Тэ на подогрев воды. Ценообразование по горячей воде в многоквартирных домах

Производя оплату за коммунальные услуги, потребители видят в квитанциях различные аббревиатуры. Важно знать, что стоит за этими буквами и на что идут деньги. ГВС — это услуга горячего водоснабжения. А вот что она включает и из чего состоит, рассмотрим подробнее.

Нормативная база и определения

Горячая вода, централизованно подаваемая потребителям, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., является одним из коммунальных ресурсов. Коммунальная услуга – это предоставление ресурса потребителю исполнителем (поставщиком) услуги.

То есть, в случае с ГВС коммунальной услугой является поставка горячей воды требуемых параметров в квартиры многоквартирных домов, комнаты общежитий, предприятия и общественные здания (больницы, прачечные, детские сады и др.).

Услуги по поставке горячей воды жителям оказывает теплосеть, в ее же обязанностях осуществление централизованного отопления жилых и общественных зданий.

Особенности услуги

Приготовление горячей воды для нужд горячего водоснабжения происходит на централизованных отопительных котельных, там же, где подогревается теплоноситель системы отопления.

Котельные могут подключаться к закольцованной системе ГВС или быть тупиковыми – рассчитанными на группу домов или один дом (например, крышные котельные). Чем ближе располагается потребитель к источнику горячей воды (котельной), тем качественнее будет оказываемая услуга, выше температура воды. Однако подключение к закольцованным сетям предпочтительнее с точки зрения надежности и бесперебойности ГВС.

В услугу входит:

  1. Обслуживание котельных. В отличие от отопления, ГВС предоставляется круглый год, при этом котельные переходят на летний (минимальный) режим работы.
  2. Обслуживание трасс.
  3. Проведение плановых ремонтных работ на сетях.

Подогреваемая в котельной вода для открытой (незамкнутой) системы ГВС поступает в квартиры потребителей по подводящим водопроводам, распределяясь по внутридомовым сетям ГВС.

Следует помнить, что горячую воду нельзя использовать для приготовления пищи из-за присутствия в ней добавок – специальных присадок, снижающих уровень образования накипи на внутренних стенках трубопроводов.

Температура горячей воды у потребителей регламентирована санитарно-правовыми нормами и составляет +50…+65 °С. В действительности, зачастую она не превышает +40 °С.

Это связано с потерями тепла при поставке теплоносителя по трассам (некачественная изоляция труб, порывы) либо из-за низкой температуры на выходе из котельной. Операторы котельной регулируют выходные параметры исходя из температуры наружного воздуха.

Задача поставщика услуги предоставить в квартиры коммунальный ресурс надлежащего качества. Порой теплосеть оправдывает некачественное оказание услуги плачевным состоянием сетей – построенные в прошлом веке трассы, требующие капитального ремонта, не выдержат перепада температур в зимнее время, если поддерживать параметры теплоносителя на выходе из котельной на нормативном уровне.

Получается замкнутый круг – многие жители зачастую не платят за горячую воду в виду ее низкой температуры либо вообще отказываются от этой услуги, переходя на подогрев воды электрическими бойлерами. А предприятия теплосети не могут производить ремонтные работы, т.к. долг населения по оплате не дает им притока денежных средств.

На видео об услуге ГВС

Итог

Платить или нет за услугу ГВС, если она оказывается в недостаточном качестве, дело сугубо личное. Важно понимать, что решив пойти по пути неоплаты, не нужно просто плодить долги. Необходимо собрать доказательную базу по следующей схеме: произвести комиссионные замеры температуры воды, направить результаты в предприятие, поставляющее услуги. Обязательно получить официальный ответ, объясняющий причины низкого качества услуги. Собрав пакет доказательств, можно обращаться в суд для отстаивания своих прав.

Номер в формате pdf (2630 kБ)

В.Г. Семенов , генеральный директор ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром», президент НП «Энергоэффективный город», главный редактор журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ», г. Москва

Серьезных проблем с определением стоимости горячей воды раньше, в период отсутствия приборов учета, не существовало. Обычно применялись два норматива - удельное потребление воды на одного жителя и расход тепловой энергии на кубометр воды. Жители потребляли воду, не задумываясь об экономии, а теплоснабжающие организации устраивал норматив.

Но пришло время оприборивания, и нерешенная централизованно задача - определить, что такое горячая вода, теперь вынужденно решается в многочисленных судах, поскольку при любом нормативе какая-нибудь из сторон оказывается в проигрыше. Для понимания проблемы и создания энергоэффективной модели экономических отношений с горячей водой необходимо серьезно разобраться.

