Разделение прав военнослужащих на получение постоянного жилья в зависимости от календарной даты

В настоящей статье автор выявляет противоречия норм законодательства о сроке наступления права некоторых категорий военнослужащих на признание их нуждающимися в постоянном жилье. Делается вывод о законности обеспечения военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., постоянным жильем при наличии у них 20 лет выслуги лет на военной службе до начала увольнения со службы.

Ключевые слова: обеспечение военнослужащих постоянным жильем, дата заключения первого контракта, коррупциогенные факторы, взаимосвязь обеспечения военнослужащих постоянным жильем и увольнения с военной службы, избранное постоянное место жительства.

Obtaining permanent housing during the period of military service the military, the first contract for military service after 1998
E.A. Glukhov

In this article the author reveals the contradictions of the legislation on the term of vesting of certain categories of military personnel in recognition of their need of permanent housing. The conclusion on the legality of providing servicemen who have signed the first contract for military service after January 1, 1998, permanent housing if they have 20 years of seniority in the military service prior to dismissal from service.

Key words: permanent housing for servicemen, date of the first contract, corruption-factors, the relationship of permanent housing for servicemen and discharge from military service, elected domicile.

Закон един для всех.

В настоящей статье будут проанализированы положения действующего законодательства об обеспечении различных категорий военнослужащих <1> постоянным жильем в зависимости от календарной даты. Речь идет о дате вступления в силу действующего Федерального закона "О статусе военнослужащих" (вступил в силу 1 января 1998 г., а принят был реально позже: Государственной Думой принят 6 марта 1998 г., Советом Федерации - 12 марта 1998 г., подписан Президентом Российской Федерации 27 мая 1998 г., а опубликован в "Российской газете" лишь 2 июня 1998 г.). Именно с этой даты - с 1 января 1998 г. - произошло разделение военнослужащих на две категории: на тех, кому постоянное жилье положено уже после пяти лет военной службы, и на тех, кому постоянное жилье положено только после 20 лет прохождения военной службы <2>. Отдельно также остановимся на изменении правового положения курсантов военных вузов, которые к моменту вступления в силу указанного Закона уже заключили контракт о прохождении военной службы.
——————————–
<1> В настоящей статье под военнослужащими будем иметь в виду лишь военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
<2> Существует и категория военнослужащих, не имеющих права на обеспечение жильем по договору социального найма или получение жилья в собственность. Это военнослужащие, реализующие свое право на жилище посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения (заключившие первый контракт о прохождении военной службы не ранее 2005 г.), однако в настоящей статье эта категория военнослужащих не рассматривается.

В нижеприведенной таблице указаны формулировки двух российских Законов "О статусе военнослужащих" (1993 и 1998 гг.), касающиеся прав военнослужащих на получение постоянного жилья.


Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих"

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в первоначальной редакции

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции от 28 декабря 2013 г.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абз. 2 и 3 ст. 15)

до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абз. 3 п. 1 ст. 15).
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (абз. 12 п. 1 ст. 15)

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г . (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с ОШМ при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (абз. 3 п. 1 ст. 15).
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более , а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с ОШМ при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона (абз. 12 п. 1 ст. 15)

Норм об обеспечении какой-либо категории военнослужащих служебным жильем на весь срок военной службы данный Закон не содержит


военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей


Как видно из данной таблицы, по Закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих" 1993 г. право на получение постоянного жилья (жилых помещений по договорам социального найма) возникало у военнослужащих уже после пяти лет военной службы (не считая времени обучения в военных вузах), причем вне зависимости от даты заключения ими первого контракта о прохождении военной службы.
С вступлением в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 г. право на получение постоянного жилья уже стало зависеть не только от срока выслуги на военной службе, но и от даты заключения военнослужащим первого контракта о военной службе. С 1 января 1998 г. военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, были разделены на две категории: заключившие контракт до указанной даты и после нее (сюда же новым Законом была отнесена и часть курсантов, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г.). В зависимости от этого стал разниться и объем их жилищных прав, о чем более подробно укажем далее.
Новшества, введенные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" 1998 г., ухудшили права военнослужащих на получение постоянного жилья. Если по одноименному Закону 1993 г. для приобретения права на обеспечение постоянным жильем военнослужащим требовалось иметь всего лишь пять лет выслуги на военной службе (не считая времени обучения в военном вузе), то по Закону 1998 г. - уже 20 лет выслуги на военной службе (либо не менее 10 лет выслуги и увольнение по "льготным" основаниям <3>). Как признал Президент России В.В. Путин, "Сложилась парадоксальная ситуация - офицер может рассчитывать на собственное жилье лишь после окончания службы. По сути, он попадает в конфликт интересов: хочешь квартиру - увольняйся из армии. Хочешь служить - ничего не получишь, пока не уволился. При этом решение жилищного вопроса затягивается для многих людей как минимум на десятилетие. Это, в свою очередь, препятствует обзаведению семьей, делает армейскую службу - и без того сложную и тяжелую - прямо скажем, малопривлекательной" <4>.
——————————–
<3> К "льготным" основаниям увольнения относятся увольнение в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ).
<4> Стенографический отчет о совещании по проблемам обеспечения военнослужащих жильем от 23 марта 2004 года URL: http://www.archive.kremlin.ru/text/appears/2004/03/62187.shtml.

Согласитесь, что ждать постоянного жилья минимум 20 лет морально, да и экономически сложнее, неприятнее, чем всего лишь пять лет. Все время ожидания постоянного жилья военнослужащий в лучшем случае имеет право на обеспечение только служебным жилым помещением. В худшем случае такой военнослужащий вынужден проживать в общежитиях, на условиях поднайма в съемных квартирах с периодическим опасением прекращения поднайма, в казармах, у родственников и т.д.
Однако и даже лучший вариант - получение военнослужащим служебного жилого помещения, которое предназначено не для постоянного проживания, а лишь на время прохождения военной службы в данной местности, не решает всех его жилищных проблем и не полностью удовлетворяет жилищную потребность военнослужащего. Военнослужащий изначально знает, что впоследствии должен будет освободить служебное жилое помещение, поэтому не заинтересован в его качественном, уютном и дорогом обустройстве, вложении в него больших денежных средств, покупке хорошей мебели. Кроме того, довольно большой процент служебных жилых помещений расположены в закрытых военных городках, а также вдали от крупных населенных пунктов, где военнослужащие желают проживать после увольнения с военной службы, поэтому изначально военнослужащий не думает о таком жилье как о постоянном, соответственно и относится к нему также. Да и объем правомочий нанимателя служебного жилого помещения существенно меньше, чем у нанимателя квартиры по договору социального найма, не говоря уже о собственной квартире. По сути, государство лишило военных права получить собственное жилье до достижения общей продолжительности военной службы 20 лет, таким образом привязав военнослужащих к военному ведомству.
И все время ожидания (не менее 20 лет) получения права на обеспечение постоянным жильем военнослужащему придется подтверждать свой статус нуждающегося в постоянных жилых помещениях: не покупать жилье самому, не вкладывать денежные средства в его строительство, не получать землю под строительство жилья, не получать жилые помещения (даже ветхие домики в деревне) в наследство. Причем указанные требования относятся как к самому военнослужащему, так и к членам его семьи. Иначе военнослужащего просто смогут снять с очереди на получение жилья, причем вполне на законных основаниях. Все это вынуждает военнослужащего жить в стесненных и дискомфортных условиях на условиях поднайма, в общежитиях, во временном жилье. Более того, в период ожидания заветного жилья военнослужащий может и умереть, так и не получив жилья, не воспользовавшись благами достойного существования, не оставив его в наследство родственникам.
Таким образом, в 1998 г. произошло ухудшение прав некоторых категорий военнослужащих в части, касающейся получения постоянного жилья. Однако здесь следует отметить, что федеральный законодатель вправе приостанавливать либо отменять действие норм о предоставлении государством определенных прав и льгот, но только предусмотрев надлежащий механизм равноценной замены существовавшего объема прав.
Своеобразной заменой права получить постоянное жилье в период прохождения военной службы без 20-летней выслуги на военной службе было право военнослужащих, обеспечиваемых на весь период службы служебным жильем, получить при увольнении со службы жилье сразу в собственность. Таким правом не обладали военнослужащие, заключившие первый контракт до 1 января 1998 г.; они при увольнении могли получить жилье только по договору социального найма. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, разный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в период прохождения военной службы предопределяет и основания для установления различий в обеспечении их жилыми помещениями при увольнении с военной службы <5>.
——————————–
<5> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 694-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбина М.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Однако, во-первых, военнослужащие, заключившие первый контракт до 1 января 1998 г. (кроме бывших в то время курсантами), могли и приватизировать полученное уже в период военной службы жилое помещение по договору социального найма. А во-вторых, Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 298-ФЗ <6> таким военнослужащим (заключившим первый контракт до 1 января 1998 г.) было также предоставлено право на получение при увольнении жилого помещения не только по договору социального найма, но и сразу в собственность (по своему выбору). Следовательно, в правах на получение постоянного жилья при увольнении законодатель уравнял обе рассматриваемые категории военнослужащих, а в правах на получение постоянного жилья в период прохождения военной службы - не удосужился. Дискриминация жилищных прав военнослужащих, заключивших контракт после 1 января 1998 г., в этом вопросе не устранена.
——————————–
<6> Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Отдельно хотелось бы остановиться на тех военнослужащих, которые к моменту вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 г. уже проходили военную службу по контракту, однако были данным Законом отнесены к категории лиц, обеспечиваемых постоянным жильем уже по новым правилам. Это курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы в военных вузах в период с 1993 по 1998 г. (до вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Они к моменту вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 г. обладали правами военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и имели все основания рассчитывать на жилищное обеспечение согласно нормам Закона 1993 г.
Добровольно заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин обременяет себя обязанностями перед государством, однако он и члены его семьи также получают право на соблюдение их прав и законных интересов. Таким образом, военный контракт подразумевает двусторонние права и обязанности, что ставит его на этапе заключения в один ряд с гражданско-правовым договором <7>.
——————————–
<7> Саитов Д.В. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" обидел курсантов // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 10. С. 26 - 28.

