Общественный контроль в сфере жкх

Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), проанализировав действующее законодательство в сфере ЖКХ и судебную практику по делам о защите прав граждан, провел экспертный опрос о работе системы общественного контроля в ЖКХ. В ходе исследования, в котором приняли участие 113 экспертов, в том числе 83 председателя ТСЖ и 30 председателей советов многоквартирных домов из 30 субъектов федерации, ОНФ выявил неэффективность существующей системы общественного контроля.

70% опрошенных экспертов высказали мнение, что существующая система общественного контроля в ЖКХ является неэффективной. Основной причиной этого 45% опрошенных назвали крайне слабую информированность граждан. Недостаточная работа Минстроя РФ и региональных властей по информированию населения о происходящем в сфере ЖКХ была упомянута 76% респондентов.

Также, по мнению 67% экспертов, существующее законодательство не способно обеспечить своевременное и качественное информирование граждан об их правах в ЖКХ и способах их защиты. 60% опрошенных считают, что в настоящее время права граждан в сфере ЖКХ не защищены.

При этом практически все эксперты - 93% от опрошенных - назвали «информирование граждан» основным инструментом стимулирования россиян к участию в общественном контроле в сфере ЖКХ. Популяризацию положительных результатов деятельности по общественному контролю эксперты считают наиболее важной - 56%.

Отсутствие финансовой поддержки (41% респондентов) является одной из причин того, что в системе общественного контроля представлено крайне небольшое количество общественных организаций. Также среди причин эксперты назвали безынициативность граждан и отсутствие прозрачной системы законодательного регулирования деятельности общественных организаций в сфере ЖКХ.

В самом ОНФ заметили, что в ходе исследования судебной практики и вопросов взаимодействия жильцов и управляющих компаний () было выявлено, что частым и систематичным явлением является то, что сознательно игнорируют обращения россиян по вопросам ЖКХ. Но провести общее собрание, чтобы сменить недобросовестную , и дорого, и тяжело во многом по причине отсутствия единого стандарта договора, из-за чего сами позволяют заключать достаточно пространные договоры. При этом гражданам достаточно проблематично и создать ТСЖ, чтобы взять управление домом на себя.

На фоне всего этого в стране крайне слабо представлены общественные организации по защите прав жильцов, а те, что существуют, во многом испытывают проблемы с самофинансированием. Центры общественного контроля на местах зачастую зависимы от региональных или муниципальных властей.

Для решения проблем в ОНФ предлагают создать специализированную федеральную НКО по защите прав жильцов и информированию граждан. Финансировать эту НКО предлагается через государственные гранты.

Параллельно необходимо облегчить контролерам работу: упростить процедуру создания ТСЖ и созыв собрания, утвердить единую форму договора управления домом, ввести капремонт в сферу закона о защите прав потребителей. И, конечно, чиновников и сотрудников бюджетных организаций в числе общественных контролеров быть не должно, - отметил директор центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.

Также, по словам Николаева, необходимо обеспечить лицам, инициирующим проведение общего собрания собственников, возможность на бесплатной основе получать сведения из ЕГРП и пересмотреть существующий формат участия общественного контроля в лицензионных комиссиях.

Председатель организации «Коммунальный надзор» Николай Морозов рассказал «Известиям», что сегодня общественникам достаточно сложно бороться с беспределом со стороны и чиновников, которые не заинтересованы к прозрачной работе.

Есть указание президента о прозрачности, а с другой стороны есть сознательное торможение этих процессов чередой чиновников. Да, мы имеем в интернете сайты управляющих компаний, которых обязали раскрывать информацию, но на сайтах опубликованы лишь общие отчеты: куда распределили деньги - не прописано. А жильцам интересно, если на ремонт подъезда использовали ведро краски, куда списали остальные 500 тыс., - сказал он.

Морозов заметил, что при смене управляющей компании также есть проблемы, например, сам рынок достаточно узкий и отличается монополизмом. Даже в таких крупных городах, как Москва, по словам специалиста, можно лицезреть монополистские проявления.

Часть работ по ЖКХ Москвы сейчас выполняет госпредприятие ГБУ «Жилищник», компания, которая, получив монопольное право на это, не справляется со своими обязанностями и не пытается этого сделать. Что же до информирования, то мы сейчас идем к этому, чиновников заставляют быть более публичными, но они всё равно уворачиваются, формально исполняя закон, - резюмировал Морозов.

Борец с коррупцией в ЖКХ и управляющий ТСЖ «Гамма» в Оренбурге Виталий Кукушкин рассказал, что в регионах дела с защитой прав жильцов обстоят еще более плачевно. При этом он отметил, что и сами жильцы проявляют массовую склонность к долгам по коммунальным платежам, что не способствует нормальной работе отрасли.