Горячая вода как товар складывается из двух товаров: исходной воды и тепловой энергии, содержащейся в воде (использованной на ее нагрев). Прибор учета горячей воды - это обыкновенный водомер, установленный на вводе в квартиру. Основная проблема водомера - он не измеряет теплосодержание. Если даже поставить тепловычислитель и датчик температуры, то этого для корректных измерений количества тепла, потраченного на нагрев, будет недостаточно, т.к. надо измерить и температуру исходной холодной воды. А это можно сделать при разных схемах подключения в разных точках: в подвале дома, на ЦТП, а то и на теплоисточнике. Поэтому массово применяется усредненная температура исходной воды - зимой +5, а летом +15 градусов, что соответствует расходу тепла 0,055 и 0,045 Гкал/куб. метр (при температуре горячей воды 60 градусов). Такое понимание горячей воды не зависит от типа системы теплоснабжения, типа теплового пункта и совпадает с пониманием жителя, которого интересует, что течет из его крана.

Но во многих домах нормально функционируют циркуляционные системы ГВС и тепловая энергия в этом случае нужна не только для обеспечения параметров горячей воды, выливающейся из крана, а и на компенсацию потерь в полотенцесушителях, стояках и быстро распространяющихся системах теплых полов, которые частенько подключают к цикуляционному контуру ГВС. Эти затраты тепловой энергии уже давно было принято также относить на горячую воду, путем введения повышенных нормативов на подогрев кубометра воды. Так в горячей воде появилась еще одна, уже третья составляющая. Право на установление нормативов было дано муниципалитетам, которые, не смотря на наличие методических указаний Минрегионразвития РФ, иногда стали устанавливать норматив даже ниже исходного, не учитывающего циркуляцию.

Ситуация еще более обострилась из-за требования Санэпидемнадзора о повышении температуры горячей воды до 60 градусов (СНиП требовал не более 55 градусов) - теплосодержание в кубометре воды повысилось, а объем реализации ее наоборот - понизился. Надо было вводить компенсационное повышение норматива, но это, в свою очередь, приводило к повышению тарифа на горячую воду, что политически не приветствовалось.

Массовая установка приборов учета и применение современных водоразборных кранов еще более усугубили ситуацию - люди снизили потребление горячей воды, а потери с циркуляцией остались неизменными, и стали составлять до половины от расхода тепла на нагрев непосредственно потребляемой горячей воды. В крупных городах разногласия стали исчисляться сотнями миллионов рублей.

Рассмотрим варианты при разных схемах присоединения.

1 вариант - индивидуальный тепловой пункт (ИТП)

Прибор учета тепловой энергии установлен, как правило, только на входе в здание до теплового пункта и не может отдельно показать количество тепловой энергии затраченной на подогрев водопроводной воды и на отопление.

В редких случаях, обычно, когда ИТП принадлежит теплоснабжающей организации, приборы учета устанавливаются и после ИТП, отдельно на отопление и на горячую воду, либо только на горячую воду, а отопление рассчитывается по разнице.

В простом случае, владельцы отдельного нежилого здания закупают:

- при открытой системе - тепловую энергию и теплоноситель. Не выделяется теплоноситель, используемый на горячее водоснабжение и на компенсацию утечек в здании.

- при закрытой системе - водопроводную воду, тепловую энергию на ее подогрев и теплоноситель для компенсации утечек в системе отопления здания. Методика распределения оплаты за тепловую энергию между лицами, использующими отдельные части здания, государством не регулируется.

В многоквартирном жилом доме (МКД) у водоканала и теплоснабжающей организации закупаются такие же товары, но проблемы возникают при распределении оплаты за них между жителями.

Ставить дополнительные приборы учета тепловой энергии отдельно на горячую воду после ИТП не имеет смысла по следующим причинам:

  • приборы эти весьма дороги;
  • погрешность их, отнесенная не к расходу циркулирующей в здании воды, а к расходу воды, выливающейся из кранов, весьма велика;
  • тепло, содержащееся в горячей воде, используется и на цели отопления здания стояками ГВС, полотенцесушителями и с помощью теплых полов.

