Право обращения граждан в органы государственной власти. Нормативно-правовые основы института обращений граждан в органы государственной власти

Граждане могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица, права на объединение. Однако право на обращение в ряду названных

возможностей является наиболее часто реализуемым и повседневным во взаимоотношениях личности и государства.

Высшее должностное лицо Нахчыванской Автономной Республики. Председатель Али Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики является высшим должностным лицом Нахчыванской Автономной Республики. Али Меджлис Нахчыванской Автономной Республики. Али Меджлис Нахчыванской Автономной Республики состоит из 45 членов.

Срок полномочий Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики составляет 5 лет. Компетенция Али Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики. Али Меджлис Нахчыванской Автономной Республики устанавливает общие процедуры, касающиеся следующего. Выборы в Али-Маджлис Нахчыванской Автономной Республики.

Таким образом, право на обращение - это не только возможность граждан реализовать свои политические интересы, оказать воздействие на власть посредством народной правотворческой инициативы, но и возможность потребовать от органов публичной власти выдачи соответствующих документов, установления и подтверждения каких-либо фактов, предоставления определенного правового статуса, совершения иных юридически значимых действий, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности.

Маршруты экономического развития Нахичеванской Автономной Республики. Защита здоровья, науки, культуры. Али Меджлис Нахчыванской Автономной Республики принимает законы, связанные с вопросами, указанными в настоящей статье. Вопросы, решаемые Али Меджлисом Нахчыванской Автономной Республики.

Али Маджлис Нахчыванской Автономной Республики принимает решения по следующим вопросам. Организация работы в Али Меджлисе Нахчыванской Автономной Республики. Утверждение бюджета Нахичеванской Автономной Республики. Утверждение экономических и социальных программ Нахчыванской Автономной Республики.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на желания и потребности общества, эффективного средства общения с населением, удовлетворения воли и интересов личности. Через обращения граждан выявляются мнения и настроения общества, позитивные и негативные тенденции в реализации органами публичной власти их компетенции.

Назначение и увольнение Премьер-министра Нахчыванской Автономной Республики. Утверждение состава Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики. Резолюций, касающихся вотума доверия в Кабинете Министров Нахчыванской Автономной Республики. Али Маджлис Нахчыванской Автономной Республики принимает решения по вопросам, указанным в настоящей статье.

Кабинет министров Нахчыванской Автономной Республики. Состав Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики, рекомендованный Премьер-министром Нахчыванской Автономной Республики, утвержден Али Меджлисом Нахчыванской Автономной Республики. Премьер-министр Нахчыванской Автономной Республики назначен Али Меджлисом Нахчыванской Автономной Республики по рекомендации Президента Азербайджанской Республики.

Свое позитивное начало право граждан на обращение берет в конституционном праве. Статьи 33, 52 и 53 Конституции РФ устанавливают возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе жалобы на решения и действия (бездействие) названных органов. Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти выслушать гражданина и гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в обращении замечаниями и предложениями. Конституционная возможность обратиться к власти, обжаловать действия соответствующих органов является концептуальной основой содержания рассматриваемого права и развивается применительно к специфике регулирования конкретных общественных отношений в отраслевом законодательстве. В конституционном праве содержание права на обращение помимо базовой составляющей как основы для других отраслей права - возможности апеллировать к власти - наполняется специальной политической составляющей: возможностью населения участвовать в управлении делами государства.

Кабинет министров Нахичеванской Автономной Республики. Готовит проект бюджета Автономной Республики и представляет его на утверждение Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики. Осуществляет бюджет автономной республики. Обеспечивает реализацию экономических программ Автономной Республики.

Обеспечивает реализацию социальных программ Автономной Республики. Кабинет министров Нахчыванской Автономной Республики принимает решения и распоряжения. Местная исполнительная власть в Нахичеванской Автономной Республике. В Нахичеванской Автономной Республике главы местных органов исполнительной власти назначаются Президентом Азербайджанской Республики по рекомендации Председателя Али Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики.

Эффективность реализации права на обращение связана с установлением надлежащих гарантий права на доступ к информации, следовательно, и с необходимостью обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов публичной власти.

Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного закона, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Организация местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется муниципалитетами. Муниципалитеты формируются на основе выборов. Основа статуса муниципалитетов устанавливается Конституцией и правилами выборов в муниципалитеты по закону. Организация работы муниципалитетов.

Деятельность муниципалитетов осуществляется в рамках совещаний, постоянных и других комиссий. Заседания муниципалитетов вызываются их председателями. На заседаниях муниципалитетов решаются следующие вопросы. Признание полномочий членов муниципалитета, утрата их полномочий и прекращение их полномочий в соответствии с законодательством.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Утверждение внутренних правил муниципалитета. Установление местных налогов и сборов. Утверждение местного бюджета и отчетов о его осуществлении. Владение муниципальным имуществом, их использование и их удаление. Принятие и осуществление местных программ социальной защиты и социального развития.

