«Зачистка» после Захарченко: кого уволили из МВД России. Курносенко Андрей Анатольевич - RUCRIMINAL

«Биография»

Родился 17 июля 1969 года в г. Севастополь. Выпускник Черноморского Высшего Военно-Морского училища им. П.С. Нахимова. В 2001 году окончил Московский государственный социальный университет
по специальности «юриспруденция». Службу в органах внутренних дел начал в 1995 году оперуполномоченным Регионального управления по организованной преступности при ГУВД г. Москвы.

«Новости»

Генпрокуратура считает недостаточной борьбу с налоговыми преступлениями в России

«В ходе обсуждения докладов (на совещании выступили замгенпрокурора РФ Виктор Гринь, замглавы ФНС Сергей Аракелов, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Андрей Курносенко и глава управления СК Евгения Минаева — прим. ТАСС) признаны недостаточными усилия правоохранительных органов по противодействию преступным посягательствам в сфере налогообложения и возмещению причиненного ими вреда», — сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры.

Покровители «Петона» имеют влияют на «Газпром» и возглавляют ГУЭБиПК МВД РФ

Наличии влиятельных друзей не вызывает сомнения, но возможности этих друзей действительно грандиозны, сообщает . Это доказывает, что у кураторов «Петона» есть сильное влияние на некоторых топ-менеджеров компании «Газпром».

Специалисты, изучающие профильный рынок деятельности «Петона» заметили, что резкий прорыв у них пришелся на период, когда вице-президентом «Башнефти» был назначен Али Узденов. Более того, у Гасанова и Полякова есть довольно влиятельные родственники в силовых структурах, которые получили руководящие должности в ГУЭБиПК МВД РФ. Среди них был и Андрей Курносенко который спустя год с момента исполнения обязанностей заместителя ГУЭБиПК МВД РФ, занял пост его руководителя.

Бывший Начальник управления «Т» ГУЭБиПК МВД РФ

Миллиарды полковника Дмитрия Захарченко оказались «общаком» полиции

Теперь у чекистов появилось много вопросов к начальникам Захарченко - начальнику управления «Т» Александру Тищенко, а также руководителю ГУЭБиПК генералу Андрею Курносенко. Тищенко уже отказался помогать следствию. Недавно МВД от него поспешно избавилось: по итогам служебной проверки в ГУЭБиПК Тищенко был уволен. Курносенко, как сообщало издание, перед назначением на должность избавился от имущества на несколько сотен миллионов рублей.

Миллиардер из МВД попался на банкирах

После задержания Захарченко его непосредственный руководитель - начальник главка генерал-майор полиции Андрей Курносенко - написал рапорт об отставке.

Полковник МВД открещивается от отысканных у него при обыске 8 млрд руб.

Правоохранители считают, что это уголовное дело может повернуться неприятными последствиями для центрального аппарата полицейского ведомства. Так, на время расследования следователи могут остановить либо отменить ряд задуманных повышений в службе криминальной милиции. По непроверенным данным, руководитель ведомства генерал-майор милиции Андрей Курносенко уже подал рапорт об отставке.

Владимир Путин сменил заместителя министра внутренних дел

Сегодня президент России Владимир Путин произвел перестановки в МВД. Заместителем министра внутренних дел был назначен Дмитрий Миронов, выходец из спецслужб, до недавнего времени возглавлявший Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК). В свою очередь, первый заместитель генерала Миронова Андрей Курносенко возглавил ГУЭБиПК МВД.

Выходец из ФСО Дмитрий Миронов продолжил стремительную карьеру в МВД. Ранее являвшийся помощником министра Владимира Колокольцева, господин Миронов в феврале прошлого года был назначен первым заместителем начальника Главного управления уголовного розыска МВД, получив заодно звание генерал-майора полиции. Уже через несколько месяцев, когда ГУЭБиПК покинул генерал-лейтенант Денис Сугробов, арестованный впоследствии за организацию оргпреступного сообщества, господин Миронов возглавил антикоррупционный главк. В октябре 2014 года первым заместителем начальника ГУЭБиПК стал Андрей Курносенко, большую часть своей милицейской карьеры прослуживший в главном управлении по борьбе с организованной преступностью. В 2011–2012 годах он занимал один из руководящих постов в ГУСБ, откуда ушел на должность начальника полиции МВД по Башкирии.

Владимир Путин провел кадровые перестановки в МВД России

Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении ряда кадровых перестановок в МВД России. Текст указа размещен на официальном портале правовой информации. Заместителем министра внутренних дел назначен генерал-майор Дмитрий Миронов, от должностей освобождены главный инспектор ведомства Сергей Данилюк и первый замначальника штаба Северо-Кавказского регионального командования Внутренних войск МВД России Андрей Головацкий.

