.

Беседовала Валерия Полежаева

  • Добавить в избранное 2

1 комментарий

  • Наталья

    Не согласна, что надо менять закон. Существующая система позволяет поместить ребенка на время сложных операций и восстановления после них (в это время мать физически не может посещать ребенка), других нестандартных ситуаций, и легко забрать его потом. Ситуации, при которых матери решаются на такой шаг, разные, и все единым законом не предвидишь. А в таких делах чем меньше бюрократии и проволочек, тем лучше, потому что несчастья не предупреждают за три месяца.
    А что опека пытается для статистики сокращать таким образом количество детей, оставшихся без попечения родителей, — может, поменять подход к статистике? Она же ничего в судьбах детей не меняет! Может, лучше не цели по уменьшению количества таких детей ставить, а по увеличению количества взятых в семью детей?

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

О порядке приема детей в дома ребенка и выписке из них

О порядке приема детей в дома
ребенка и выписке из них

На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 24.01.2003 N 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка" и Приказа Министерства здравоохранения СССР от 19.11.1986 N 1525 "Об утверждении "Положения о доме ребенка" и "Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок приема детей в дом ребенка и выписке из него (приложение N 1) .

2. Утвердить форму Соглашения о временном помещении несовершеннолетних в дом ребенка с целью оказания медико-социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (приложение N 2) .

3. Начальнику управления здравоохранения Брянской городской администрации, главным врачам ГУЗ "Брянская областная детская больница", городских и центральных районных больниц обеспечить направление детей в дома ребенка в соответствии с утвержденным Порядком приема детей в дом ребенка и выписки из него.

4. Главным врачам ГУЗ "Карачевский специализированный дом ребенка" В.А.Худяковой, "Клинцовский дом ребенка" Л.А.Гордеевой:

4.1. Обеспечить организацию работы в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения РФ от 24.01.2003 N 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка" и Министерства здравоохранения СССР от 19.11.1986 N 1525 "Об утверждении "Положения о доме ребенка" и "Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него".

4.2. Обеспечить заключение соглашений с родителями или законными представителями несовершеннолетнего при временном помещении в дом ребенка.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возлагаю на заместителя директора О.И.Чиркову.

Директор департамента
здравоохранения
В.Н.Дорощенко

Приложение N 1 к Приказу департамента здравоохранения от 28 июля 2010 г. N 498

Порядок
Приема детей в дом ребенка и выписки из него

1. В дом ребенка принимаются:

Дети-сироты;

Дети, родители которых дали письменное согласие на усыновление (удочерение);

Дети одиноких матерей (отцов), оказавшихся в трудных (тяжелых) жизненных ситуациях, по заключению органов опеки и попечительства;

Подкинутые дети или дети, родители которых признаны в судебном порядке безвестно отсутствующими;

Дети родителей, лишенных родительских прав или в случае вынесения судебными органами решения об отобрании у них ребенка;

Дети родителей, признанных в установленном порядке недееспособными;

Дети, находящиеся в стационаре, не требующие обследования или лечения, не взятые родителями или лицами, их заменяющими;

Дети одного или двух родителей, не имеющих возможности их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с длительным отъездом, отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия);

Дети с дефектами умственного и физического развития независимо от наличия обоих родителей;

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, относящиеся к данной категории в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" .

2. В дом ребенка принимаются дети из родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семей и т.д. с периода новорожденности и до 3-летнего возраста, а дети с дефектами физического и психического развития - до 4-летнего возраста. В виде исключения в дом ребенка могут приниматься дети, достигшие 4-летнего возраста, с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением специалистов считается преждевременным.

3. Временными противопоказаниями для помещения ребенка в дом ребенка являются:

Острые инфекционные заболевания,

Активная форма туберкулеза,

Сифилис,

Заразные кожные заболевания,

Все заболевания, требующие стационарного лечения.

4. При оформлении детей в дом ребенка требуются следующие документы (оригиналы):

Путевка о направлении в дом ребенка, выданная в департаменте здравоохранения Брянской области, которая фиксируется в специальном журнале;

Постановление (распоряжение) администрации муниципального района Брянской области по месту рождения или жительства ребенка о необходимости его помещения в дом ребенка и об обеспечении жилой площадью по выходу из дома ребенка;

Свидетельство о рождении ребенка;

Фотография ребенка;

- "Медицинское заключение на ребенка, направляемого в дом ребенка" (оформлено экспертной медицинской комиссией по вопросам медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью и направляемых в дома ребенка) со сроком оформления не более 30 календарных дней;