На сегодняшний день законодательство заточено под истребление форм самоуправления. Власти стремятся организовать систему через пару управляющих компаний на весь город и больше никого не пускать. В жилищной сфере сейчас нет руководителей, готовых защищать простое население, все они запуганы или аффилированы, - сказал управляющий. - Что касается Оренбурга, то весь жилой фонд города сейчас находится на аварийном обслуживании. Мы бы хотели работать лучше, но на это нет средств. Ресурсы разворовываются простыми гражданами-должниками. Сегодня по Оренбургу крадется до 34% поставляемых им ресурсов, хотя еще в сентябре это было 25%.

Москва. 16 января. сайт - Глава российского правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о переводе общедомовых расходов из коммунальных услуг в жилищные, а также утвердил правила общественного жилищного контроля.

"Во-первых, с 1 января текущего года расходы на оплату коммунальных ресурсов, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут включены в плату за содержание жилого помещения", - сказал он на совещании с вице-премьерами.

По словам главы правительства, таким образом, общедомовые расходы переводятся из коммунальных услуг в сугубо жилищные, размер платы за которые определяется самими собственниками жилья.

Общедомовые расходы

Совет Федерации одобрил данный законопроект еще в марте 2016 года, однако для подготовки управляющих компаний к изменению порядка оплаты, вступление закона в силу было отложено до начала 2017 года. По мнению законодателей, изменения позволят исключить риск начисления платы за весь объем израсходованных в доме коммунальных ресурсов потребителям. Речь идет о таких общедомовых расходах, как, например, расход воды для мытья подъезда или электричества для освещения лестничных площадок.

Как пояснил вице-премьер Дмитрий Козак, теперь жители многоквартирных домов на общих собраниях смогут самостоятельно устанавливать размер платы за общедомовые расходы, которая не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Кроме того, эти меры должны будут мотивировать управляющие организации к энергосбережению и борьбе с воровством ресурсов, так как все расходы на ОДН, превышающие установленный норматив, теперь будут оплачивать сами управляющие организации.

Общественный контроль

Второе постановление утверждает правила общественного жилищного контроля. Его цель - повысить прозрачность и эффективность работы государственных структур.

Как пояснил Козак, теперь устанавливаются дополнительные гарантии допуска общественных организаций к подобной деятельности вместе с жилищными инспекциями.

"Кроме того, устанавливаются гарантии граждан, которые индивидуально проявляют инициативу поучаствовать в таком контроле. Общественные организации по установленной постановлением процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение пяти дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан для участия в таком контроле", - заявил чиновник.

Штраф за неправильный счет

Также с 1 января 2017 года вводится финансовая ответственность управляющих компаний (УК) за неправильно начисленные коммунальные услуги. Это массовое явление заключается в том, что за излишне начисленную плату будет взиматься штраф до 50% от соответствующей суммы.

"До настоящего времени такой ответственности не было, и многие компании злоупотребляли этим, начисляли избыточное, в расчете на то, что кто-то обратится, кто-то не обратится. Пользовались, по существу, этими деньгами длительное время", - рассказал Дмитрий Козак.

Кроме того, по словам Козака, для гарантии прав инвалидов и семей, имеющих инвалидов, вводятся повышающие коэффициенты для целей предоставления компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг.

Государство

Основной контроль работы УК осуществляют государственные и муниципальные надзорные органы.

Сфера ЖКХ с учётом её роли в повседневной жизни граждан всегда будет под пристальным вниманием государства в лице её надзорных органов и общественности в целом, ‒ прокомментировал Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов .

Роспотребнадзор следит за исполнением СанПин, которые регламентируют качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг:

  • исследует питьевую воду на предмет химического, биологического и вирусологического загрязнения;
  • измеряет уровни шума и вибрации от тепловых узлов дома, лифта и вентиляции;
  • контролирует выполнение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
  • контролирует содержание контейнерных площадок и мусоропроводов.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и питьевой воде УК привлекают по статьям 6.4 и 6.5 КоАП РФ, штраф по которым составляет до 20 тысяч рублей и до 30 тысяч рублей соответственно.

Роспотребнадзор привлекает также к административной ответственности УК за оказание услуг ненадлежащего качества по статье 14.4 КоАП РФ (штраф - до 30 тысяч рублей, при повторном нарушении - до 50 тысяч рублей), нарушение порядка ценообразования по статье 14.6 КоАП РФ. При завышении тарифов УК выплачивает штраф в двукратном размере излишне полученной выручки, при занижении - штраф составит 100 тысяч рублей.

Государственная жилищная инспекция РФ и её территориальные органы ведут контроль использования, содержания и ремонта жилищного фонда. ГЖИ проводит инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов, даёт предписания об устранении выявленных нарушений. При обнаружении нарушения жилищного законодательства ГЖИ даёт представление об аннулировании или приостановлении лицензии юридических лиц.

Лицензия аннулируется только по решению суда на основании письменного обращения ГЖИ в суд о нарушении УК лицензионных требований. Письменное обращение в суд ГЖИ составляет по решению лицензионной комиссии. Лицензионная комиссия опирается на статью 199 ЖК РФ: причиной обращения в суд об аннулировании лицензии выступает исключение МКД площадью от 15% общей площади МКД, находящихся в управлении УК.

