Земельные споры с соседями. Разрешение земельных споров. Курсовая работа - Разрешение земельных споров - файл n1.doc

34. Разрешение земельных споров

Разрешение земельных споров, осуществляемое компетентными судебными органами, является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.
Земельные споры могут быть рассмотрены в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).
В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.
До декабря 1993 г. в соответствии со ст. 120 ЗК РФ некоторые категории земельных споров обязательно рассматривались в досудебном порядке.
Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров новым ЗК РФ не предусматривается.
Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.
Земельные споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами.
Защита нарушенных субъективных земельных прав может быть осуществлена в порядке разрешения земельных споров, предметом которых является тот или иной земельный участок.
К земельным спорам также относятся споры, которые связаны с обжалованием решений уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.
Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.
Земельный спор имеет своим объектом субъективное право на конкретный земельный участок.
До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на рассмотрение в третейский суд.
Третейские суды в Российской Федерации действуют на основании Федерального закона от 24. июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
В соответствии с этим Законом могут образовываться как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора (ст. 3).
Постоянно действующие третейские суды создаются юридическими лицами и их объединениями и действуют при этих организациях.
Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, только если между сторонами заключено третейское соглашение, которое может затрагивать все возможные споры либо определенную их категорию.
Решения третейских судов исполняются добровольно. В противном случае они исполняются принудительно по исполнительным листам, которые выдаются судом (ст. 45 Закона).
В случае удовлетворения требований истца ответчик принуждается к исполнению предписанных судом правомерных действий либо к правомерному бездействию. Ответчик должен выполнить определенные положительные действия, направленные на признание права истца на земельный участок, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев, исполнение обязанности в натуре, возмещение вреда, причиненного нарушением субъективного права на земельный участок.

В общем понимании спор – это взаимное притязание сторон (двух или более) на один объект. Устраняется данный конфликт посредством состязания (отстаивания собственной точки зрения, словесного доказывания) в инстанции соответствующей юрисдикцией. Под последней следует понимать суд. Например, у одного гражданина возникает необходимость провести мероприятия по устранению сорняков на соседнем участке, потому что они начали заражать растительность на его территории. В связи с этим он подает иск на нарушителя правил борьбы с вредными насаждениями по поводу возмещения ему понесенных расходов. Ответчик же отказывается выполнять требования заявителя, поскольку считает, что не должен тратить средства на устранение сорняков в той части своего участка, которую не использовал. В приведенном случае у обеих сторон есть притязание на стоимость затрат. Далее разберем, что собой представляют земельные споры.

Общие сведения

Земельные споры – это доказывание и обсуждение собственных прав на участок с соблюдением равноправия всех сторон отношений перед законом и определенной процессуальной процедуры. В качестве предмета может выступать та или иная конфликтная ситуация. Она связана с участком, его размерами, границами и прочим.

Основные понятия

Субъектами, между которыми возникают земельные споры, кроме непосредственно собственников, могут выступать третьи (физические либо юридические) лица. В конфликтах может участвовать орган управления или власти. Как правило, земельные споры связаны с прекращением, изменением и возникновением прав пользования. В качестве предмета может выступать постановление исполнительного органа, на которое подана жалоба собственника участка. Разрешение земельных споров представляют собой особые правоотношения. Они урегулированы нормами арбитражно- и гражданско-процессуального, гражданского права. Одним из основных законов, устанавливающий правила оборота участков, считается Земельный кодекс.

Классификация

Притязания могут различаться по разным признакам. Так, существуют следующие виды земельных споров:

  • По объекту.
  • По субъекту.
  • По порядку рассмотрения и прочему.


Предоставление участков

Судебная практика по земельным спорам свидетельствует о достаточно широкой распространенности притязаний, связанных с получением территорий в пользование. Они классифицируются на следующие типы:



Осуществление прав

Как показывает судебная практика по земельным спорам, этот предмет также достаточно актуален сегодня. В соответствии с законодательством, право заявлять претензии могут как владельцы и арендаторы территорий, так и те лица, которые осуществляют пользование участками. Рассмотрение земельных споров может касаться следующих ситуаций:



Изъятие участков

Споры по этому предмету могут возникать в случаях:

  • Предъявления незаконных (или законных) требований по вопросу досрочного окончания договора аренды в связи с нарушением обязательств арендатором. Последний вправе доказывать, а арендодатель, соответственно, опровергать соответствие либо несоответствие хозяйственной деятельности условиям соглашения.
  • Принятия незаконного решения по поводу изъятия участка. К примеру, местная администрация издает постановление об отводе территории по причине "нерационального использования". Арендатор земли имеет право доказывать незаконность данных притязаний в связи с тем, что не произошло снижения урожайности, а мероприятия, способствующие повышению плодородия, были проведены вовремя и правильно.

Притязания по поводу возмещения убытков

Обязательства, связанные с компенсацией ущерба, часто возникают при осуществлении земельных правоотношений. Возмещение убытков, в свою очередь, может быть вызвано:

Подведомственность земельных споров

Согласно Постановлению Пленума ВС от 22 апреля 1992 года, уполномоченные инстанции могут принимать и разбирать дела, связанные с оборотом территории, в которых одной из стороны выступают граждане (кроме тех, которые занимаются коммерческой деятельностью, ведущих в том числе крестьянско-фермерское хозяйство), если притязание возникло по поводу ведения ими предпринимательской деятельности, а также по предъявлению жалоб указанными лицами на акты местной администрации. Неподведомственны производства, касающиеся изъятия участков для общественных и государственных нужд, предоставления земель, прекращения права собственности, аренды, приобретения и отчуждения и прочие споры, если их участниками выступают предприятия и их объединения, организации любой формы, в том числе колхозы, а также граждане, осуществляющие самостоятельно коммерческую деятельность.

Жалобы

В соответствии с указанным Постановлением, судам подведомственны жалобы:



Требования

В соответствии с указанным Постановлением, судам подведомственны требования:



Притязания

В соответствии с указанным Постановлением, судам подведомственны споры между:

  • Владельцами индивидуальных жилых сооружений, которые расположены на соседних (смежных) участках, по вопросам устранения препятствий при пользовании, в том числе случаи определения размеров и границ.
  • Товариществом и его членами, между ними непосредственно, а также между супругами (бывшими, в том числе) по вопросам раздела участка либо определения порядка его использования.
  • Кооперативом и его членами, а также последних между собой по вопросам раздела либо пользования участком.

Спором в общем смысле считается взаимное притязание 2-х (или более) лиц относительно одного объекта. Устраняется он посредством состязания, выражающегося в словесном доказывании, отстаивании собственной позиции. Рассмотрение имущественных вопросов зачастую осуществляет суд. Земельные споры считаются одной из наиболее распространенных категорий вопросов в практике.

Общие сведения

Почему возникают судебные земельные споры? Конфликтные ситуации могут иметь место по разным причинам. К примеру, владелец участка осуществляет борьбу с сорняками на территории соседа. Такая необходимость возникла вследствие того, что растительность стала распространяться по его земле. Этот факт дает ему возможность подать иск к гражданину, нарушающему правила борьбы с сорными растениями. Истец может взыскать компенсацию за понесенные затраты. При этом ответчик может отказываться от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что не обязан следить за частью территории, которой не пользуется. Часто возникают земельные споры о границах земельного участка. Они предполагают проведение специальных работ кадастровыми инженерами. Земельные споры с соседями могут касаться и других вопросов.

Основные понятия

Земельные споры - это доказывание и обсуждение прав на надел с соблюдением предусмотренной процессуальной процедуры и равенства перед законодательством всех участников отношений. Сторонами в таких конфликтах могут выступать не только собственники, пользователи, но и граждане и организации, которые нарушили законные интересы владельцев, органы управления и власти, которые приняли те или иные акты, ущемляющие права заинтересованных лиц. Разрешение земельных споров представляет собой правоотношение, которое регулируется нормами АПК, ГПК, ГК и ЗК. Специфика таких конфликтов заключается в их объекте. В качестве него всегда выступает земля - косвенно либо прямо.

Предоставление надела

В рамках этой процедуры могут возникать земельные споры по поводу нарушения правил передачи территории. К примеру, предоставление надела для строительства объектов, затрагивающих интересы населения в экологической сфере, должно осуществляться в рамках референдума (публичных слушаний). Если решение было принято вопреки воле граждан, то они могут через своего представителя или непосредственно сами оспорить его. Зачастую конфликты возникают при неточном расчете пределов надела при его отведении. Вследствие этого гражданин, уже владеющий участком, лишается его части в пользу другого собственника. Бывают случаи, когда лицо самовольно передвигает забор, незаконно изымая часть надела, принадлежащего другому субъекту. В некоторых случаях существует территория общего пользования. Когда один из владельцев участка незаконно перекрывает проход, это также может стать поводом для подачи в суд заявления.

Реализация прав

Земельные споры в этом случае возникают по причинам:



Изъятие

Земельные споры в таких случаях возникают по поводу:



Разрешение земельных споров

Оно осуществляется:

  1. В порядке вынесения постановлений по жалобам на действия/бездействия должностных лиц муниципальных и государственных структур. К ним, в числе прочего, относят принятие ненормативных/нормативных актов.
  2. В порядке судопроизводства.


Во втором случае применяются общие для всех случаев процессуальные правила. Это значит, что решение земельных споров проводится без каких-либо специфических допущений или исключений.

Порядок обращения

Заинтересованные лица вправе написать заявление в:



Порядок, по которому рассматривается дело в той или иной инстанции, устанавливается соответствующим процессуальным законодательством: ГПК или АПК. Обращение в судебный орган осуществляется в форме:

  1. Иска (для общих случаев).
  2. Заявления на действия/бездействия уполномоченных органов/лиц.

Обращения такого рода должны оплачиваться госпошлиной. Ее величина определяется в соответствии с НК. При подаче заявления в обязательном порядке прикладывается квитанция об уплате.

Разбирательство

В ходе заседания суд выясняет все обстоятельства спора. Стороны предоставляют доказательства, обоснования своей позиции. При необходимости суд назначает экспертизу. Стороны могут ходатайствовать о приглашении на рассмотрение дела третьих лиц. По результатам рассмотрения материалов суд выносит решение. Оно должно быть обосновано и правомерно. Решение формулируется письменно. Уполномоченное лицо обязано зачитать резолютивную его часть. Оформленное надлежащим образом решение выдается на руки либо отправляется по почте всем участникам процесса. В случае несогласия данный акт можно обжаловать в установленном в законе порядке. При разбирательстве споров, в том числе касающихся возмещения ущерба, используются нормы ГК, ЗК.

Заключение

Совершенствование законодательства в сфере земельных отношений должно быть направлено не только на эффективное разрешение, но и на профилактику споров. Кроме этого, немаловажное значение имеет деятельность надзорных служб, обобщающих наиболее сложные дела, относительно которых в законодательстве присутствуют пробелы. Основные разъяснения даются в Постановлениях пленумов ВС, ВАС. Они публикуются в официальных изданиях. Также профилактике споров о земле способствует освещение работы судов по их рассмотрению в СМИ, надлежащая оценка этой деятельности. От возникновения конфликтных ситуаций никто не застрахован. Однако специалисты рекомендуют попытаться решить спор мирным путем. Если же это не удается, то придется писать исковое заявление. При его составлении желательно ссылаться на конкретные нормы закона, которые были нарушены. Целесообразно обратиться за помощью в юридическую консультацию.

Земельный спор - это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т. д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца. Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений. Разрешение земельного спора - это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядки пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями. В юридической литературе различают три категории споров, возникающих из земельных отношений. В частности, В. Романов классифицирует их следующим образом:

    земельные споры , связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права. Сторонами в земельном споре являются: а) исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо - с другой при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа; б) граждане и юридические лица по спорам между собой - в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства. Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли, - купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др.;

    земельно-имущественные споры , связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве;

    имущественные споры , возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд (ст. 49, 57 Земельного кодекса). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке. Как уже было сказано, ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда. Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указываются время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны.

38.Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный земельным правонарушением . Гражданско-правовая (имущественная) ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и т. п. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В Гражданском кодексе РФ предусматриваются правила, которые применяются в случаях причинения вреда:

1) вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;

2) законом или договором может быть установлена обязанность лица, причинившего вред, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

3) лицо, причинившее вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины;

4) вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия лица, причинившего вред, не нарушают нравственные принципы общества; 5) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

6) если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

7) юридическое лицо, гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых обязанностей. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении ими предпринимательской или иной деятельности товарищества, или кооператива;

8) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)органов власти, должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования;

9) юридические лица, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Возмещение убытков, вреда производится добровольно либо по решению суда. Решением суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре. На ответчика с согласия сторон может быть возложена обязанность по устранению последствий земельного правонарушения за счет своих средств. Под исполнением обязанности в натуре понимается восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, строений, сооружений, снос незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановление межевых и информационных знаков, устранение иных последствий земельных правонарушений и исполнение возникших обязательств.

39.Административная ответственность за нарушение земельного законодательства .

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектами земельных правонарушений, при совершении которых применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В п. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состава земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматриваются следующие правонарушения в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность:

В области охраны собственности – самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией; самовольное занятие водного объекта или пользование им без лицензии; самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом и др.;

В области охраны окружающей среды и природопользования – несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации;

Нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

Нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

Нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;

Уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов;

Порча сельскохозяйственных и других земель; несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Разрешение земельных споров - одна из функций государственного управления. Ее осуществляют исполнительные и распорядительные органами в административном порядке. Земельными являются споры, связанные с возникновением, изменением, прекращением и осуществлением субъективных прав на землю. Они возникают между субъектами прав на землю (собственниками земли, землевладельцами и землепользователями), а также между ними и государственными органами.

Судебный порядок разрешения земельных споров непростой, в них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные правоотношения, поэтому они требуют квалифицированного рассмотрения.

В административном порядке могут рассматриваться только те земельные споры, которые связаны с правом землевладения и землепользования и не отнесены к компетенции судебных органов. Такие споры рассматриваются исполнительными органами общей компетенции: сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными.

Для большинства земельных споров, которые могут разбираться исполнительными и распорядительными органами, установлен альтернативный порядок рассмотрения - в исполнительном и распорядительном органе или (по желанию заинтересованной стороны) в суде. Обязательное административное разбирательство по земельному спору как досудебная стадия в настоящее время не действует. Только споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области разрешаются в обязательном административном порядке - областным исполнительным органом по месту нахождения участка, по которому возник спор (ст. 149 Кодекса о земле).

Порядок административного рассмотрения земельного спора установлен ст.ст. 154 - 156 КЗ. Он включает следующие стадии:

Подача заявления одной из сторон;

Подготовка материалов для рассмотрения земельного спора;

Рассмотрение спора с участием заинтересованных сторон;

Принятие решения (вынесение решения);

Исполнение решения.

При рассмотрении земельных споров в исполнительных органах обязательное участие принимают органы по земельным ресурсам и землеустройству на стадии подготовки материалов, необходимых для разрешения земельных споров и исполнения по ним решений.

Решение, вынесенное по земельному спору исполнительным органом, может быть обжаловано заинтересованными сторонами в установленном законодательством РБ порядке.

На основании Кодекса о земле все земельные споры, разрешаемые в судебном порядке, можно условно разделить на две группы.

Первую образуют споры, подведомственные только суду. Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить и соответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.

Исключительную судебную подведомственность образуют споры: связанные с правом собственности на землю;

связанные с возмещением убытков и определением их размеров, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей ухудшением качества земель в результате деятельности юридических и физических лиц;

между наследниками в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также между наследниками и другими гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;

между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком.

Выбор органа по разрешению споров второй группы принадлежит заинтересованной стороне (участнику спора). Обращение за защитой в суд не может связываться с требованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешении спора. Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться за защитой нарушенных прав непосредственно в суд, что является одной из важных гарантий защиты прав граждан, владеющих землей на праве собственности, пожизненно наследуемого владения или землепользования.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем постановлении от 25. 09. 1997 г. № 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25.

03. 1999 г. № 4, разъяснил, что дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Все такие земельные споры можно разделить на несколько групп:

Споры граждан между собой и юридическими лицами;

Земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органов государства, администрации предприятий и организаций по земельным делам;

Споры о преимущественном праве наследования земельного участка или сохранения права пользования им в установленных законодательством случаях.

Самостоятельную группу составляют имущественные споры землевладельцев и землепользователей. Например, споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком. Частью 2 ст. 157 Кодекса о земле установлено, что порядок владения частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащих гражданам, с соблюдением необходимых требований.

Порядок владения землей определяется с учетом заключения судебностроительной (судебно-землеустроительной) экспертизы. Выводы экспертов подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу.

Изменение долей дома в результате пристройки, надстройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения размера земельного участка.

В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования им, не меняя при этом размер участка истца. Участок владельца пристройки в этом случае может быть уменьшен в результате устройства необходимых проходов, проездов, общих дворов, устраняющих созданные в результате возведения пристройки препятствия в пользовании участком.

Иски о разделе, порядке владения земельными участками в садоводческих товариществах также подведомственны общим судам.

Вторую группу судебных споров с участием граждан составляют: жалобы граждан на решения и действия местных органов, отказ местного органа в предоставлении земельного участка, отказ администрации субъекта хозяйствования в предоставлении земель; дела по жалобам на отказ в выдаче и регистрации Государственного акта, решения местных органов о прекращении права собственности на землю, аренды земли, пользования земельным участком; обжалование решений местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд и иные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам, которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя.

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет юридических лиц независимо от форм собственности и физических лиц, включая иностранных, самовольно занявших земельные участки.

Возврат самовольно занятого земельного участка производится по решению сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа или суда.

Юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.