Сведения о состоянии здоровья родителей, матери, включающие данные о биологическом и генеалогическом анамнезе, сведения о близких родственниках (братьях, сестрах, дедушках, бабушках), если таковые имеются;

Выписка из истории развития ребенка (форма N 112/у), медицинской карты стационарного больного (форма N 003/у) или истории развития новорожденного (форма N 097/у), в которых должны быть представлены результаты осмотров специалистами, лабораторных и инструментальных исследований с указанием даты исследования:

Лабораторные исследования: анализ крови клинический (давность не более 30 дней), общий анализ мочи (давность не более 30 дней);

Бактериологический анализ кала на кишечную группу (срок давности не более 3 дней);

Бактериологический анализ на дифтерию (срок давности не более 3 дней);

Соскоб на энтеробиоз (давность не более 10 дней);

Кал на яйца глист;

Мазок из носа и зева на Bb (давность не более 10 дней);

Подлинники результатов анализов крови на HBsAg, HCV, ВИЧ-инфекцию (срок исследования не более 6 месяцев);

Биохимический анализ крови (по показаниям);

Инструментальные исследования: нейросонография (детям до 1 года), ультразвуковое исследование тазобедренных суставов (детям до 1 года), ультразвуковое исследование органов брюшной полости, эхо-кардиография, электрокардиография;

Сведения о профилактических прививках (форма 63/у) и сертификат профилактических прививок;

Справка об отсутствии инфекционных заболеваний в квартире или учреждении, откуда ребенок поступает (давность не более 3 дней);

Документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей: свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или отобрании ребенка, приговор суда, акт о подкидывании, согласие родителей на усыновление, справка об отъезде, болезни родителей и др.;

Справка из органов социальной защиты населения о выплате (или невыплате) родителям ежемесячного пособия на ребенка;

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;

Справка о несовершеннолетних братьях и сестрах с указанием их местонахождения;

Справка о совершеннолетних родственниках с заявлениями о невозможности воспитания ребенка в своей семье.

5. При временном устройстве в дом ребенка детей, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, учреждение здравоохранения дополнительно представляет:

Заявление одного или двух родителей или лиц, их заменяющих, о временном устройстве ребенка в дом ребенка;

Соглашение (о сроке пребывания ребенка (по форме заявления), в соглашении оговариваются также участие родителей (одинокой матери) или лиц, их заменяющих, в уходе и воспитании ребенка, посещения.

6. На каждого несовершеннолетнего, поступившего в дом ребенка, оформляется медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка (форма N 112-1/у-ОО), утвержденная Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июля 2000 года N 286 "Об утверждении "Медицинской карты ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" .

Сведения о поступивших детях заносятся в журнал приема детей в дом ребенка, который пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью учреждения и хранится в архиве дома ребенка постоянно.

7. При помещении воспитанников домов ребенка в больницу, санаторий они не считаются выбывшими, а по возвращении не считаются вновь поступившими и не регистрируются в журнале приема детей в дом ребенка.

Помещая ребенка на излечение в учреждение здравоохранения или санаторий, дом ребенка обязан сообщить об этом родителям или лицам, их заменяющим (в случае временного устройства ребенка при наличии сведений о месте их пребывания).

8. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в биологическую семью, переводе в учреждения образования или социальной защиты населения, при других формах устройства в семью.

Возвращение детей родителям (биологическим или приемным) или лицам, их заменяющим, осуществляется по заключению органов опеки и попечительства по месту их жительства.

Продление срока временного пребывания ребенка в доме ребенка производится по официальному распоряжению органов опеки и попечительства и нового заявления родителей.

В целях защиты прав и интересов детей в случае необоснованного отказа родителей или лиц, их заменяющих, взять ребенка по истечении указанного в соглашении срока дом ребенка обязан предъявить в суд иск о лишении их родительских прав.

Возвращение детей родителям, давшим согласие на усыновление (отказ), осуществляется в порядке, идентичном порядку усыновления.

9. Перевод детей в учреждения системы образования осуществляется по достижении ими 3-летнего возраста, а системы социальной защиты населения осуществляется по достижении 4-летнего возраста.

Перевод осуществляется в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Сведения о детях, подлежащих переводу, сообщаются органам образования или социальной защиты населения за шесть месяцев до срока перевода.

При переводе ребенка соответственно передается правоустанавливающая медицинская документация (выписка из медицинской карты ребенка (форма N 112-1/у-00).

10. При передаче детей на усыновление в журнале приема делается отметка о передаче ребенка на усыновление без указания фамилии и адреса усыновителей, даты и решения судебного органа субъекта Российской Федерации. Эти данные хранятся у главного врача дома ребенка в установленном порядке.