Генерал-майор Андрей Курносенко назначен начальником главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), ранее эту должность занимали генерал-лейтенант Денис Сугробов, находящийся под следствием по делу о провокации взятки, а затем Дмитрий Миронов.

Путин назначил нового главного борца с коррупцией в России

Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении нового начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Им стал генерал-майор Андрей Курносенко.

Известно, что ранее Курносенко возглавлял МВД Башкортостана. После этого он занимал должность замруководителя ГУЭБиПК.

Дмитрий Миронов, ранее возглавлявший ГУЭБиПК, переведен на должность заместителя министра внутренних дел Владимира Колокольцева.

Президент назначил главу экономической полиции и замглавы МВД

Ряд кадровых перестановок в МВД произвел президент России Владимир Путин. Он назначил, в том числе, начальника ГУЭБиПК Андрея Курносенко, передает «Интерфакс».

Указ президента размещен на портале правовой информации. В нем говорится, что от должности освобожден главный инспектор МВД Сергей Данилюк, а также генерал-майор Андрей Головацкий - от должности первого замначальника штаба Северо-Кавказского регионального командования Внутренних войск МВД РФ.

Тем же указом назначен Андрей Курносенко - начальником Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и генерал-майор Дмитрий Миронов - заместителем министра внутренних дел.

Скандально известный ГУЭБиПК укрепили борцами с оборотнями в погонах

Перед экс-замглавы башкирской полиции Андреем Курносенко стоит задача очистить репутацию антикоррупционного управления МВД, а Дмитрий Миронов теперь будет курировать транспортное направлени

Стали известны подробности кадровых ротаций, которые сегодня своим указом утвердил президент России Владимир Путин. Как сообщили «Известиям» сразу несколько источников в МВД, экс-глава Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрий Миронов отныне будет курировать работу ГИБДД (вместо недавно ушедшего в отставку Виктора Кирьянова), правда, с более широкими полномочиями, а Андрей Курносенко, как выяснилось, имеет серьезный опыт борьбы с оборотнями в погонах и должен очистить репутацию антикоррупционного управления, которая пострадала из-за дела генерала Дениса Сугробова.

Главным борцом с коррупцией МВД России назначен генерал Курносенко

Президент России Владимир Путин назначил генерал-майора Андрея Курносенко начальником главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

МОСКВА, 24 дек - РИА Новости. Президент России Владимир Путин назначил генерал-майора Андрея Курносенко начальником главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Генерал-майор Андрей Курносенко назначен главным борцом коррупцией в МВД РФ

Указом президента РФ Владимира Путина генерал-майор Андрей Курносенко назначен главным борцом с коррупцией в Министерстве внутренних дел России.

Генерал-майор Андрей Курносенко, который ранее был начальником полиции Башкортостана, назначен на должность начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Указ был подписан главой Российской Федерации Владимиром Путиным.

Отметим, 46-летний Курносенко родом из Севастополя. Там он окончил Черноморское Высшее Военно-Морскоеучилище им. Нахимова, после чего переехал в Москву. В столице он поступил в Московский государственный социальный университет и получил юридическое образование. В министерстве внутренних органах России Курносенко работает с 1995 года.

Андрей Курносенко назначен начальником антикоррупционного главка МВД РФ

Президент РФ Владимир Путин назначил генерал-майора Андрея Курносенко начальником главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

«Назначить генерал-майора полиции Курносенко Андрея Анатольевича - начальником главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, освободив его от занимаемой должности», - гласит текст указа, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Напомним, до того назначения Андрей Курносенко был заместителем начальника данного главка, а прежний начальник — генерал-лейтенант Денис Сугробов — сейчас проходит по делу о провокации взятки у сотрудника ФСБ.

Антикоррупционный департамент МВД РФ возглавил Андрей Курносенко

Президент России Владимир Путин назначил генерал-майора Андрея Курносенко руководителем Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ. Соответствующий указ размещен сегодня на официальном портале правовой информации.

«Назначить генерал-майора полиции Курносенко Андрея Анатольевича начальником Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации, освободив от занимаемой должности», — говорится в документе.

С июня прошлого года Курносенко являлся заместителем начальника ГУЭБиПК МВД России.

Путин назначил нового начальника управления МВД в Севастополе

Кроме того, президент сделал и другие назначения. Как писал «ФедералПресс» ранее, он подписал указ о назначении начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. Им стал генерал-майор полиции Андрей Курносенко.