Проще ввести универсальную для всей страны простейшую формулу норматива расхода тепловой энергии, содержащейся в воде, выливающейся из крана:

q=(Т 1 -Т 2)/1000 [Гкал/м 3 ];

где T 1 - температура горячей воды, т.е. 60 градусов, Т 2 - усредненная температура водопроводной воды.

Тариф на горячую воду будет стабильным и неоспоримым, так как все особенности переменных циркуляционных потерь тепла в конкретном здании будут рассматриваться вне этого тарифа. Отпадает необходимость введения отдельного тарифа на нагрев горячей воды, являющегося переменным и непонятным для жителя, либо, что еще хуже, переменного тарифа на кубометр горячей воды, рассчитываемого по показаниям приборов учета ежемесячно.

Расход тепла в системе ГВС здания до водоразборных кранов (на циркуляцию) лучше относить к общедомовым нуждам и распределять не по количеству жителей, а по квадратным метрам, так же как на отопление. Даже если в квартире никто не зарегистрирован, то владелец ее будет оплачивать свою долю от этого расхода, что справедливо (другим более точным вариантом, является распределение по количеству ванных комнат).

Таким образом, при наличии прибора учета тепла в ИТП, расположенном в МКД, тепло в горячей воде принимается по универсальному нормативу на кубический метр потребленной горячей воды (по водомеру после ИТП), остальное тепло относится на отопление и распределяется пропорционально площади квартир. Переменность расхода тепла на циркуляцию жители будут воспринимать спокойно, так как платежи за отопление, пересчитываемые на квадратный метр, тоже переменны.

При завышении температуры горячей воды жители регулируют ее температуру смешивая с холодной, поэтому потребление тепла с ГВС практически не увеличится, но может увеличиться расход тепла с циркуляцией из-за более горячих труб полотенцесушителей или стояков, это тепло будет учтено общедомовым счетчиком и соответственно отнесено на отопление.

При занижении температуры горячей воды автоматически снижается учитываемый теплосчетчиком расход тепла, потому недоотпуск тепловой энергии на поддержание нормативной температуры ГВС автоматически будет учтен в отопительной составляющей (затраты тепла с циркуляцией приобретают отрицательные значения) и предлагаемый подход только заметно упрощает расчеты и делает их достаточно прозрачными.

Теплоснабжающей организации без разницы, как будет распределяться тепло, потраченное на нагрев горячей воды, по жителям или по квадратным метрам. А для самих жителей есть принципиальная разница - если потребление воды они регулируют сами, то регулировкой циркуляции должна заниматься управляющая компания. При небольшом водопотреблении оплата циркуляционных потерь может превышать плату за горячую воду. Учет этого факта принципиально меняет подход к энергосбережению в части горячей воды - экономить надо не только в квартире, но и во всем доме (контроль температуры, регулировка циркуляции, утепление трубной разводки, установка перемычек и кранов на полотенцесушители).

В рассматриваемом варианте товар - горячая вода появляется непосредственно в водоразборном кране при оказании услуги по горячему водоснабжению.

Затраты на содержание и эксплуатацию теплового пункта несет собственник, если это теплоснабжающая организация, то они учитываются в тарифе на тепловую энергию.

2 вариант - центральный тепловой пункт

Приборы учета тепловой энергии установлены на вводе в здание, один по отоплению, другой по горячей воде.

При открытой схеме - конструкция принципиально не отличается от случая с ИТП. Разница в том, что теплоноситель для целей горячего водоснабжения доставляется в дом не по общей трубе, а по отдельной.

Прибор учета тепловой энергии на вводе в дом показывает расход поступившего в дом теплоносителя, но количество тепловой энергии, потраченное теплоснабжающей организацией на его нагрев, прибор показать не может, у него нет сигнала от датчика температуры исходной водопроводной или артезианской воды. Приходится вручную вводить некую усредненную температуру как минимум в двух вариантах - для отопительного и неотопительного периодов.

Зато потребление тепловой энергии на обеспечение циркуляции тот же прибор рассчитывает без проблем. Циркуляционный расход равен расходу в обратном трубопроводе, а разность температур измеряется тут же.

Напрашивается простая схема аналогичная варианту с ИТП. Теплосодержание горячей воды устанавливается фиксированным (можно с двумя вариациями - лето/зима) и рассчитывается по простейшей формуле. Расход тепла на циркуляцию относится к общедомовым нуждам и распределяется пропорционально количеству квадратных метров и в период оплаты отопления приплюсовывается к ней.

