Обжалование. неправомерных действий и решений

Одним из важнейших средств охраны прав личности от проявлений бюрократизма, коррупции, должностных злоупотреблений и прочих негативных явлений является возможность обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц.

Право граждан Российской Федерации на обжалование базируется на положении Конституции РФ, предусматривающем возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Кроме того, согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом, способами.

Право граждан на обращения является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным, поскольку предоставляет возможность обращения в любую государственную или негосударственную организацию по любому значимому для гражданина поводу и в любое время.

Видами личных обращений граждан, подаваемых ими по собственной инициативе, в государственные органы являются жалобы, предложения и заявления. Если заявления и предложения направлены на улучшение работы органов исполнительной власти и могут содержать указания на имеющиеся недостатки, то жалобы связаны с нарушением субъективных прав гражданина.

Гражданин может выбрать административный либо судебный порядок рассмотрения и разрешения подаваемой им жалобы.

Административный порядок подачи жалобы регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. № 2534 (в ред. 02.02.1988) 9 .

Им, в частности, предусматривается, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы.

Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, принявшее обжалуемое решение.

Жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. При этом срок разрешения жалобы в порядке исключения в связи с проведением специальной проверки либо истребованием дополнительных материалов может быть продлен руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в федеральных органах власти и органах власти субъектов Федерации в срок до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Подача гражданином жалобы в клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан в суд регламентирован Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 14.12.1995) 10 .

Указанный правовой акт определяет, что к действиям (решениям) и бездействию государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения) и бездействие, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Военнослужащий вправе обратиться в военный суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из решений: а) признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также определяет ответственность органа, должностного лица или государственного служащего за незаконные действия (решения); б) признает обжалуемое действие (решение) законным и отказывает в удовлетворении жалобы.

Нанесенные гражданину убытки и моральный вред, причиненные незаконными действиями (решениями), возмещаются в порядке гражданского судопроизводства.

Вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему и гражданину не позднее десяти дней после вступления его в законную силу.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.

Судебный порядок разрешения жалоб (административный иск) является надежным и наиболее эффективным способом защиты прав и свобод граждан и законных интересов организаций, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются действиями субъектов власти. Данное обстоятельство обусловлено тем, что административно-правовые жалобы рассматриваются свободными от ведомственного влияния и интересов судьями, которые обладают независимостью в принятии решений и необходимой квалификацией для установления истины.

Кроме того, заявитель лично участвует в процедуре рассмотрения дела, является полноправным субъектом судебного процесса, активно защищая свои интересы. Немаловажным является закрепленное в законе правило о том, что бремя доказывания законности принятого решения лежит на государственном органе или должностном лице, которые вынесли обжалуемое решение по индивидуально-конкретному делу.

В юридической литературе выделяют два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных правовых норм. Соответственно есть общие жалобы и специальные судебные жалобы.

Кроме того, судебные жалобы можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды, международные.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 48661 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Рассмотрим его основные положения.

В соответствии с названным Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 22.апреля 2004 № 213-О Статьи 255 и 258 ГПК Российской Федерации и статья 2 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" - по своему конституционноправовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации, - предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц,

государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

К действиям названных органов, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

Действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

Действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Кроме того, установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральных окружных арбитражных судах, судах субъектов Российской Федерации специально образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений.

В частности, арбитражным судам подведомственны споры затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности о рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; об установлении фактов имеющих юридическое значение и др.

Рассмотрим судебный порядок обжалования действий субъектов власти на примере оспаривания нормативных правовых актов.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

4) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

5) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

6) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

7) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

8) перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Резюмируя изложенное, полагаем необходимым сделать следующие выводы:

1. Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом защиты прав и свобод граждан и законных интересов организаций, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются действиями субъектов власти.

2. Жалоба, по общему правилу, подается в суд по месту жительства гражданина или регистрации юридического лица. Заявитель лично участвует в процедуре рассмотрения дела, активно защищая свои интересы.

3. В юридической литературе выделяют два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных правовых норм. Соответственно есть общие жалобы и специальные судебные жалобы.

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жа­лобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Россий­ской Федерации, другими нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба ВС РФ, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а так­же направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим долж­ностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других воен­нослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредст­венному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжа­лует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявле­ние или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявле­ние или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жало­бу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальни­ка), проводившего опрос.

Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жало­бе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяс­нение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в ка­рауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

Запрещается препятствовать подаче обращения (предложе­ния, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассмат­ривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

Знакомиться с документами и материалами, касающимися рас­смотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Получать письменный ответ по существу поставленных в об­ращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведом­ление о переадресации письменного обращения (предложения, заявле­ния или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетен­цию которых входит решение указанных вопросов;

Обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложе­нию, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жало­бы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обра­щения (предложения, заявления или жалобы).

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, ка­сающиеся прав и свобод военнослужащих.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих яв­ляются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в резуль­тате которых:

Нарушены права и свободы военнослужащих;

Созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

На военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредствен­но в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представи­теля должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жи­тельства и службы либо по месту нахождения органа военного управ­ления или воинского должностного лица, действия которых обжалу­ются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим су­дам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд:

В трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

В месячный срок со дня получения военнослужащим письмен­ного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управле­ния или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военно­служащим не был получен на нее письменный ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к вы­воду, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной при­чине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска ука­занного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.

Рассмотрим правовую работу, которую осуществляют коман­диры и органы военного суда при рассмотрении предложений, заявле­ний и жалоб военнослужащих.

Еще по теме Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления:

  1. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)
  2. Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий
  3. 71. Порядок обжалования в вышестоящий орган и в суд неправомерных действийи решений органов исполнительной власти и должностных лиц.
  4. 5.3 Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
  5. Глава XVI. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  6. 25.1. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
  7. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
  8. § 3. Ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов
  9. 8.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Любой гражданин вправе обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции. Более того, делать это необходимо, поскольку именно из-за пассивной гражданской позиции, отсутствия желания вступать в контакт с государственной машиной, а также правовой безграмотности большинства населения милиция вышла за рамки полномочий, предоставленных ей законом.

Обжаловать незаконные действия сотрудников милиции можно несколькими способами: обратиться в специальное подразделение – УСБ, написать жалобу вышестоящему милицейскому начальству, обратиться с жалобой в прокуратуру и, наконец, в суд.

Сотрудники милиции скептически относятся к заявлениям граждан о том, что они будут жаловаться. Прекрасно зная, что подавляющее большинство тех, кто якобы собирается писать жалобу, не в состоянии преодолеть страх перед милицией и властью вообще, собственную лень, работники милиции действительно не боятся быть подвергнутыми каким-либо взысканиям со стороны вышестоящего начальства, органов прокуратуры и т. п. – но это только на первый взгляд. Как правило, самое эффективное средство защиты гражданами своих прав и наказания нарушителей закона в рядах милиции – не хамство и грубость, не крик или физическое сопротивление, а спокойствие (пусть и показное) и банальные бумага и ручка, с помощью которых рождается документ под названием «заявление» или «жалоба». А если этот документ еще и составлен грамотно, то любой, даже самый грозный, сотрудник милиции десять раз подумает, стоит ли с вами связываться, понимая, что его ждет в случае, если жалоба дойдет до адресата и по ней будут приняты меры.

Как показывает практика, одним из наиболее действенных методов борьбы с «оборотнями в погонах» является обращение в УСБ. Если: сотрудники милиции часто останавливают вас на улице для проверки документов; вы уже подвергались незаконным действиям со стороны милицейских работников, неоднократно доставлялись в отделение, проводя там неопределенное время без составления какого-либо протокола; у вас вымогают взятку или возникла иная ситуация, когда вы считаете, что сотрудники милиции превысили свои полномочия или злоупотребляют ими, узнайте номера телефонов УСБ региона, где вы проживаете, и постарайтесь, чтобы они были всегда у вас под рукой.

Если вам неизвестен номер телефона УСБ в вашем регионе или под рукой нет записной книжки, позвоните в службу «02» или городскую справочную службу – там вам его обязательно сообщат. Будьте готовы сообщить максимум информации о себе (фамилию, имя, отчество, адрес, контактные телефоны) и о сотрудниках милиции, совершивших против вас незаконные действия. Чем оперативнее будут проинформированы соответствующие службы, тем быстрее самой милиции удастся обнаружить и пресечь противоправные действия собственных сотрудников.

Жалоба в вышестоящий орган или должностному лицу в милицейской иерархии может быть эффективной лишь в том случае, если копии жалобы отсылаются в другие инстанции и органы. Это объясняется тем, что в милиции, как и в любом профессиональном объединении, существует круговая порука, поэтому, если вы попытаетесь обратиться непосредственно к начальству в милицейских погонах, вам, скорее всего, под любым предлогом откажут в приеме заявления или жалобы либо ограничатся формальной отпиской.

Действовать необходимо следующим образом. Направляйте жалобу заказным письмом с уведомлением, причем сразу в несколько мест. Например, отправляя жалобу в ГУВД г. Москвы, направьте ее копии в прокуратуру г. Москвы, в мэрию. В основной жалобе обязательно укажите, куда были отосланы копии. За нарушение сроков ответа на жалобы и заявления граждан милиция, как и любой государственный орган, несет ответственность, и именно на это обращают внимание комиссии МВД России при различных проверках. Дата поступления заказного письма к адресату с росписью ответственного лица будет зафиксирована в уведомлении, которое обязательно возвратится по указанному вами обратному адресу. В милиции факт поступления жалобы заказным письмом с уведомлением будет зафиксирован в специальной книге учета, что не позволит сотрудникам милиции утаить факт нарушения ни от собственного начальства (так как ваша жалоба окажется на контроле непосредственно у руководства), ни от органов, осуществляющих контроль за деятельностью милиции.

Принцип разделения власти не позволяет всем структурам всегда и во всем действовать консолидированно. Поэтому, даже если вы получили на вашу жалобу формальную отписку, не отчаивайтесь – это не значит, что вы потратили время впустую. Как показывает практика, сотрудники милиции, действовавшие с превышением полномочий или допустившие нарушения закона, все-таки бывают наказаны, хотя вы об этом можете и не узнать. Никому не нравится «выносить сор из избы», тем более такой мощной государственной силовой структуре, как Министерство внутренних дел.

В жалобе (см. Образец 1) необходимо подробно описать все обстоятельства дела, место и время действия, указать все известные вам данные о сотрудниках милиции, номера патрульных машин (бортовые и государственные). Не забудьте написать, что вы требуете привлечь сотрудников милиции к ответственности. В жалобе обязательно должны быть указаны ваши данные: фамилия, имя, отчество полностью, домашний адрес, контактный телефон. Если вы печатаете жалобу или заявление на компьютере или пишущей машинке, обязательно поставьте свою подпись и дату – без этих обязательных реквизитов их у вас не примут.

Обращение с жалобой непосредственно в прокуратуру, минуя вышестоящее милицейское начальство, как правило, более действенно, однако необходимо помнить следующее. Жалоба на неправомерные действия милиции, поступившая в прокуратуру, как правило, рассматривается в порядке так называемого надзорного производства. Скорее всего, будет проведена формальная проверка, которой займется кто-нибудь из помощников прокурора, но и этого порой достаточно для милиции, чтобы наказать виновных и принести свои извинения.

Если же сотрудники милиции совершили в отношении вас противоправные действия с точки зрения уголовного закона, например продержали в отделении без составления протокола, избили, вымогали взятку, пытались подбросить или подбросили наркотики либо оружие, взяли в залог паспорт, незаконно произвели личный досмотр и т. п., необходимо писать в прокуратуру не жалобу, а заявление о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий, самоуправства либо вымогательства взятки. Такое заявление будет рассматривать непосредственно прокурор района или его заместитель в порядке исполнительного производства. Чтобы возбудить уголовное дело или дать мотивированный отказ в его возбуждении, прокуратура обязана провести проверку, объем, процедура и сроки которой строго регламентированы УПК (гл. 19 и 20). Поэтому, даже если уголовное дело против сотрудников милиции и не будет возбуждено, данная процедура доставит им большие неприятности. Непосредственное начальство проштрафившихся милиционеров в любом случае будет вынуждено принять в отношении их соответствующие меры, начиная с дисциплинарного взыскания и заканчивая увольнением.


Образец 1

Начальнику ГИБДД__района от___(фамилия, имя, отчество полностью),


проживающего по адресу:___

Копия: прокурору__района

на неправомерные действия сотрудника милиции

«__"____200_ года в__часов я был остановлен на

Посту ДПС сотрудником ГИБДД____(указать фамилию, звание, должность),

нагрудный знак №_.

Приказным тоном мне было велено открыть багажник для досмотра. Я попытался выяснить, на каком основании производится досмотр, поскольку никаких административных правонарушений я не совершал, Правила дорожного движения мною также нарушены не были. Сотрудник ГИБДД не разъяснил мне, какие он имеет основания для проведения досмотра, и пригрозил, что в случае неподчинения я буду задержан и доставлен в отделение. Поскольку я опаздывал на работу, пришлось подчиниться и открыть багажник. Досмотр производился указанным сотрудником ГИБДД в отсутствие понятых, протокол досмотра также не составлялся. Такие действия сотрудника ГИБДД___(указать фамилию, звание, должность) являются незаконными по следующим основаниям. Согласно ст. 27.9 КоАП, поскольку досмотр вещей является мерой административного обеспечения и ограничивает права граждан (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27.9 КоАП. Так, досмотр транспортного средства может производиться сотрудниками ГИБДД не в любом случае, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении использования этого средства в противоправных целях. Это подозрение также должно быть обоснованным и указываться в протоколе. Однако мне не только не были разъяснены причины досмотра, но и не был составлен протокол, что само по себе является грубым нарушением действующего законодательства. В результате неправомерных действий сотрудника ГИБДД __(указать фамилию, звание, должность) были нарушены гарантированные Конституцией РФ мои права и свободы, так как я был подвергнут досмотру без имеющихся на то законных оснований. Кроме того, мне причинен материальный ущерб, поскольку в результате опоздания на работу я был лишен премии за месяц (копия приказа прилагается). Мои слова могут подтвердить свидетели, находившиеся в моем автомобиле в качестве пассажиров: 1._______(фамилия, имя, отчество полностью, домашний адрес). 2.__.

В связи с изложенным прошу:

1. Признать незаконными действия сотрудника ГИБДД __(фамилия, звание, должность).


2. Произвести служебное расследование по факту неправомерных действий инспектора___(указать фамилию, звание, должность).


3. Выплатить мне___рублей, которых я лишился в результате опоздания на работу_числа.

О результатах рассмотрения жалобы прошу сообщить мне в установленный законом срок.

„_"__200_ г.__(подпись).


Приложения.

1. Копия приказа.

2. Справка с места работы.


Граждане, пострадавшие от незаконных действий государственных органов, в том числе и милиции, вправе по своему усмотрению обратиться не только к вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру, но и непосредственно в суд. Действующий закон не связывает право гражданина на обращение с заявлением в суд с обязанностью предварительно обратиться с соответствующей жалобой к вышестоящему должностному лицу или в прокуратуру. Таким образом, решив оспорить в судебном порядке действие (бездействие) органа или должностного лица, нарушившие ваши права и свободы, вы имеете право обратиться сразу в суд. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего регулируется гл. 25 ГПК.

Заявление (см. Образец 2) подается в суд по усмотрению самого гражданина: либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (так называемая альтернативная подсудность). Статьей 256 ГПК установлено, что гражданин вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, а также руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, решения или действия которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В случае, если суд установит нарушение прав и свобод гражданина, он своим решением обязывает соответствующий орган государственной власти исправить допущенное нарушение в полном объеме. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения не позднее чем в течение одного месяца со дня получения решения.


Образец 2

В Тверской межмуниципальный суд г. Москвы от Михайлова Николая Семеновича, проживающего по адресу: 103043, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 60/10, кв. 123.


Заинтересованное лицо: Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы

ЗАЯВЛЕНИЕ об оспаривании неправомерных действий ГИБДД

15 января 2003 г. я был вызван в Дорогомиловский суд, где узнал, что ко мне предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. Это ДТП, как явствовало из гражданского иска, произошло 23 августа 2002 г. на 65-м км МКАД. В результате ДТП автомобиль ВАЗ 2107, государственный номер 0000 ОО, под управлением водителя Г-ча В.А., принадлежащий ООО „Х“, получил технические повреждения, и виновен в этом ДТП якобы я. Единственным документом, обосновывающим иск, служила справка от 12.09.2002 № 00/0-00 о моей виновности в произошедшем ДТП.

Поскольку в ДТП 23 августа 2002 г. я не участвовал, об этом и было заявлено судье. В конце февраля 2003 г. мне стало известно, что суд сделал запрос и получил ответ командира 2-го БСП ДПС ГИБДД ГУВД г. Москвы от 10.02.2003 № 00/0 СП-304 с приложением материалов по факту вышеуказанного ДТП. Ознакомившись с этими материалами, я считаю, что они составлены с грубейшими нарушениями действующего законодательства.

Так, рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело, открыто, на основаниях добытых доказательств, которыми являются: протокол об административном правонарушении, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности и т.д.

О существовании протокола я узнал только в суде. Меня никто никогда и никуда не вызывал. Никому я не давал никаких объяснений. Протокол составлялся без моего участия, хотя, если судить по этому документу, мой адрес в нем фигурирует (правда, дописанный позже другим почерком), и меня могли вызвать для уточнения события. Никаких вызовов из 2-го БСП ДПС я не получал и в протоколе не расписывался. Также ко мне не применялись меры административного воздействия и не выносилось постановление об административном правонарушении.

Постановление о прекращении дела производством было вынесено 23 октября 2002 г. Тем не менее гр-ну Г-чу была выдана упомянутая справка от 12.09.2002 № 00/0-00 о моей виновности в произошедшем ДТП.

Считая, что данная справка выдана незаконно, я обратился в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы, откуда 14 апреля 2003 г. получил отказ.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ прошу признать действия сотрудников ГИБДД, выдавших справку от 12.09.2002 № 00/0-00 о моей виновности в произошедшем ДТП, неправомерными, а саму справку – незаконной.


Приложения.

1. Копия материала по факту ДТП на 3 листах и справка от

2. Письмо Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы от 14.04.2003.

3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

4. Копия жалобы.


Глава 30 КоАП содержит нормы, регулирующие пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении. Эти нормы применяются в тех случаях, когда в отношении вас уже вынесено постановление о совершенном вами административном правонарушении, но вы по каким-либо причинам с ним не согласны.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд, вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ст. 30.1 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (см. Образец 3) может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

При составлении жалобы необходимо обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по вашему мнению, уполномоченное должностное лицо должно было применить при рассмотрении дела об административном правонарушении, но не сделало этого либо применило неправильно. Свои доводы следует подкрепить имеющимися в деле доказательствами. При составлении подобной жалобы целесообразно воспользоваться услугами юриста или адвоката.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления в суд, орган или должностному лицу, правомочными рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест. Такой сокращенный срок обусловлен, во-первых, тем, что обжалуется постановление о назначении административного ареста, во-вторых, тем, что лицо, привлеченное к административной ответственности, уже отбывает административный арест.

Образец 3

В___районный (городской) суд от__(фамилия, имя, отчество полностью) проживающего___(указать адрес)


Заинтересованное лицо:


____(наименование административного органа, должностного лица)

на постановление по делу об административном правонарушении

Постановлением______(указать наименование административного органа либо должностного лица, вы/нес-шего обжалуемое постановление) от „__"_г. № 000 на меня наложено взыскание в виде штрафа в размере пяти минимальных размеров оплаты труда за злостное неповиновение законному требованию сотрудника милиции. Считаю наложенное на меня взыскание незаконным и необоснованным по следующим основаниям. „_"___2004 г. я был доставлен в ОВД___(указать наименование), где в отношении меня был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.3 КоАП, предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции. Давая объяснения по существу дела, в протоколе я указал, что привлечение меня к административной ответственности и наложение административного взыскания являются незаконными, поскольку в моих действиях нет состава административного правонарушения.

„_"__2004 г. приблизительно в__часов я стоял наперекрестке улиц_и__, дожидаясь зеленого сигнала светофора. В это время ко мне подошел сотрудник милиции и потребовал предъявить паспорт. В ответ я попросил его представиться и пояснить причину, по которой он решил проверить у меня документы. Представившись, милиционер повторил свои требования, не называя причины своего ко мне интереса. Я ответил отказом, поэтому работник милиции счел необходимым принудительно доставить меня в ОВД.

Считаю, что требования сотрудника милиции (указать фамилию, звание, должность, если они известны) предъявить паспорт являются незаконными, поскольку у него не было никаких оснований, предусмотренных действующим законодательством, для проверки у меня документов. Такими основаниями, в частности, могли быть совершение мною правонарушения или наличия свидетельств об этом. Ответственность, предусмотренная ст. 19.3 КоАП, наступаетлишь в случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника милиции.

В соответствии со ст. 30.1-30.6 КоАП прошу:

1. Отменить постановление_______(указать наименование административного органа) от „__"_____г. о привлечении меня к административной ответственности и наложении штрафа в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Дело производством прекратить ввиду отсутствия в моих действиях состава административного правонарушения.

Приложения.

1. Копия постановления административного органа о наложении взыскания.

2. Доказательства, подтверждающие необоснованность наложения взыскания.