Генерал-майор полиции Андрей Курносенко рассказал о работе главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции

Руководитель Главка генерал-майор полиции Андрей Курносенко

Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 7 июня. сайт - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) – одно из самых грозных подразделений МВД России. По крайней мере, для бизнесменов и чиновников. Однако в интервью журналисту "Интерфакса" Андрею Новикову руководитель Главка генерал-майор полиции Андрей Курносенко попытался развеять страхи предпринимателей. По его словам, карательные методы работы канули в лету, и сегодня ГУЭБиПК рассматривает российский бизнес в качестве партнера и союзника.

Андрей Анатольевич, словосочетание "кошмарить бизнес" прочно вошло в лексикон российских предпринимателей. Для вас бизнесмены – потенциальные фигуранты уголовных дел?

Мы не позиционируем себя в качестве карательного органа, а частный бизнес рассматриваем как своего союзника. Я уверен, что у нас общая цель – сильная, здоровая, динамично развивающаяся экономика. Не верите? Я вам докажу это на цифрах. По данным ФНС, в 2015 году в России было зарегистрировано 4,8 миллиона юридических лиц, а к ответственности за налоговые преступления привлечено всего 424 предпринимателя. Капля в море. И в дальнейшем эта цифра будет снижаться: как вы, наверное, помните, сейчас готовятся предложения по декриминализации некоторых составов экономических преступлений в том случае, если правонарушение было совершено впервые, а нанесенный ущерб возмещен.

Я могу с полной ответственностью сказать, что если нарушения и существуют, то они носят единичный характер. В целом же мы хотим сломать устоявшиеся стереотипы и наладить конструктивный диалог с бизнесом. Но предприниматели тоже должны четко понимать, что сегодня нужно работать в правовых рамках. К сожалению, это происходит не всегда.

Предприниматели часто жалуются на многочисленные проверки, в том числе, со стороны силовиков. Вы же слышали выражение "маски-шоу"?

Уверяю вас, ни одна коммерческая структура не подвергается проверке, если на то нет оснований, предусмотренных законом. О каком-либо давлении на законопослушный бизнес не может идти и речи. Мы себе такого не позволяем и не будем заниматься этим впредь. Но, можете не сомневаться, сотрудники службы экономической безопасности придут к нечистым на руку предпринимателям. Речь идет о категории криминального бизнеса, о лицах, которые занимаются противоправной деятельностью.

Поводом для проверки может стать оперативная информация о противоправных действиях в той или иной компании или сообщения, полученные от граждан. В ходе проверки наши сотрудники обязаны изучить полученные сведения, после чего принимается решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

ГУЭБиПК сегодня действует очень взвешенно, прекрасно понимая, что и нас могут использовать в конкурентной борьбе. Так что наша задача во всем спокойно разобраться и принять правильное и законное решение. Мы готовы к спокойной транспарентной работе.

Еще один вопрос из области страхов российских бизнесменов: проверка означает изъятие документации и серверов, в результате чего в работе компании наступает паралич.

На этот счет существуют четкие инструкции, тут нет никакой самодеятельности, и речь идет только о противоправной деятельности. Решение об изъятии документации принимается после всестороннего анализа информации, поступившей из нескольких источников. Сотрудник ГУЭБиПК готовит мотивированный рапорт, в котором подробнейшим образом излагает обстоятельства дела, приводит доказательства о незаконной деятельности той или иной структуры.

То же самое можно сказать о силовой поддержке. Как правило, подпольные казино, цеха по производству поддельного алкоголя, контрафактной продукции обеспечены мощной физической охраной, находятся за высокими заборами, укрываются за толстыми дверями, чтобы максимально затруднить доступ правоохранительных органов. Зачем это делается? Чтобы злоумышленники успели скрыть улики. Поэтому главная задача силовых подразделений – обеспечить быстрый доступ сотрудников, которые должны задокументировать противоправную деятельность. Но еще раз повторю, за рамки регламента мы не выходим. Руководство министерства и нашего управления делают все для того, чтобы сила не применялась в отношении законопослушных бизнесменов.

В последние годы Центробанк принимает энергичные меры по очищению кредитно-финансовой сферы от недобросовестных банков. Какова роль ГУЭБиПК в этой работе?

Мы работаем в тесном взаимодействии с Центробанком, постоянно обмениваемся информацией. Только в прошлом году в России было выявлено 23 тысячи преступлений в кредитно-финансовой сфере. Для нас, конечно, представляют наибольший интерес банки, которые обслуживают большое число физлиц. Сегодня мы совместно с Росфинмониторингом и ЦБ выявляем группировки и пресекаем переток средств за границу. Эффект тут зависит от своевременного блокирования средств, которые могут быть похищены.

- А каков, по вашим оценкам, объем средств, выводимых за рубеж криминальными структурами?

Точную цифру назвать сложно. Мы же отталкиваемся от конкретных уголовных дел. К примеру, в прошлом году мы выявили преступную группу, которая вывела за рубеж, в частности, в Молдавию порядка 700 млрд рублей.

- А вы знакомы с "панамским досье"? Проводилась ли МВД проверка по фактам вывода средств в офшоры?

Сами по себе офшоры не являются преступным бизнесом. Огромное количество бизнесменов используют этот инструмент. Вопрос в том, законно или нет. Сегодня существуют налаженные механизмы обмена информацией между правоохранительными органами, которые позволяют эффективно противодействовать отмыванию преступных доходов. Я считаю неэтичными действия владельцев оффшорной компании, которая обнародовала данные о законопослушных бенефициарах. Если у вас есть данные об их противоправной деятельности, о коррумпированных чиновниках, сообщите эту информацию компетентным органам. Но ведь этого сделано не было. Лично я узнал об этой истории из СМИ.

В России принята масштабная программа развития вооружений. Насколько серьезной является проблема хищения бюджетных средств, выделяемых на эту сферу?

Проблема чрезвычайно актуальна. Мы используем ноу-хау, которые позволяют отследить и своевременно дать по рукам расхитителям. Не буду раскрывать все наши секреты, скажу лишь, что мы стремимся сопровождать, в пределах своей компетенции, процессы распределения и расходования средств, выделяемых государством на проекты, реализуемые в области ОПК. Это позволяет своевременно выявлять недобросовестных участников проводимых конкурсов.

- В России принят план по борьбе с коррупцией. Ее становится меньше?

Меры, которые принимаются в нашей стране, по моему мнению, позволили купировать, локализовать эту проблему. Кроме того, сегодня мы сосредоточились на превентивных мерах, боремся с причинами, которые порождают коррупцию. Вы, наверное, заметили, что врачи и учителя перестали считаться главными взяточниками. Правоохранительные и контролирующие органы сосредоточились на тех, кто имеет доступ к распределению бюджетных средств. Плюс ужесточение контроля за расходованием госсредств. Этот комплекс мер приносит свои плоды.

Биография:

Выпускник Черноморского высшего военно-морского училища. Постскриптум Нахимова.

В 2001 году окончил Московский государственный социальный университет по специальности «правоведение».

Служба по внутренним делам началась в 1995 году, сотрудник службы безопасности Регионального управления по борьбе с организованной преступностью в Московской полиции.

С октября 2006 года он работал в Главном управлении внутренней безопасности МВД России.

В декабре 2012 года назначен заместителем министра внутренних дел Республики Башкортостан.

В 2014-2015 годах он занимал должности заместителя, первого заместителя начальника Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией Министерства внутренних дел России.

Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 2015 года № 657 он был назначен руководителем Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией Министерства внутренних дел России.

Имеет государственные и ведомственные награды.

Начальник Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией МВД России Андрей Курносенко получил предупреждение о неполном официальном соблюдении после министерской проверки. Об этом в четверг, 29 сентября, сообщил РИА Новости официальный представитель МВД России Ирина Волк.

«За несоблюдение надлежащих мер по укреплению официальной дисциплины и законности в доверенном подразделении глава ГУЭБК и Андрей Курносенко был дисциплинирован в форме предупреждения о неполном соблюдении услуг», - отметила она.

LENTA.RU, 29.09.2016

Третья неделя в МВД ГУВБиПК представляет собой крупномасштабную проверку уголовного дела, возбужденную против бывшего начальника управления «Т» полковника Дмитрия Захарченко. Полицейский был задержан на взятку в размере 7 млн. Рублей, но во время обыска квартиры его родственников наличными в рублях и валюте было обнаружено почти 9 миллиардов рублей, а в его машине еще 13 миллионов рублей, 170 тысяч долларов и 5 тысяч евро. Сам полицейский не мог объяснить происхождение богатства, и следователи считают, что он активно «скручивается» в топливно-энергетическом секторе и теневом банковском бизнесе. Сейчас Захарченко сидит в тюрьме под следствием.

Инспектора также посетил глава 47-летнего генерального директора GUEB & PK Андрей Курносенко. Дело в том, что в день обысков Захарченко дома и на работе глава командного пункта по борьбе с коррупцией неожиданно оказался в командировке. Говорят, что он полетел за границу. Чекисты сомневаются в совпадении, потому что Курносенко - от ГУСБ. Вероятно, его бывшие коллеги предупредили его о спецоперации, которую он выполнял. Сам генерал тоже что-то заподозрил: источники жизни в МВД говорят, что уже 9 сентября он поставил отчет об отставке на столе своего начальника Владимира Колокольцова, но он еще не подписал. Судьба генерала будет решена по результатам инспекции его подразделения, но не в Министерстве внутренних дел, а в администрации президента.

Теперь у сотрудников МБ ФСБ было еще больше подозрений и вопросов о Курносенко. Во время проверки общие средства находились на сотни миллионов рублей. Как выяснилось, до недавнего времени он был владельцем дорогих особняков и земель в престижном Истринском и Красногорском районах Московской области - на сумму около 160 миллионов рублей.

LIFE. ru, 04.10.2016

Между тем, сотрудники правоохранительных органов говорят, что скандал с Дмитрием Захарченко может привести к анализу полетов в центральном аппарате полицейского управления. Согласно некоторым сообщениям, некоторые уже запланированные назначения на руководящие должности в полицейской службе (включая ГУЭБК и полицию) могут быть приостановлены или отменены, согласно сообщениям средств массовой информации, глава этой главы по борьбе с коррупцией, генерал-майор Полиция Андрея Курносенко, как утверждается, подала отчет об отставке, который согласно закону «О полиции» несет ответственность за непристойные действия своих подчиненных.

Сразу после ареста Захарченко его прямой лидер, глава ГУЭБиПК МВД Андрей Курносенко, подал в отставку. Однако вскоре пришла команда «релиз». Глава национальной гвардии Виктор Золотов лично работал на генерала.

РУСПРЕСС, 05.12.2016.

В Истринском районе он владел четырьмя земельными участками общей площадью 5 тысяч квадратных метров. м, а также особняк », - сказал источник в спецслужбах Лайф.

Самая большая площадь - 1,5 тысячи квадратных метров. м в Курносенко находился в селе Турово в Истринском районе. Его примерная стоимость оценивается в 10 миллионов рублей. В том же поселке Курносенко владели еще тремя участками и особняком.

В ноябре 2015 года Курносенко, который тогда был первым заместителем главы центра

Более 100 млрд рублей, похищенных в результате экономических преступлений, удалось вернуть в бюджет сотрудникам полиции в прошлом году. Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России генерал-майор полиции Андрей Курносенко рассказал “Ъ”, почему масштабные расследования в Дагестане начались именно сейчас, чем объясняется резкое снижение числа выявляемых взяток и какими способами осуществляется финансирование террористических и экстремистских организаций.


Защита бюджетных средств в нынешних экономических условиях стала одной из наиболее актуальных задач. Какие направления в ее решении являются для вашей службы основными?

Речь прежде всего идет о противодействии хищениям бюджетных средств, выделенных на реализацию гособоронзаказа, федеральные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Кроме того, важно не допускать злоупотреблений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В общей сложности в прошлом году сотрудникам нашей службы удалось выявить более 70 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности, около 45 тыс. из них расследованы, к уголовной ответственности привлечено около 26 тыс. человек. Общий ущерб от этих преступлений составил 177,5 млрд рублей, 100,5 млрд удалось вернуть. Что касается непосредственно бюджетной сферы, то здесь было раскрыто 4697 преступлений, из них 2506 имели коррупционную составляющую. К уголовной ответственности были привлечены 1746 человек. Размер выявленного от их действий ущерба составил более 17,7 млрд рублей.

Госсредства похищают самыми разными способами. Большой резонанс, например, вызвало дело о хищении более 150 млн рублей, в рамках которого была арестована замглавы Росимущества Елена Паткина. Когда она работала в подмосковном теруправлении ведомства, несколько его сотрудниц провернули комбинацию. Они использовали то обстоятельство, что средства плательщиков, которые неверно указывают реквизиты при перечислении платежей по договорам, зачисляются в раздел невыясненных платежей федерального бюджета. Вместо того чтобы вернуть их на расчетные счета плательщиков, сотрудницы управления изготовили и направили в подмосковное казначейство фиктивные документы с ложными сведениями по принадлежности и виду платежей. В результате денежные средства были перераспределены на специальный счет, после чего фигурантки с помощью цифровой подписи подготовили платежные поручения, согласно которым деньги были перечислены подставным организациям, а затем похищены.

Особое внимание мы уделяем злоупотреблениям в оборонно-промышленном комплексе. В прошлом году нашей службе удалось выявить 245 преступлений в этой отрасли, примерно на треть больше, чем годом ранее. В этом вопросе мы тесно работаем с коллегами из ФСБ, прокуратурой, Следственным комитетом. Основные способы хищений все те же: необоснованное завышение цен на материально-технические ценности и оказываемые услуги, а также завышение объемов выполненных работ. Но главным остается вывод средств через подрядные организации, аффилированные с лицами, отвечающими за распределение и освоение средств. Классический пример таких хищений - совершенные при строительстве космодрома Восточный. Там бывали случаи, когда в качестве исполнителей одного договора оформлялось до десятка подрядчиков. Естественно, для того, чтобы максимально запутать следы похищенных средств. «Хвосты» по хищениям на Восточном мы подбираем и сегодня, в любом случае уверен, что ни один виновный в сложившейся ситуации с космодромом «деятель» не уйдет от ответственности.

Однако вопрос распределения средств в оборонке связан с гостайной. Мы стараемся не вредить производству, научным разработкам, поэтому стараемся проводить наши мероприятия особенно деликатно. Работа здесь осуществляется службой на системной основе, просто далеко не обо всех ее результатах по понятным причинам мы можем рассказывать.

«Последние события в Дагестане не стали неожиданностью»


Большой резонанс вызвало масштабное расследование хищений в бюджетной и других сферах бывшими высшими должностными лицами и чиновниками различных ведомств Дагестана. Ваши сотрудники работали в этой республике?

Материалов о злоупотреблениях в Дагестане было действительно много. Сотрудники нашего главка постоянно работают в составе оперативного штаба на Северном Кавказе и в самом тесном взаимодействии с ФСБ России. С начала этого года в республике выявлено 59 преступлений в отношении руководителей различного уровня, возбуждено 39 уголовных дел. Среди них - в отношении главы Махачкалы за махинации с земельными участками в столице республики, министра строительства, архитектуры и ЖКХ региона и заместителя министра транспорта, энергетики и связи республики, допустивших многомиллионные хищения при расходовании бюджетных средств.

Кроме того, наша служба особое внимание в Дагестане и других республиках Северо-Кавказского федерального округа уделяет декриминализации сферы ТЭКа. Два года сотрудники главка совместно с коллегами территориальных подразделений занимались этой проблемой. Были выявлены масштабные и системные злоупотребления при тарифообразовании на энергоресурсы, хищения нефтепродуктов, реализации некачественного топлива, массовое уклонение от уплаты налогов на рынке ТЭКа, а это миллиарды рублей. В результате в прошлом году было возбуждено около полутора тысяч уголовных дел о соответствующих злоупотреблениях. Нужно отметить, что сложившаяся в том же Дагестане ситуация в этих вопросах крайне негативно влияла на настроения людей, которых возмущало, что распределение энергоресурсов шло непрозрачно, контроля не было, львиная доля операций на рынке ТЭКа проводилась незаконно, поэтому и дополнительных рабочих мест там не создавалось.

Но это проблемы не только Дагестана. Аналогичные имеются и в других республиках СКФО. Просто, как я уже сказал, в Дагестане уже перешли к реализации собранной правоохранительными органами информации.

Большинство преступлений, о которых вы говорите, имеют коррупционную составляющую. Между тем по статистике, опубликованной недавно Генпрокуратурой, число выявленных случаев взяточничества за год уменьшилось примерно на 40%. Как это можно объяснить?

Мы изучали этот вопрос. Необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, когда мы говорим о чиновниках, руководителях госучреждений, имеющих отношение к распределению бюджета, то, безусловно, серьезное профилактическое воздействие оказали громкие коррупционные процессы последнего времени. Руководители убедились, что неприкосновенных нет. С другой стороны, взяточничество по-прежнему отличается высокой латентностью, причем она проявляется не только в нежелании взяткодателей сообщать о преступлениях. Появляются новые методы конспирации, меняются способы передачи взяток: используется удаленный доступ, офшоры, аффилированные через третьих лиц фирмы, различные электронные платежные системы. Еще одним важным моментом стало введение в июне 2016 года в Уголовный кодекс статей, предусматривающих ответственность за мелкие взяточничество и коммерческий подкуп - 291.1 и 204.1. Как оказалось, эти явления, дела о которых рассматриваются в упрощенном порядке, достаточно масштабны. Когда же речь идет о больших размерах взяток, о значительном ущербе, причиненном с помощью коррупционных схем, то таких преступлений мы выявляем по-прежнему немало. Среди показательных уголовных дел назову возбужденное по нашим оперативным материалам в отношении вице-спикера Нижегородского законодательного собрания. Он обвиняется по целому ряду коррупционных составов, в том числе связанных с махинациями с землей и недвижимостью на территории Нижнего Новгорода.

Когда мы говорим о взятках, то важен принцип неотвратимости наказания вне зависимости от того, крупная взятка или мелкая.


Много говорится о том, что чиновника нужно сделать ответственным за конечный результат вложения бюджетных средств и тогда ему станет невыгодно распределять заказы за откаты. Эта идея как-то реализуется?

Главк проводит работу в этом направлении. Мы постоянно выявляем преступления в данной сфере, поэтому иногда нам проще усмотреть те пробелы в законодательстве, которые еще существуют. Сейчас ситуация такова, что уголовную ответственность несут в основном те, кто технически участвует в хищении средств, но не те, кто их выделяет, то есть нижнее звено расхитителей. При этом, когда выявляется хищение, все ссылаются на публично проведенные торги, конкурсы. А когда выясняется, что контракты в итоге были заключены с завышенными ценами, то заказчик говорит: так получилось. И фактически ни за что не отвечает. При этом я еще не видел такого человека, который нес бы персональную материальную ответственность за распределение средств и при этом постарался бы их украсть или привлечь своего родственника к их реализации. Мы уже предлагали ввести какие-то технические способы регулирования этих процессов, например анализ, перепроверку реальных цен через интернет. Есть такие агрегаторы. Какими бы ни были товар или услуга, в поисковике всегда можно найти среднюю цену по рынку, увидеть все компании, которые реализуют этот товар или являются посредниками, узнать их расценки и составить объективное представление при объявлении конкурса. Мы предложили: если цена уходит от средней рыночной в любую сторону на 10%, нужно возвращать конкурс к стартовой ситуации. Потому что обычно делается так: сначала люди объявляют конкурс, занижая цены, потом не могут реализовать контракт, в результате производится корректировка цен в сторону увеличения стоимости проекта и за счет появившейся разницы совершается хищение. Всем руководителям управлений главка я дал поручения проанализировать результаты наших оперативно-разыскных мероприятий и дела, которые дошли до суда и закончились приговорами. Кроме того, мы ориентируем свои территориальные подразделения на проведение постоянного мониторинга работы аукционных комиссий по размещению госзаказов. На основе собранной информации сформулируем четкие и конкретные предложения законодателям.

«Грубыми средствами можно навредить инвестициям в нашу экономику»


Большой урон отечественной экономике наносят преступления в финансовой сфере, прежде всего незаконный вывод средств за границу и их невозврат. Как правило, такие преступления выявляются, когда деньги уже ушли, а сами криминальные финансисты и их сообщники выехали за пределы России. Как можно сломать эту практику?

В прошлом году нашей службой было выявлено около ста преступлений, предусмотренных ст. 193 и ст. 193.1 УК и связанных с незаконным выводом средств за пределы России или их невозвратом, около тридцати человек привлечены к уголовной ответственности, притом что в целом в кредитно-финансовой сфере за год было раскрыто почти 20 тыс. преступлений, в том числе свыше тысячи - совершенных в составе организованных групп. Задокументировано свыше 5 тыс. налоговых преступлений. Сотрудники главка участвовали в проведении 73 налоговых проверок, по которым общая сумма налоговых взысканий превысила 7 млрд рублей.

Были и крупные разработки. В прошлом году сотрудниками главка была пресечена деятельность преступного сообщества, участники которого занимались выводом денежных средств в теневой сектор экономики на территории Московского региона, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Воронежской, Орловской и Ростовской областей. За период с 2014 по 2016 год из легального оборота ими было выведено свыше 8 млрд рублей. Обвинения предъявлены 15 фигурантам уголовного дела. Трое организаторов и активных участников сообщества арестованы.

Динамика такова, что масштабы незаконного вывода средств сокращаются, хотя по-прежнему измеряются десятками миллиардов рублей. Этой теме уделяется очень большое внимание, мы постоянно контактируем с Центральным банком, Росфинмониторингом, работает специальная межведомственная комиссия.

Наиболее актуальными схемами вывода денежных средств за границу являются переводы по фиктивным внешнеторговым контрактам, по договорам купли-продажи ценных бумаг, предоставление заведомо безвозвратных займов или возврат якобы полученных ранее кредитов, перевод российскими организациями средств на свои счета и счета других российских организаций, открытых в иностранных банках. Используются подложные судебные решения или решения законные, в основе которых лежат фиктивные задолженности.

- То есть так называемая молдавская схема по-прежнему актуальна?

Эта схема не уникальна, «молдавской» ее назвали только потому, что в том конкретном случае ущерб измерялся астрономическими суммами, соответственно, и расследование получилось громким. Сейчас разрабатываются механизмы, в том числе в банковской системе, связанные с контролем вывода денежных средств и контролем за этим выводом. Конечно, мы находимся в ситуации, когда бить по хвостам порой бессмысленно, потому что деньги из-за границы сегодня по известным причинам трудно возвращаются. Но мы не можем просто прийти в банк и сказать: вы знаете, мы подозреваем, что вы хотите вывести средства, поэтому сделайте то-то и то-то. Нас сразу же обвинят в давлении на бизнес, а потом спишут на нас все проблемы со средствами вкладчиков.

Можно услышать предложения вводить процессуальные ограничения, например на выезд из страны, для банкиров, чьи финансовые организации вызывают вопросы у того же ЦБ.

Одно время такой вопрос обсуждался. Но в этом случае речь идет об ограничении конституционных прав гражданина. Дело в другом. Мы должны выработать четкие критерии, когда возможны превентивные процессуальные действия: допустим, резко нарастающее количество трансакций, их непрозрачность, большое количество трансакций с небольшими суммами за конкретный промежуток времени. Но этот вопрос должен быть четко прописан, потому что люди работают с иностранными контрагентами, оплачивают контракты, покупают технику, услуги. Эти вопросы мы обсуждаем сейчас на межведомственной группе. Это очень тонкий вопрос, грубыми решениями можно навредить и интересам России, прежде всего в вопросе инвестиций в нашу экономику. К примеру, обсуждалось предложение подозрительные переводы средств за границу притормаживать на некоторое время, за которое проводить их детальную проверку и обоснованность. Но опять же такие действия могут вызвать непонимание у иностранных партнеров наших бизнесменов, могут сорваться сделки.

При этом важно понимать, что без взаимодействия с компетентными органами иностранных государств борьба с выводом средств не будет полностью эффективной. Здесь тоже имеется много вопросов.

Сегодня речь скорее может идти об ограничении выдачи лицензий на тот или иной вид банковской деятельности, особенно когда речь идет о работе со средствами физических лиц. Это принципиально очень важно, потому что когда из-за одного юридического лица страдают несколько тысяч граждан - это несоразмерно. Люди копят иногда всю жизнь, несут деньги в банк, а потом после его краха получают небольшую часть своего вклада - и все. Названную инициативу мы поддерживаем.

Незаконные трансграничные финансовые операции могут использоваться и для финансирования террористических и экстремистских организаций. Вашему главку борьбу с этим видом преступности поручили совсем недавно. Есть уже какие-то результаты?

В 2017 году правоохранительными органами в России выявлено 100 преступлений, связанных с финансированием терроризма, из них 72 - сотрудниками органов внутренних дел, в том числе 38 - нашей службой. Это весьма специфичный вид преступлений - они имеют тщательно закамуфлированный механизм. Мы уже наладили эффективное взаимодействие с Росфинмониторингом, который направляет нам материалы о подозрительных операциях. Способы финансирования разные: электронные кошельки, целенаправленный перевод средств от устойчивых источников с хорошим финансовым ресурсом. В последнее время для переброса средств используют криптовалюту, поэтому мы критически относимся к ее бесконтрольному обороту, который имеет место в настоящее время. В борьбе с этим видом преступности нам важно не только отследить поступление средств, но и задокументировать его, собрать доказательную базу. Здесь особое значение имеет тесная работа со следствием. Можно сказать, что сейчас в завершающей стадии отработка алгоритма противодействия финансированию терроризма и экстремизма.

- А на что граждане вам в основном жалуются?

В последнее время шквал жалоб на коммунальщиков - более 19% от общего числа, по проблемам садоводческих товариществ - почти 15%: это и размежевание земли, и уборка мусора, и прочие детально пока не урегулированные законодательством вопросы. Люди не знают, куда нужно идти, и по привычке идут в полицию. Из тех 22,8 тыс. обращений, что мы получили за год, многие касаются неисполнения своих прямых обязанностей подразделениями конкретных министерств, ведомств, муниципальными структурам.

Иногда получается, что мы ходим с заявителем по замкнутому кругу: он жалуется, мы проверяем, выясняем, что повода для уголовного дела нет, отказываем гражданину, он идет жаловаться на нас в прокуратуру, и все по новой.

Мы обсуждаем эту проблему, но я думаю, что решение должно приниматься не на уровне МВД. В настоящее время возникла потребность в модернизации правил направления обращений гражданами и организациями, которая может заключаться в создании единого центра по их обработке - возможно, с использованием ресурсов МФЦ,- компетентно и адресно определяющего, к какому ведомству относится проблема гражданина. При этом организация подачи обращений через многофункциональные центры и портал государственных услуг позволит избежать веерной рассылки гражданином обращений во все министерства и ведомства, так как соответствует концепции единого окна.

Также решится - например, через привязку при подаче обращения к ИНН и СНИЛС - проблема идентификации заявителей, которые в некоторых случаях используют псевдонимы, одноразовые адреса электронной почты, что позволяет анонимно обращаться в органы власти и сообщать заведомо недостоверные сведения, многократно увеличивая нагрузку на сотрудников, их рассматривающих, и отвлекая от обращений, действительно содержащих сведения о противоправных проявлениях.

Как минимум общественной дискуссии заслуживает мнение экспертов о наличии объективных предпосылок для использования при подаче обращения зарубежной практики так называемого гербового сбора - пусть небольшого, порядка 100–200 рублей,- что позволило бы значительно сократить многочисленные сегодня факты «злоупотребления правом на обращение» в госорганы.

Принимаемые меры позволят вывести работу с обращениями граждан на качественно новый уровень и оптимизировать деятельность органов государственной власти.

Интервью записал Александр Голубев