Процедура аннулирования лицензии:

  1. ГЖИ в течение года от двух и более раз выдаёт УК предписание по устранению нарушений лицензионных требований.
  2. При неисполнении этих предписаний или исполнении их недолжным образом от двух и более раз суд назначает УК административное наказание.
  3. В этом случае ГЖИ вправе исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых УК нарушила лицензионные требования.
  4. Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об аннулировании лицензии, если из реестра ушло 15% от общей площади домов, находящихся в управлении УК.
  5. На основании решения лицензионной комиссии ГЖИ обращается в суд с требованием аннулировать лицензию УК.

После аннулирования лицензии УК продолжает управлять МКД, пока собственники не выберут новую компанию.

Муниципальный жилищный контроль ведут региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления ЖКХ проводят плановые и внеплановые проверки на соответствие деятельности УК нормам и требованиям муниципальных и федеральных нормативных актов.

Основанием плановых проверок выступает истечение одного года:

  • с начала деятельности по управлению МКД;
  • с окончания проведения последней плановой проверки.

Внеплановые проверки инициируются поступлением в органы муниципального контроля информации от граждан, юридических лиц и органов власти о нарушениях:

  • при выборе УК;
  • порядка заключения с УК договора управления;
  • порядка содержания и ремонта общего имущества МКД;
  • обязательств УК, предусмотренных договором управления;
  • при использовании предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предупреждения проверяемой УК.

По закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прозрачность деятельности органов надзора стала принципом защиты прав предпринимателей.

Для учёта проводимых государственными и муниципальными органами проверок создан «Единый реестр проверок » .

Следует ожидать изменений в контрольно-надзорной деятельности органов власти, так как идёт реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» , по которой к 2025 году планируется достичь снижения на 50% административной нагрузки на юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В рамках реализации программы реформы в 2017 году разработаны проверочные листы, содержащие перечень обязательных требований, отменены устаревшие требования, актуальные требования размещены на сайтах ведомств и ограничено формирование новых требований: новые требования принимаются только после отмены двух устаревших (принцип 1 in 2 out).

Общество

Своеобразным контролирующим органом можно назвать общественников, собственников квартир и нежилых помещений в многоэтажках. Напрямую они оштрафовать УК не могут, но вправе пожаловаться в вышеуказанные контролирующие органы и даже подать иск в суд. К примеру, в июле 2017 года руководителя одной из УК в Калининградской области оштрафовали на 25 тысяч рублей за некачественное обслуживание дома после жалобы жильцов в прокуратуру, а в Липецке УК пришлось отказаться от обслуживания нового дома, так как жильцы угрожали подать на компанию в суд.

По мнению экспертов, появление общественного контроля носит двойственный характер: с одной стороны, Правительство предлагает участникам жилищных правоотношений регулировать с помощью договорных отношений вопросы управления МКД и оказания коммунальных услуг. Но, с другой стороны, законодательные органы не учли, что собственники не готовы обсуждать договоры управления общим имуществом МКД, не умеют или не хотят этого делать.

‒ В силу незнания жилищного законодательства , ‒ рассказывает Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов, ‒такие жильцы «вставляют палки в колеса» управляющим организациям, обращаясь например, сразу в Государственную жилищную инспекцию, прежде чем непосредственно предъявить претензию к своей управляющей организации. В итоге последняя платит штраф, хотя эти деньги могли быть направлены на урегулирование проблемы. Увы, жилищная инспекция не всегда разбирается в ситуации и порой выписывает необоснованные штрафы.

Чтобы этого избежать, необходимо наладить отношения с активными жильцами. На преодоление проблемы необходимы время, эффективная информационно-просветительская работа, распространение центров юридических консультаций и освещение в СМИ положительных примеров управления жилыми домами.

‒ Общественный контроль во взаимодействии с управляющими компаниями, РСО и ТСЖ играет двойную роль, ‒ считает эксперт. ‒ С одной стороны, нормами законодательства не установлена безусловная обязанность представителей таких организаций выполнять требования и предложения общественников, но своими настойчивыми действиями они стараются показать, что к ним следует прислушиваться и что с ними необходимо работать, в том числе путем привлечения внимания журналистов и надзорных органов к действиям недобросовестных УК, РСО и ТСЖ. С другой стороны, общественники ведут активную информационно-просветительская работу, оказывают бесплатную консультационно-правовую помощь населению и систематически освещают в средствах массовой информации положения действующего законодательства в сфере ЖКХ, что, в конечном итоге, должно привести к повышению правовой грамотности собственников, а также указать им не только на наличие у них прав, но и обязанностей, что зачастую ими игнорируется. При равной конкурентной среде и добросовестности управляющих организаций, РСО и ТСЖ, общественный контроль не оказывает негативного влияния, а, наоборот, содействует их деятельности.