Право на жилище, формы его реализации, основания для получения постоянного жилья можно отнести к существенным условиям такого рода контракта. Добросовестно рассчитывая при подписании контракта на получение постоянного жилья уже через пять лет военной службы (не считая времени обучения в военном вузе), а в итоге получив право на его требование лишь после 20 лет военной службы, те бывшие курсанты наверняка были разочарованы политикой государства в социально-жилищной сфере. Государство в одностороннем порядке существенно изменило условия уже заключенного контракта о прохождении военной службы с вышеупомянутыми курсантами, причем в худшую сторону.
В результате показанных выше изменений законодательства сложилась странная ситуация. Так, например, автор настоящей статьи, поступивший в военную академию в 1994 г., курсантом заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 1995 г., при наличии выслуги лет на военной службе более 19 лет в настоящее время не имеет права на обеспечение жильем по договору социального найма, а сержант, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 1997 г. (позже автора) и имеющий продолжительность военной службы всего 16 лет (меньше, чем у автора), - имеет право на постоянное жилье. Причем в свете реализации обещаний высших должностных лиц России о ликвидации в военных структурах очереди на постоянное жилье таким более молодым и отслужившим меньший срок солдатам и сержантам реально предоставляется постоянное жилье, а офицерам - бывшим курсантам 1993 - 2001 гг. обучения - нет <8>.
——————————–
<8> Речь идет о бывших курсантах, поступивших в военные вузы с 1993 по 1996 г. включительно, т.е. это четыре выпуска - с 1998 по 2001 г. включительно (при пятилетнем сроке обучения).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" 1998 г. как акт законодательства не должен иметь обратной силы и изменять условия контракта о прохождении военной службы, заключенного ранее, - это общее правило. Новый Закон не должен ухудшать положения лица в правоотношении, сложившемся на основании прежнего закона, т.е. не должен лишать прав и возлагать дополнительные обязанности. Изменяя и отменяя правовые нормы, законодатель не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, уже существующее в конкретных правоотношениях <9>.
——————————–
<9> Романец Ю. Правовая определенность или безнаказанность? // ЭЖ-Юрист. 2011. N 49. С. 6.

Проанализируем обоснованность и законность такого разделения военнослужащих более подробно.
Федеральный законодатель, закрепляя право военнослужащих на получение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила его предоставления.
Федеральный законодатель в процессе реализации своих полномочий в сфере социальной защиты обладает широкой дискрецией как при установлении мер социальной поддержки, так и при определении категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. Вместе с тем, осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель связан требованиями Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), обязывающими его следовать гарантирующим защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод принципам юридического равенства и справедливости, из которых вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в равных условиях, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах <10>.
——————————–
<10> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова".

При внесении изменений в условия предоставления постоянного жилья должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1 ч. 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6 ч. 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55 ч. 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 ч. 3).
По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилья, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение военнослужащих, рассчитывающих на его получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе профессии.
Военнослужащие, заключившие контракты о прохождении военной службы до вступления в силу Федерального закона от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", принимая решение о прохождении военной службы по контракту и планируя свое будущее, исходили из норм, закрепленных в действующем в тот период Законе Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" об условиях предоставления постоянного жилья, в частности требования о наличии выслуги пять лет на военной службе для его получения (не считая времени обучения в военных вузах). Они рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение жилья за счет государства.
Изначально предоставляя всем военнослужащим право на обеспечение постоянным жильем через пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных вузах), государство могло предвидеть затраты на эти цели, поэтому дальнейшая корректировка социальных обязательств для таких военнослужащих в меньшую сторону не соответствует канонам добросовестной социальной политики.
Еще раз возвратимся к сравнению объема жилищных прав одинаковой категории субъектов - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих одинаковую выслугу лет на военной службе, исполняющих одинаковую функцию по защите Отечества, даже находящихся на равных воинских должностях. Те из них, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы, например, 1 октября 1995 г. в статусе курсанта военного вуза, обладают меньшими правами на получение жилого помещения по договору социального найма в период прохождения военной службы, чем такие же военнослужащие, заключившие первый контракт в тот же день, но не в статусе курсанта. Налицо необоснованное нормативное разграничение жилищных прав одной и той же категории граждан только лишь в зависимости от конкретной календарной даты (до или после 1 января 1998 г.).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. ч. 1, 2 ст. 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления от 24 октября 2000 г. N 13-П и от 3 июня 2004 г. N 11-П, Определения от 27 июня 2005 г. N 231-О, от 1 декабря 2005 г. N 428-О и др.) <11>.
——————————–
<11> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова".