Разобщение братьев и сестер при передаче их на усыновление, а также при переводе в учреждения образования и социальной защиты населения может быть допущено лишь как исключение, при наличии особых обстоятельств (например, при наличии у одного из них медицинских противопоказаний).

_______________
Примечание ИС "Кодекс": В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" издан 24 июня 1999 года, а не 24 июля 1999 года.

Приложение N 2 к Приказу департамента здравоохранения от 28 июля 2010 г. N 498

Соглашение о помещении
несовершеннолетнего в дом ребенка

г. ________________ "__" ___________ года

Государственное учреждение здравоохранения

__________________________________________________________________________,

именуемое в дальнейшем "Учреждение", в лице главного врача ________________ _________________________________________, действующего на основании устава учреждения, приказа N ______ от __________ ___ (указывается приказ или иной документ о назначении на должность главного врача), с одной стороны,
(Ф.И.О. матери, отца, число, месяц, год рождения),
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указывается паспорт или иной документ, удостоверяющий личность)
именуемая(ый) в дальнейшем "Родитель", с другой стороны, являющаяся матерью (отцом) несовершеннолетнего ______________________________________________
______________ ____________________________________ (Ф.И.О. полностью, дата и год рождения), свидетельство о рождении серия _____________, N ___________,
выдано _______________, дата выдачи _______________, именуемый в дальнейшем "Ребенок", вместе именуемые "Стороны", руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2003 года N 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка".

1. Предмет соглашения

1.1. Родитель передает, а Учреждение принимает на воспитание и содержание Ребенка, постоянно или преимущественно проживающего на территории Брянской области, на период с "__" _______ 20_ года по "__" _______ 20_ года в связи с нахождением Родителя в трудной жизненной ситуации.

1.3. Передача Ребенка осуществляется на основании документов, указанных в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

1.4. Учреждение исполняет функции законного представителя в отношении Ребенка с момента его помещения в Учреждение.

1.6. Возвращение Ребенка Родителю осуществляется в соответствии с заключением органов опеки и попечительства по месту их жительства.

2. Обязанности сторон

2.1. Учреждение обязано:

1) на период временного пребывания принять Ребенка на воспитание и содержание на период, указанный в п. 1.1 настоящего Соглашения;

2) оказывать Ребенку медицинские, педагогические услуги, а также социальную поддержку в соответствии с уставом Учреждения;

3) сообщать Родителю об ухудшении состоянии здоровья Ребенка, помещении его на лечение в стационар или санаторий;

4) вернуть Ребенка Родителю после предъявления заключения органов опеки и попечительства по месту их жительства;

5) уведомить Родителя об окончании срока действия соглашения за 14 дней до его истечения;

6) по истечении срока, указанного в пункте 1.1 настоящего Соглашения, при отсутствии участия Родителя в воспитании и содержании Ребенка, а также в случае отказа Родителя взять Ребенка в семью в целях защиты прав и интересов Ребенка Учреждение обязано предъявить в суд иск о лишении родительских прав и в 7-дневный срок сообщить информацию о Ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения Учреждения.

2.2. Родитель обязан:

1) принимать участие в воспитании Ребенка, посещать Ребенка в согласованное с Учреждением время, общаться с Ребенком;

2) обеспечить незамедлительный уход за Ребенком в случае помещения его на лечение в стационар;

3) открыть лицевой счет на имя Ребенка в кредитной организации для перечисления на него получаемых на Ребенка социальных выплат;

4) в течение трех дней с момента заключения настоящего Соглашения сообщить о помещении Ребенка в Учреждение в органы социальной защиты населения и отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства;

5) оказывать содействие в содержании ребенка;

6) забрать Ребенка по окончании срока действия Соглашения.

3. Срок действия, основания и порядок изменения и расторжения соглашения

3.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до ____________.

3.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно в случае передачи Ребенка на воспитание Родителю на основании заключения органов опеки и попечительства по месту их жительства, истечения срока действия Соглашения.

4. Ответственность

4.1. При невыполнении или ненадлежащем выполнении условий данного Соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5. Иные условия

5.1. Споры, возникающие между Сторонами в процессе исполнения обязательств по настоящему Соглашению, разрешаются путем переговоров, в случае недостижения согласия между Сторонами - разрешаются в судебном порядке.

5.23. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Реквизиты Учреждения Ф.И.О. Родителя,

паспортные данные, место жительства и место проживания, контактные телефоны

Подпись, печать Подпись


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка