Регламент проведения выездной налоговой проверки

Несмотря на продекларированный властями курс по снижению административного давления, от выездных налоговых проверок по-прежнему не застрахован ни один действующий бизнес. Как подготовиться к подобным мероприятиям, как вести себя во время и после контроля – обо всем этом в нашей статье.

Готовимся к проверке


Прежде всего, налогоплательщикам следует понимать, что сам факт проведения , уже говорит, как минимум, о наличии у инспекторов оснований для применения подобных мер. Ведь еще на этапе предпроверочного анализа о хозяйствующих субъектах собираются исчерпывающие сведения, формируется заключение о необходимости (или отсутствии таковой) в проведении выездного контроля, а также определяется общее направление действий инспекторов.

Обратите внимание: одновременно налоговые органы делают своеобразный «прогноз» по предполагаемым доначислениям. К сожалению, при проведении проверки инспекторы зачастую ориентируются именно на эту цифру, а не на реальные факты нарушения налогового законодательства.

Помимо этого, на предварительном этапе налоговики проводят следующие мероприятия:


· делают запросы в кредитные организации на предмет предоставления выписок по счетам, как самого налогоплательщика, так и контрагентов компании;


· проводят анализ налоговой и бухгалтерской проверяемого лица и его контрагентов.

Имейте в виду: первое, что интересует налоговиков – это реальность контрагентов , а также возможные потоки вывода («отмывания») денежных средств через подобные организации.

При так называемых «встречных проверках», инспекторы, в любом случае, обращают внимание на следующие факты:


· имеют ли контрагенты достаточное число работников для осуществления уставной деятельности;


· размер заработной платы, которая начисляется сотрудникам, которые трудятся у контрагентов;


· фактическое наличие складов, транспорта, техники, необходимых для ведения соответствующей деятельности;


· присутствие ежемесячных арендных, накладных, представительских и иных подобных расходов.

«Красной тряпкой» для инспекторов являются, к примеру:


· широкий разброс по стоимости оказываемых услуг;


· о плата перед окончанием налоговых периодов дорогостоящих , маркетинговых услуг, разработки регламентов и т.п.

При наличии сомнений, налоговики проверяют не только непосредственно контрагента, но и соответствующую «цепочку» организаций – зачастую до 5-й компании включительно. Особенно контролеров интересуют «хвосты», которые ведут в офшорные юрисдикции.


Чтобы избежать лишних подозрений в недобросовестности и связанных с этим неприятностей, налогоплательщику имеет смысл:


· во-первых, организовать на предприятии систему, в соответствии с которой о любом новом контрагенте должна собираться информация, имеющаяся хотя бы в открытых источниках (в идеале – если это будет сделано с применением специализированных баз данных);

Обратите внимание: на определенные подозрения налоговиков может навести, например, факт массовой регистрации самого предприятия или «многостаночность» его единоличного исполнительного органа – то есть ситуация, когда занимает пост одновременно в большом числе компаний, которые занимаются различной деятельностью.

· во-вторых, ознакомиться с уставными документами контрагента хотя бы на предмет выяснения его основных видов деятельности (и, соответственно, их совпадения с теми товарами, работами или услугами, которые были поставлены);


· в-третьих, по возможности, выяснить, нет ли у контрагента проблем со и налоговым законодательством;


· в-четвертых, время от времени проверять собственную деятельность на предмет выявления налоговых .

Совет из практики: при анализе и выявлении налоговых рисков обязательно следует учитывать критерии, которые содержат соответствующие приложения к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 .

Выездная налоговая проверка: допрос и новации


Начнем с того, что данная , как правило, включает допрос должностных лиц как проверяемой организации, так и ее контрагентов.

Обратите внимание: вопреки распространенному заблуждению, опрошены могут быть не только руководство предприятий и , но и рядовые работники – вплоть до секретарей и грузчиков. Более того, инспекторам ничто не мешает вызвать на допрос бывший персонал и даже родственников сотрудников.

Причем во время допроса контролеров нередко интересуют весьма неожиданные сведения. Как показывает практика, гражданин может столкнуться с вопросами о:


· наличии у него специальных навыков и умений;


· идентификационном номере личного компьютера и другой техники;


· точной численности персонала на предприятии, где он работал несколько лет назад.

Совет из практики: как правило, рядовые граждане (в т.ч. работники) ошибочно не видят разницы между вызовом на допрос по уголовным и налоговым делам. Хотя ответственность кардинально различается – за неявку на налоговый лицу грозит лишь относительно небольшой штраф. Соответственно, об этом важном аспекте имеет смысл обратить внимание всех лиц, которые могут попасть в поле зрения контролеров.

Когда дело касается доначислений в бюджет, старается идти в ногу со временем. Соответственно, аналитической обработке наверняка будут подвергнуты компании и связанных с ней организаций. К примеру, нередко на основании подобных сведений выявляются участии проверяемой фирмы в «схемах», а также ее скрытая аффилированность с другими участникам хозяйственных отношений.

Имейте в виду: по причине экономических проблемам и острого дефицита финансовых средств в казне, у контролеров сейчас существует четкая установка на повышение собираемости налогов любыми доступными средствами. Поэтому налоговики все чаще применяют такие сомнительные «новации» как привлечение определенных категорий физических лиц к субсидиарной ответственности по фискальным обязательствам компании. Это может коснуться, в том числе, и , если в его отношении судом вынесен приговор по статье 199 Уголовного кодекса . Верховный суд подтвердил это в Определении от 27 января 2015 г. № 81-КГ14-19 .

Досудебное урегулирование споров


При возникновении любых разногласий с проверяющими, следует обязательно изложить позицию сначала в своей инспекции, а затем в ФНС России.

Обратите внимание: административный порядок обжалования решений налоговых органов обязателен для всех хозяйствующих субъектов. Фактически это означает, что даже если или не видят «административных перспектив», хотя бы формально досудебные процедуры пройти все равно необходимо. Иначе суд просто не примет искового заявления. При этом нужно указывать все основания и эпизоды, по которым имеются разногласия с контролирующими органами.

В зависимости от уровня вынесшей сомнительное решение инспекции, это может быть:


· региональное УФНС России – если «первой инстанцией» была районная или межрайонная ИФНС;


· непосредственно центральный аппарат ФНС России – если «первой инстанцией» была межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам или если организацию не устроили результаты обжалования в региональном управлении.

У административного порядка обжалования есть некоторые преимущества. Среди наиболее существенных:


· относительная оперативность процедуры – как правило, рассмотрение спора занимает не менее 2-х месяцев;


· отсутствие возможностей у налоговой инспекции взыскать сумму доначисления до момента принятия «окончательного» решения вышестоящей инстанцией.

С другой стороны, рассчитывать на то, что все злоключения компании закончатся административным обжалованием, тоже не стоит. По данным статистики, сейчас в досудебном порядке получается разрешить не более 20% налоговых споров.

Совет из практики: ни в коем случае нельзя опоздать со сроком подачи административной жалобы, который составляет один месяц от момента получения соответствующего . Данный срок не может быть восстановлен. Как вариант, составленную в письменной форме жалобу, можно отослать посредством . Тогда моментом подачи будет считаться дата штемпеля на соответствующем отправлении.

В административной жалобе плательщик приводит следующую информацию:


· свои ;


· сведения об обжалуемом решении (в первую очередь, о налоговиках, его вынесших);


· аргументация и правовое обоснование, на основании которых хозяйствующий субъект просит отменить решение налогового органа.

Имейте в виду: налогоплательщику крайне желательно подтвердить свои доводы документами, а также положительными разъяснениями фискальных ведомств и по данному вопросу.

Документы также следует представить хотя бы для того, чтобы впоследствии у судей не возникло вопросов, почему те или иные сведения не были еще на административном этапе.

Налоговые споры как они есть


К сожалению, наиболее результативным способом в России до сих пор остается поход в суд.

Имейте в виду: для сравнения, в европейских странах и США до суда решается примерно 80% конфликтов с фискальными органами.

В общем случае, у налогоплательщика есть 3 месяца на оспаривание решения инспекции. Данный срок исчисляется с момента получения ФНС России по итогам административного разбирательства.

Совет из практики: по статистике, у организаций раньше получалось выиграть по итогам разбирательств почти каждый второй судебный процесс по налоговым спорам. Но в силу происходящего данный показатель, естественно, значительно снизился.

Для успешного оспаривания неправомерных актов необходимо обязательно запастись:


· разъяснениями фискальных ведомств и служб (прежде всего, Минфина России и ФНС России);


· положительной судебной практикой и аналитикой по предмету возникновения спора.

Обратите внимание: при разбирательстве не стоит пренебрегать и общими, доктринальными принципами и логикой налогового права – к примеру, экономической соразмерности или недискриминации. Даже если инстанции низшего уровня и окажутся равнодушными, то «прецедентные» суды к разумным доводам нередко прислушиваются. Бояться тоже не надо.


Не стоит пренебрегать и сугубо процедурными моментами. Зачастую налоговыми инспекторами при проведении проверок нарушается установленный российским законодательством порядок. Достаточно распространенные «огрехи» контролеров – это и запрос сведений, не относящихся к предмету конкретного мероприятия. Помимо этого, налоговики могут провести несколько проверок по одинаковым основаниям, что также является недопустимым.

Резюме:

1. Выездные налоговые проверки проводятся на основании предварительно проведенного всестороннего анализа финансового состояния и налоговых рисков плательщиков, а также прогноза предполагаемых фискальных доначислений.
2. Налоговых инспекторов интересуют реальность контрагентов проверяемой компании и возможные потоки вывода финансовых средств через них.
3. При появлении сомнений, налоговики проверяют не только непосредственно контрагента, но и соответствующую «цепочку» организаций – зачастую до 5-й компании включительно.
4. При анализе и выявлении налоговых рисков обязательно следует учитывать критерии, которые содержат соответствующие приложения к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.
5. На допросы во время проведения проверочных мероприятий могут быть вызваны не только руководители и главные бухгалтеры предприятий, но и рядовые работники – вплоть до секретарей и грузчиков. Более того, инспекторам ничто не мешает вызвать на допрос бывший персонал и даже родственников сотрудников.
6. Зачастую рядовые граждане ошибочно не видят разницы между вызовом на допрос по уголовным и налоговым делам.
7. При возникновении любых разногласий с проверяющими, налогоплательщику следует обязательно изложить позицию сначала в своей инспекции, а затем в ФНС России.
8. Административный порядок обжалования решений налоговых органов обязателен для всех хозяйствующих субъектов.
9. Плательщику ни в коем случае нельзя опоздать со сроком подачи административной жалобы, который составляет один месяц от момента получения соответствующего решения налоговой инспекции.
10. Налогоплательщику крайне желательно подтвердить свои доводы документами, а также положительными разъяснениями фискальных ведомств и сложившейся судебной практикой по данному вопросу.
11. На оспаривание решения налоговой инспекции в судебном порядке отводится еще три месяца с момента получения письменной реакции ФНС России по итогам административного разбирательства.
12. В суде не стоит пренебрегать и общими, доктринальными принципами и логикой налогового права – к примеру, экономической соразмерности или недискриминации.
13. Процедура проведения проверок зачастую нарушается налоговыми органами, что хозяйствующие субъекты нередко используют в суде.

Каждый из нас еще с детства сталкивался с оценкой эффективности. Получив «5» в школе за контрольную по математике, мы радовались, ведь благодаря стараниям учительницы, собственным извилинам или шпаргалкам, мы получали заветный показатель эффективности своего труда.

Маркетологи оценивают эффективность рекламы, директор по продажам – эффективность работы менеджеров… В преддверии лета женская половина оценивает эффективность фитнес-тренировок и диет. Целеустремленные личности подводят итоги: «Насколько продуктивно я провел этот день/месяц/год? Каких высот я достиг?»

Налоговики тоже повышают свой уровень профессионализма и достигают все новых и новых вершин «эффективности». В середине февраля ФНС опубликовала на сайте итоговые данные за 2016 год. Итак, насколько эффективно работает доблестная налоговая служба? Помогают ли ей в нелегком труде все навороченные прибамбасы, вроде АСК НДС-2? Подведем итоги налоговых проверок за 2016 год.

На 25% увеличилось количество камералок

За 2016 год налоговики провели 39 977 913 камеральных проверок. Много это или мало? В сравнении с 2015 годом число камералок выросло на 25,16%. Но нарушения были выявлены у 5,6% компаний.

В результате раскрытых махинаций по уклонению от уплаты налогов либо неправильному исчислению налоговики доначислили 102,3 млрд руб. недоимок, пеней и штрафов. Что «побило рекорд» 2015 года на 25,9% или на 21 млрд рублей, и почти вдвойне увеличило бюджет в сравнении с 2014 годом.

Статистика последних трех лет показывает: каждый 16-18 налогоплательщик по итогам камеральных проверок нарушает НК РФ.

На 30% выросли доначисления по итогам выездных проверок

В 2016 году в результате выездных проверок понервничали 24 879 бизнесменов. 99,2% проверок увенчались успехом налоговиков: за зря они не выезжают. В отношении остальных 418 счастливых предпринимателей подозрения налоговиков не подтвердились: компании оказались кристально-чисты.


В сравнении с 2015 годом количество выездов сотрудников фискальной службы сократилось на 15,4%. Но и АСК НДС-2 заработала по полной, поэтому исчезла необходимость выезжать без особой надобности. Можно доначислить «не отходя от кассы». Вероятно, на снижение количества выездных проверок также повлияло указание чиновников «поменьше кошмарить бизнес».

«Львиную долю» вклада в бюджет от мероприятий налогового контроля приносят выездные проверки: за 2016 год доначислено 349,1 млрд рублей недоимок пеней и штрафов. Много это или мало? В сравнении с 2015 годом прирост составил 30,5%.


Налоговое преступление и наказание

Бесконечные проверки не обошлись без участия сотрудников правоохранительных органов. В отношении преступлений, предусмотренных ст.198-199 УК РФ ситуация в 2016 год почти не изменилась: количество выявленных налоговых преступлений выросло на 2,68% (9 283).


Однако, если анализировать 2014 год, то уголовка подскочила на 50%. В чем причина такого роста за 2 года: объявлена зачистка от бизнесменов-неплательщиков налогов? Может раньше хитрые предприниматели тщательно маскировались, а за 2 года сотрудники МВД стали мудрее, опытнее и эффективнее?

Бизнесмены выбирают ИП

Прочитав эту статью, найдутся те, кто зададут вполне логичный вопрос: «Как можно оценивать рост числа проверок и доначислений без данных о количестве бизнесменов в России? Ведь, вполне вероятно, предпринимателей стало гораздо больше, вот и проверки, а также их последствия увеличились?»

В сравнении с 2015 годом число желающих вести бизнес в качестве юридических лиц упало на 1,1%, а количество юрлиц, прекративших свою деятельность подскочило на 130,8%. Безусловно, на таком резком «взлете» отразилась и зачистка «мертвых душ», которую провела ФНС в прошлом году, но также не стоит исключать и реорганизацию компаний, и вынужденный уход с «поля боя».


С ИП-шниками ситуация отличается стабильностью: на 3,58% выросло число индивидуальных предпринимателей, а количество завершивших «работать на себя» выросло на 5,3%. Практически аналогичная ситуация наблюдается в последние 3 года.




Максим Заглядкин

Юрист департамента защиты бизнеса «Туров и партнеры»:

    Удивительно, но в 2016 году законодатели приняли поправки в УК РФ и УПК РФ, увеличив пороговые суммы ухода из-под уголовной ответственности для налоговых преступлений. Теперь крупным размером по ст. 198 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица») считается сумма налогов и сборов более 900 тыс. руб. за три финансовых года, а особо крупным - сумма более 4,5 млн руб. за тот же период (сейчас - 600 тыс. руб. и 3 млн руб. соответственно). Пороговая сумма неуплаченного налога для организаций (ст. 199, 199.1 УК РФ) в крупном размере увеличилась с 2 млн руб. до 5 млн руб. за три финансовых года, а в особо крупном - с 10 млн руб. до 15 млн руб. за три финансовых года.

    И можно было бы предположить, что вслед за этим последует некоторое снижение количества выявленных налоговых преступлений. Зависимость банальная: выше пороговый ущерб - меньше выявляемых преступлений.

    Но на деле оказалось не совсем так.

    Уже не первый год в качестве одной из первоочередных задач для государственных органов, в частности СК РФ и ФНС России, является оперативный контроль и качественное расследование налоговых преступлений, выявление сложных схем уклонения от уплаты налогов и сборов и т.д. И эти задачи с каждым годом удачно реализуются.

    Также не стоит отвергать и антикоррупционную составляющую. «Отмазаться» за налоговые преступления налогоплательщику становится все сложнее.



Мария Морозова

Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

    Если в бизнесе существует связь с «серыми» компаниями, то сейчас это можно достаточно легко выявить при помощи введенного в 2015 году АСК НДС-2. Соответственно, теперь налоговики точно знают, куда идти с проверкой. Поэтому теперь им стало просто легче находить и доначислять.

    А в связи с тем, что у государства сейчас есть острая необходимость пополнять бюджет, контролирующие органы стараются во всю. Конечно, этому способствуют и законы, ужесточающие контроль, которые вступили в силу за последние 2 года. А налоговое законодательство тем временем становится только запутанней, и налогоплательщику все трудней найти верное решение.

Выездная налоговая проверка хотя бы один раз проходит в любой компании. Поэтому каждый бухгалтер и руководитель хочет знать порядок проведения выездной проверки, и что проверяют. Мы выяснили, как компании защитить себя на проверке.

Чтобы быстрее найти ответ на свой вопрос, используйте рубрикатор :

Ситуация №1. Как отбирают компании для выездной проверки

Самый сложный вид налогового контроля — выездная налоговая проверка. Что проверяют контролеры? Это зависит от плана проверки. В проверку могут попасть как один, так и все налоги. Проверяемый период обычно равняется максимальному периоду, который могут охватить инспекторы: три года, предшествующих решению о проведении выездной проверки.

Сейчас многие компании неожиданно для себя узнают, что числятся в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски». Об этом им сообщают контрагенты. А тех информируют инспекторы в акте налоговой проверки или в письме с рекомендацией остерегаться ненадежного партнера.

У налоговиков больше 100 различных информационных ресурсов, которые они используют при выездных налоговых проверках (письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622). Часто используемые сейчас базы — это «Однодневки», «Риски», «Массовый руководитель/учредитель», «Массовый адрес», «Допросы и осмотры», «Среднесписочная численность работников». Подтверждает это и судебная практика (постановления арбитражных судов Уральского от 10.12.15 № Ф09-8590/15 и Поволжского от 05.12.14 № А72-3976/2014, ФАС Восточно-Сибирского от 01.08.12 № А19-21372/2011 округов).

Но база «Риски» не общедоступный, а закрытый внутренний ресурс (приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@). В нее инспекторы включают компании, по которым есть потенциальный риск, что они не заплатят налоги. Когда ваша компания попадет в базу «Риски», как проверить, есть ли вы в черном списке, и как выйти из него — в нашей статье « ».

Ситуация №2. Новые правила проведения выездных налоговых проверок с 2017 года

Ситуация №3. Минимальный план по доначислениям на выездной проверке в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений — это та сумма, которую должны доначислить налоговики проверяемой компании в виде недоимки, пеней и штрафов. В 2016 году налоговик уже подняли план на 150%. Подробнее рассказала Митюкова Эльвира в видео.

Ситуация №4. Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

В Налоговом кодексе нет четкого перечня документов, которые ревизоры могут затребовать у компании при проверках. Поэтому они стремятся заполучить как можно больше бумаг. Но это не всегда правомерно. Ведь объем запрашиваемых документов зависит от вида проверки. Так, в рамках камеральной проверки инспекторы вправе запросить документы лишь в четырех ситуациях:

— в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);
— компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
— в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
— организация воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

С 1 июля 2016 года налоговики также не вправе требовать у организаций и предпринимателей целый ряд документов. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р. Эти бумаги ревизоры обязаны добывать сами — в рамках взаимодействия с другими госведомствами.

Информацию о том, какие бумаги безопаснее представить налоговикам при разных проверках, мы собрали в одну таблицу в статье « ». А также дополнили ее нашими комментариями и примерами из судебной практики.

Ситуация №5. Как ищут неучтенную выручку на выездной проверке

В рамках камеральных и выездных проверок контролеры ищут не только необоснованные расходы и снимают вычеты по НДС, но и пытаются выявить незадекларированную выручку, сокрытые от налогообложения излишки ТМЦ, изготовление неучтенной продукции. Такой подход позволяет налоговикам доначислить не только НДС, но и налог на прибыль (НДФЛ, единый налог при УСН).

Судебная практика показывает, что доказать наличие сокрытых доходов в ходе выездной налоговой проверки проверяющим удается не всегда (постановления ФАС Дальневосточного от 26.12.12 № Ф03-5941/2012 и Восточно-Сибирского от 05.10.10 № А19-1575/10 округов. Хотя для этого они используют немало способов, в том числе свидетельские показания лиц, опрошенных в ходе проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.10.11 № А21-4312/2010), привлекают экспертов (определение ВАС РФ от 09.12.10 № ВАС-16681/10), проводят осмотр помещений и инвентаризацию имущества.

Ситуация №6. Что ответить на уведомление налоговиков, если они просят раскрыть структуру бизнеса

Компании стали чаще получать из инспекций уведомления с вызовом в инспекцию и просьбой представить документы и информацию. Запрос никак не связан ни с камеральной, ни с выездной или встречной проверкой. Как пишут в уведомлении сами инспекторы, он «вне рамок налоговых проверок для мониторинга за деятельностью компаний с низкой налоговой нагрузкой по отрасли». Но просят налоговики у компаний ни много ни мало:

— общую оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухучета;
— оборотно-сальдовые ведомости в разрезе контрагентов по всем субсчетам счетов 60, 62 и 76с ИНН партнеров и кратким описанием операций;
— письменные пояснения о фактическом бизнесе компании;
— информацию из книг покупок и продаж за I, II, III и IV кварталы;
— расшифровку расходов по строке 030 листа 02 и внереализационных расходов по строке 040листа 02 декларации по налогу на прибыль;
— структуру бизнеса с подробным описанием сути и механизма, отраслевой специфики, как компания ведет бизнес — сама или привлекает другие организации;
— учетную политику;
— договоры аренды на адрес регистрации и фактический адрес;
— штатное расписание с зарплатой и ФИО сотрудников.

Инспекторы добавляют запросу весомость и ссылками на подпункт 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 4 пункта 1 статьи 31, пункт 1 статьи 82 и пункт 2 статьи 93.1 НК РФ. Но это не значит, что компания обязана его исполнять. Почему налоговики шлют эти запросы и как на них реагировать — в статье « ».

Ситуация №7. Как налоговики считают штрафы на выездной налоговой проверке

Иногда штрафов не избежать. Но за разные нарушения в законе свои санкции, и налоговики считают их по-разному. Чтобы не запутаться, безопаснее точно знать, во сколько обойдется ошибка. Это поможет правильно оценить риски и проверить расчет штрафов, чтобы их не переплатить.

Ситуация №8. По каким причинам и на сколько контролеры приостановят или продлят проверку

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок (п. 6 ст. 89 НК РФ и письмо ФНС России от 21.09.15 № ЕД-4-2/16584). Это касается и камеральной, и выездной налоговой проверки. Чаще всего налоговую проверку задерживают:

— для проведения встречной проверки (постановление ФАС Поволжского округа от 29.01.09 № А12-10703/08-С36, оставлено в силе определением ВАС РФ от 05.06.09 № ВАС-6927/09);
— выемки документов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.11.10 № А42-10898/2009, оставлено в силе определением ВАС РФ от 04.03.11 № ВАС-2192/11);
— экспертизы (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.12 № А63-10427/2012).

Основания для продления проверки приведены во врезке ниже. Этот перечень является открытым. В частности, инспекторы могут продлить выездную проверку, если для ее проведения нужно исследовать большое число документов (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.13 № А33-5889/2013).

Когда и на сколько продлят выездную проверку

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях — до шести (п. 6 ст. 89 НК РФ и п. 1 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утв. приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Так, проверку могут продлить, если:

— налогоплательщик является крупнейшим;
— инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
— на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
— у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления. Проверка компании, осуществляющей деятельность через десять и более «обособок», может длиться до шести месяцев. Наличие меньшего числа подразделений приведет к продлению проверки на срок до четырех месяцев;
— организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы (п. 3 ст. 93 НК РФ);
— иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики (определение Конституционного суда РФ от 09.11.10 № 1434-О-О)

Ситуация №9. Инструкция, как подать возражения на акт выездной проверки

У вас только что завершилась камеральная или выездная налоговая проверка. Инспекторы передали акт по ее результатам, но вы не согласны с претензиями. Если надеетесь снять претензии без суда, то подавайте возражения (см. схему ниже). Если же в процессе проверки стало ясно, что без арбитража не обойтись, тогда эту стадию проще пропустить, а обжаловать уже само решение налоговиков в вышестоящий орган. Эта процедура, в отличие от возражений, является обязательной (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Подайте возражения в течение месяца со дня получения акта

Возражения на акт проверки, как камеральной, так и выездной, необходимо подать в ту инспекцию, которая ее проводила. Адресовать на имя начальника ИФНС. Составляются возражения в простой письменной форме. Подписать их может руководитель компании или лицо, уполномоченное на это доверенностью (постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.12 № А55-29358/2011).

На подачу отведен календарный месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Поскольку срок регламентирован, подать возражения можно до 24 часов последнего дня срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). В таком случае он не будет считаться пропущенным (постановление ФАС Уральского округа от 22.09.10 № Ф09-7396/10-С2).

Если инспекторы отправили акт проверки по почте заказным письмом, он считается полученным на шестой календарный день с даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). На практике компания может получить письмо позднее шести дней. Соответственно инспекторы — неверно посчитать срок для подачи возражений: исходя из расчетного периода получения, а не фактического. Кто прав, спорный вопрос. Для компании безопаснее также исходить из расчетного периода.

Если же почтовая задержка была слишком большой, то свое право подать возражения за пределами расчетного месяца компании придется доказывать. В любом случае решение по результатам проверки, вынесенное до окончания срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям (письмо Минфина России от 15.07.10 № 03-02-07/1-331, постановления ФАС Московского округа от 23.01.09 № КА-А40/12029-08 и от 23.01.09 № КА-А41/12979-08).

Заранее ознакомьтесь с материалами дела

В процессе подготовки возражений компания может ознакомиться с материалами дела. Для этого нужно подать в инспекцию заявление (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ). Оно составляется в произвольной форме.

К примеру:

«Общество просит предоставить возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки, проведенной по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за IV квартал 2015 года» .

День для ознакомления выбирают налоговики, но он должен быть не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).