Однако чем объяснить различия в правах военнослужащих, проходящих военную службу в одной и той же местности, в одних и тех же силовых структурах, выполняющих одну и ту же функцию и имеющих равную продолжительность выслуги лет на военной службе? Только лишь тем, что при заключении первого контракта часть из них была курсантами, а другая часть - не была? Довольно странная логика законодателя. Ведь при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении.
По мнению автора, такие различия в жилищных правах не имеют разумного оправдания, не обоснованны и не преследуют конституционно значимых целей, а потому не соответствуют конституционным принципам равенства.
Конституционное положение о равенстве всех перед законом и судом является одним из фундаментальных начал правового государства. Данное конституционное положение полностью соответствует международно-правовым нормам, включая ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Равенство в социальной сфере обеспечивается также, в частности, обязанностью Российской Федерации устанавливать единые правовые основы социальной защиты нуждающихся в этом лиц и порядок финансового обеспечения социальных мероприятий (См., например, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 462-О, от 18 апреля 2006 г. N 85-О, от 1 апреля 2008 г. N 479-О-П) <12>.
——————————–

КонсультантПлюс: примечание.

Евгений, здравствуйте!

А что случилось с этой квартирой и когда это произошло?

Статья 15. Право на жилище
[Закон «О статусе военнослужащих»] [Глава II] [Статья 15]
1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
2. Утратил силу.
2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
3. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или ОБЩЕЖИТИЯ.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
Военнослужащие - иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.
4. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
6. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
7. Утратил силу.
8. Утратил силу.
9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.
10. Исключен.
11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
12. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
16. При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
17. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
18. Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
19. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Согласно ст.15 ФЗ"О статусе военнослужащих " Вам обязаны предоставить жилое помещение,если Вы признаны в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В статье 51 ЖК РФ подробно расписаны основания для признания граждан в качестве нуждающимися.

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ
ПРИЗНАНИЯ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ НА ВЕСЬ СРОК ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛУЖЕБНЫМИ
ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы , выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.
6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий , связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
7. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов.
8. Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей.
9. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
10. Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, и документы в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.
11. Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.
12. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 дней сообщить в уполномоченные органы об изменении сведений в ранее представленных ими документах.
13. В случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.
14. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:
а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;
б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
15. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
Формы решения о снятии с учета устанавливаются федеральными органами.
16. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.

Добрый день

могут ли меня уволить без обеспечения субсидией на жильё или уволить и ждать обеспечения субсидией в порядке общей очереди
Павел

Это зависит от основания увольнения.

Право не быть уволенным без решения жилищного вопроса есть у военнослужащих, которые увольняться по 4 основаниям

ФЗ «О статусе…

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба,без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Есть еще одно основание, его часто забывают - это увольнение по несоблюдению со стороны МО РФ (это вообще из области фантастики, если честно).

Во всех остальных случаях можете быть уволены без обеспечения субсидией.

Но только, Вы со своей выслугой будете ждать уже уволенным, если уволитесь по собственному

Если не получится по собственному говорят уволят по НСС(не выполнение условий контракта), в данном случае право на получение субсидии сохранится?
Павел

Сохранится так как:

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которыхсоставляет 20 лет и более , а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями,не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы иобеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В Вашем случае основание увольнение не имеет значения, так как законодатель установил единственное условие - достижение выслуги 20 лет.

Субсидию все равно получите. Но уволить могут

Но я бы Вам настоятельно не советовал увольняться и ждать на гражданке, так как сейчас стоит негласная установка на обеспечение жильем в первую очередь увольняемых. Как только Вас уволят и исключат из списков части, то о Вас дружно забудут.

Хоть и не предусмотрено разных очередей, тем не менее это так

Поэтому принимайте решение в соответствии с этим обстоятельством