Принятие и реализация местных программ экономического развития. Принятия и реализации местных экологических программ. Муниципалитетам могут быть предоставлены дополнительные полномочия законодательной и исполнительной власти. Для реализации этих полномочий требуется соответствующее финансирование. Реализация таких полномочий будет контролироваться соответственно законодательными и исполнительными органами власти.

Федеральный закон закрепляет две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

По вопросам, рассматриваемым в повестке дня заседаний муниципалитета, принимаются решения. Резолюции на собраниях муниципалитета принимаются простым большинством голосов членов муниципалитета. Резолюции, касающиеся местных налогов и сборов, принимаются большинством в две трети голосов членов муниципалитета.

Гарантия неприкосновенности муниципалитетов. Муниципалитеты независимы для осуществления своей власти; это не исключает их ответственности перед гражданами, проживающими на территории муниципалитета. Правила и порядок отбора членов муниципалитета, прекращения их полномочий, а также положения о досрочном роспуске муниципалитетов устанавливаются законом.

Свободная реализация гражданином права на недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять в любые государственные органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам любое по содержанию обращение. Свободное осуществление своего конституционного права непосредственно связано с добровольностью его осуществления.

Независимое осуществление их полномочий муниципалитетами не может нарушать суверенитет азербайджанского государства. Государство осуществляет надзор за деятельностью муниципалитетов. Муниципалитеты представляют отчеты в Милли Меджлис Азербайджанской Республики на условиях и в порядке, установленном законом.

Гарантируется правовая защита муниципалитетов, возмещение дополнительных расходов, вытекающих из решений, принятых государственными органами. Ответственность муниципалитетов. Муниципалитеты и муниципальные служащие несут гражданскую ответственность за ущерб, причиненный правам и свободам человека, а также гарантии к ним в результате деятельности или бездействия, что противоречит законодательству, совершенному муниципальными служащими.

Никто не должен принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам.

В первую очередь, гражданин имеет право представлять дополнительные материалы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в обращении или содержащие иную, связанную с обращением гражданина, информацию. Если в распоряжении гражданина таких материалов нет, и ему не удается самостоятельно истребовать их у обладателя, гражданин может просить содействия в их истребовании. Безусловно, у государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица больше возможностей получить необходимый документ, несмотря на декларируемое в Основном законе (Конституции) Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, присущее любому гражданину (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Юридическая сила Конституции Азербайджанской Республики. Конституция Азербайджанской Республики обладает высшей юридической силой. Конституция Азербайджанской Республики обладает прямой юридической силой. Конституция Азербайджанской Республики является основой законодательной системы Азербайджанской Республики.

Акты, составляющие законодательную систему Азербайджанской Республики. Законодательная система состоит из следующих нормативно-правовых актов. Акты, принятые на референдуме. Постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Нормативные акты центральных органов исполнительной власти.

Также у граждан есть право знакомиться с материалами, касающимися обращения. На наш взгляд, данное правомочие включает возможность ознакомления с нормативным материалом и иной информацией, на основании которых будет решаться судьба его обращения, внутренними инструкциями по делопроизводству в данном государственном органе, органе местного самоуправления. При рассмотрении содержания этого права следует также иметь в виду норму части 2 статьи 24 Конституции, указывающую, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Международные соглашения, в которых Азербайджанская Республика является одной из сторон, являются неотъемлемой частью законодательной системы Азербайджанской Республики. В Конституции Нахчыванской Автономной Республики и законах Нахичеванской Автономной Республики постановления Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики также обладают правовой властью.

Законодательная система Нахичеванской Автономной Республики должна соответствовать законодательной системе Азербайджанской Республики. В пределах своих полномочий местные органы исполнительной власти могут принимать нормативные акты, не противоречащие актам, составляющим законодательную систему.

Обращение гражданина не может быть проигнорировано. Гражданин имеет право получить письменный ответ, а государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, соответственно, обязаны дать письменный ответ на обращение по существу указанных вопросов.

Гражданину должны быть обеспечены безопасность и отсутствие неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть в связи с обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Следует считать недопустимым преследование не только гражданина, но и любого члена его семьи, в связи с поданным гражданином обращением . Запрещается любое преследование гражданина, связанное с подачей им обращения: уголовное, административное, дисциплинарное гражданско-правовое, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав и т.д. В первую очередь в круг обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц входит обеспечение соблюдения при рассмотрении обращения граждан основных принципов такого рассмотрения (не следует путать с принципами реализации гражданами права на обращение): объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения. Под всесторонностью рассмотрения обращения следует понимать изучение требований гражданина с точки зрения законности, обоснованности, логичности, справедливости, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц при удовлетворении требований гражданина, наличия доказательств (материалов или иной информации), подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Должно быть, полностью исследовано все обращение, вне зависимости от его объема. Недопустимо исследование государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом лишь выдержек из документа1.

Нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости. Использование и осуществление актов референдума является обязательным для граждан, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, юридических лиц и муниципалитетов только после их публикации.

Законы не должны противоречить Конституции. Использование и реализация опубликованных законов является обязательным для всех граждан, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, юридических лиц и муниципалитетов. Указы Президента Азербайджанской Республики не должны противоречить Конституции и законам Азербайджанской Республики. Использование и исполнение опубликованных указов является обязательным для всех граждан, органов исполнительной власти, юридических лиц.

Принцип объективности характеризует одинаковое отношение и одинаковый подход к рассмотрению обращения абсолютно любых лиц, вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, вероисповедания, имущественного и социального положения, профессиональных и дружеских связей, личных знакомств.

Своевременность рассмотрения обращения означает, во-первых, соблюдение сроков установленных статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (30 дней с момента регистрации обращения; в отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней).

Решения Кабинета Министров Азербайджанской Республики не должны противоречить Конституции, законам Азербайджанской Республики и указам Президента Азербайджанской Республики. Использование и реализация опубликованных постановлений Кабинета Министров обязательны для граждан, центральных и местных органов исполнительной власти, юридических лиц.

Акты центральных органов исполнительной власти не должны противоречить Конституции, законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики, постановлениям Кабинета министров Азербайджанской Республики. Нормативно-правовые акты, улучшающие юридическое положение физических и юридических лиц, устраняющие или смягчающие их юридическую ответственность, имеют обратную силу. Другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы.

Таким образом, к важнейшим принципам рассмотрения обращений граждан следует отнести законность, демократичность, доступность и равенство граждан при обращении.

Страница 1

Конституционные положения о формировании в Российской Федерации правового государства получают более предметное и конкретное развитие в реализации прав граждан на участие в управлении государством. Одно из проявлений этого - право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями, предложениями и жалобами.

Нормативные правовые акты публикуются. Никто не может быть принужден исполнить постановление, которое не было опубликовано и нести ответственность за неспособность выполнить такое регулирование. Порядок публикации правил определяется Конституционным законом.

Акты, принятые муниципалитетами, должны основываться на праве и справедливости, не должны противоречить Конституции и законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики, постановлениям Кабинета министров Азербайджанской Республики.

Осуществление действий, принятых муниципалитетом, является обязательным для граждан, проживающих на этой территории, и юридических лиц, расположенных на этой территории. Правовая ценность международных актов. В случае несогласия между нормативно-правовыми актами в законодательной системе Азербайджанской Республики и международными соглашениями, в которых Азербайджанская Республика является одной из сторон, доминируют положения международных соглашений.

Рассмотрим подробнее, что является обращением гражданина.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Таким образом, по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой, а по форме допустимы как письменные, так и устные обращения.

Порядок внесения изменений в Конституцию Азербайджанской Республики. Изменения в тексте Конституции Азербайджанской Республики могут быть сделаны только путем референдума. Порядок подачи предложений об изменениях в тексте Конституции Азербайджанской Республики.

Если предложения об изменениях в тексте Конституции Азербайджанской Республики представлены Милли Меджлисом Азербайджанской Республики или Президентом Азербайджанской Республики, тогда Конституционный Суд Азербайджанской Республики должен заранее дать свое заключение.

По своей юридической природе обращения представляют собой юридические акты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий.

Из рассмотренного видно, что обращения граждан подразделяются на:

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалобу - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.

Институт обращений граждан в органы государственной власти является правовым институтом конституционного права не только потому, что ст. 33 Конституции РФ гражданам предоставлено право апелляции к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, а прежде всего в силу декларирования Российского государства правовым, демократическим, социальным государством (ст. 1, 7 Конституции РФ). Закрепление права обращений в Конституции подтверждает особую значимость, важность данного права, поскольку «не все права и свободы, которыми обладает человек и гражданин, подлежат закреплению в Конституции, а только основные, или фундаментальные из них». Создание и функционирование института обращений - свидетельство того, что он позволяет существенным образом обеспечить возможность участия граждан в управлении делами государства.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В силу того что институт обращений в государственные органы, органы местного самоуправления является правовым институтом конституционного права, он относится к предмету науки конституционного права и обязан быть исследован через содержание механизма его реализации только с позиции данной науки (конституционного права).

Следует подчеркнуть, что институт обращений по самой сути всегда воздействует на деятельность органов государственной власти, в силу чего верно обоснование той части ученых, которые считают институт обращений формой, средством оказания воздействия на решения и функционирование государственных органов и органов местного самоуправления. Результаты правовой работы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о том, что посредством обращений граждане и их объединения воздействуют на разрешение общественно значимых вопросов органами государственной и местной власти.