Если теплоснабжающая организация, владеющая ЦТП, завышает температуру выше согласованной, то за превышение потребитель не платит. Периоды снижения температуры ниже требований СанПиН, фиксируются в архиве теплосчетчика, и этого достаточно для предъявления штрафных санкций. Но даже без предъявления штрафов в тепловычислитель прибора учета легко можно «вшить» программу снижения расчетного расхода тепла на циркуляцию пропорционально недогреву горячей воды.

При закрытой схеме на ЦТП для целей горячего водоснабжения подогревается водопроводная вода. По конструкции закона «О теплоснабжении» ЦТП являются частью тепловой сети, а тепловые сети предназначены для передачи теплоносителя. Замена этой конструкции на другую, потребует внесения огромных, неоправданных изменений в закон.

В то же время, введение понятия «горячая вода как теплоноситель, используемый на нужды ГВС» оказалось неоправданным, так как горячая вода в доме тоже стала бы теплоносителем и нормативные документы, регламентирующие отношения с горячей водой внутри дома, транслировались на теплоснабжающие организации. Также возникла бы методологическая сложность отнесения всего объема теплоносителя в открытой системе теплоснабжения к горячей воде, так как большая часть его рано или поздно будет использована на нужды горячего теплоснабжения.

Так что же циркулирует в тепловых сетях после ЦТП, к которым по закрытой схеме присоединены системы горячего водоснабжения потребителей (тепловых сетях ГВС)? Это не вода из системы холодного водоснабжения, так как изменился ее состав (содержание бактерий, железа и т.д.) и температура. В то же время это не теплоноситель из магистральных тепловых сетей, а какой-то другой теплоноситель, соответствующий всем его функциям (передача тепловой энергии, потери в сетях, возможность непосредственного использования). Похоже, что эту развилку можно преодолеть введением понятия циркуляционная вода.

Циркуляционная вода является фактически аналогом теплоносителя в открытой схеме теплоснабжения, который может изготавливаться не только на ЦТП, но и на теплоисточнике (малые ТЭЦ или котельные) при четырехтрубных тепловых сетях. Она также циркулирует по замкнутому контуру в тепловых сетях и также используется как непосредственно на цели ГВС, так и для передачи потребителям тепла через их теплопотребляющие установки - полотенцесушители и теплые полы.

Циркуляционная вода - вид теплоносителя в закрытых системах теплоснабжения, используемый в тепловых сетях после центральных тепловых пунктов для обеспечения нагрузки горячего водоснабжения.

В этом случае система отношений с потребителем, подключенным к ЦТП, будет точно такая же, как и при открытой схеме. Для упрощения расчетов стоимость циркуляционной воды принимается равной стоимости водопроводной воды, затраты на ее изготовление учитываются в составе тарифов на тепловую энергию.

Горячая вода образуется непосредственно в доме и ее стоимость складывается из стоимости циркуляционной воды (по тарифу на холодную воду) и стоимости нормируемого количества тепла на ее подогрев (по тарифу на тепловую энергию).

Охлаждение циркуляционной воды в здании учитывается прибором учета и распределяется между жителями по квадратным метрам как потребление тепловой энергии на общедомовые нужды (по тарифу на тепловую энергию). Потери в тепловых сетях ГВС остаются за теплоснабжающей или теплосетевой организацией.

3 вариант - отсутствие в доме циркуляции горячей воды

При таком варианте потери тепла на циркуляцию отсутствуют, но это не означает, что вода в трубной разводке не остывает. Так как теплоснабжающая организация не отвечает за отсутствие циркуляционных трубопроводов, расчеты за горячую воду должны вестись по фактической ее температуре. Фиксировать количество тепла в кубометре воды невозможно, так как невозможно измерить тепловые потери в трубной разводке.

Для таких случаев особую важность имеет теплоизоляция стояков, так как это способствует не только снижению потерь, но и предотвращает массовые сливы остывшей воды.

Вариант прямого разбора теплоносителя из батарей отопления может рассматриваться как утечка на внутридомовых сетях, с разнесением измеренных прибором учета теплоносителя и тепловой энергии по квадратным метрам площади квартир.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306, пишет acato.ru .

Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал:

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354.

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

В удовлетворении исковых требований отказать».

Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями».

В настоящее время на рассмотренные в настоящей статье решения судоы подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Московского округа. Жалоба принята к рассмотрению, заседание назначено на 26.07.2017. Подписчики информационной рассылки АКАТО будут проинформированы о решении кассационной инстанции по указанному делу.